Разработка открытого урока в 7 классе
в соответствии с требованиями ФГОС
на ступени основного общего образования по учебнику Боголюбов Л.Н. «Обществознание» М: Просвещение, 2020
учителя истории и обществознания Яруллиной Л.Ф.
Тема урока: Экономика. Деньги
Задачи урока:
Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.
Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.
Оборудование: мультимедийное для использования презентации, доска, учебник «Обществознание», авт. Л. Боголюбов,
Основные понятия: деньги, цена, мера стоимости, валюта, капитал
Основные термины: деньги, цена, мера стоимости, валюта, капитал
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – исследование.
Обоснование целесообразности использования ИКТ на уроке
ХОД УРОКА
1. Организация класса, сообщение задач, целей урока:
Ребята, мы продолжаем изучение темы «Экономика». Я предлагаю начать его с разгадывания ребуса (просмотр слайда) и ответьте на вопрос: «Что это?»
- Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.
- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы детей).
- Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками.
- Запишите тему урока: «Деньги» и домашнее задание: параграф 13, вопросы «Проверим себя» № 1,2,3 устно и задания «В классе и дома» №1.
Посмотрите, по какому плану мы сегодня будем работать:
1. История денег.
2. Как деньги стали деньгами
3. Деньги меняют обличье.
2. Изучение нового материала:
1. Актуализация знаний.
Учитель: - Деньги… А, какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово «деньги»? Напишите их на доске. (Приём «Корзина идей»: на доске вывешивается слово «Деньги», а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.).
Учитель: Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер (ученики в тетради, один - составляет на доске).
Текст: «Что было деньгами».
Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова «скот».
В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли «солинусы» (от этого слова произошло «солдат»).
У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм). Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
Учитель: – Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти нужную вам вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты.
( Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.) Учитель:
– Понравилось ли вам на ярмарке?
– Какие сложности возникли при обмене?
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?
– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
4. Учитель: - Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. А вот что они нашли, давайте послушаем рассказ «Как деньги стали деньгами».
Сообщение: - Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар - посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. (Карточка на доске.) Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту.
Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно?
5. Учитель:
- Так что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся, обобщение учителя: «Деньги – это особый вид универсального товара, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.). Запишите в тетрадях определение термина «Деньги».
6. Наука нумизматика (от лат. «nomisma» — монета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.
Практическая работа в парах.
Работа с наличными деньгами.
Учитель:
– У вас на столе лежат российские монеты. Давайте рассмотрим их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.
Язык монеты.
Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов.
Аверс – лицевая сторона монеты.
Реверс – оборотная сторона монеты.
Легенда – надпись на монете.
Номинал – официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот.
Гурт – боковая поверхность монеты.
3. Итог урока. Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью метода «Лист самооценки».
Учитель: - Ребята, я предлагаю вам оценить сегодняшнюю работу.
4. Выводы:
Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.
Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: «Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
ПОМНИТЕ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.
- На этом наш урок закончен. Сегодня на уроке хорошо работали … (выставление оценок). Хочу пожелать всем добра, удачи и пусть в ваших карманах звенит не только монета. Спасибо! До свидания.
5. Домашнее задание:
Параграф 3-4 (страница, вопросы «Проверим себя» № 1,2,3 – устно, задания «В классе и дома» №1.