СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по обществознанию "Экономика. Деньги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КПлан-конспект открытого урока по обществознанию в 7 классе по теме "Экономика. Деньги". в форме деловой игры, с применением ИКТ, технологии сотрудничества.

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию "Экономика. Деньги"»

Разработка открытого урока в 7 классе

в соответствии с требованиями ФГОС

на ступени основного общего образования по учебнику Боголюбов Л.Н. «Обществознание» М: Просвещение, 2020

учителя истории и обществознания Яруллиной Л.Ф.



Тема урока: Экономика. Деньги


Задачи урока:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Оборудование: мультимедийное для использования презентации, доска, учебник «Обществознание», авт. Л. Боголюбов,


Основные понятия: деньги, цена, мера стоимости, валюта, капитал


Основные термины: деньги, цена, мера стоимости, валюта, капитал

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – исследование.

Обоснование целесообразности использования ИКТ на уроке


ХОД УРОКА


1. Организация класса, сообщение задач, целей урока:

Ребята, мы продолжаем изучение темы «Экономика». Я предлагаю начать его с разгадывания ребуса (просмотр слайда) и ответьте на вопрос: «Что это?»

- Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.


- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы детей).

- Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками.


- Запишите тему урока: «Деньги» и домашнее задание: параграф 13, вопросы «Проверим себя» № 1,2,3 устно и задания «В классе и дома» №1.

Посмотрите, по какому плану мы сегодня будем работать:

1. История денег.

2. Как деньги стали деньгами

3. Деньги меняют обличье.


2. Изучение нового материала:

1. Актуализация знаний.

Учитель: - Деньги… А, какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово «деньги»? Напишите их на доске. (Приём «Корзина идей»: на доске вывешивается слово «Деньги», а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.).

Учитель: Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер (ученики в тетради, один - составляет на доске).

Текст: «Что было деньгами».

Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова «скот».

В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли «солинусы» (от этого слова произошло «солдат»).

У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм). Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.

Учитель: – Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти нужную вам вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты.

( Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.) Учитель:

– Понравилось ли вам на ярмарке?

– Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?


4. Учитель: - Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. А вот что они нашли, давайте послушаем рассказ «Как деньги стали деньгами».

Сообщение: - Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар - посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. (Карточка на доске.) Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту.

Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно?


5. Учитель:

Так что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся, обобщение учителя: «Деньги – это особый вид универсального товара, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.). Запишите в тетрадях определение термина «Деньги».


6. Наука нумизматика (от лат. «nomisma» — монета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.

Практическая работа в парах.

Работа с наличными деньгами.

Учитель:

– У вас на столе лежат российские монеты. Давайте рассмотрим их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.


Язык монеты.

Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов.

Аверс – лицевая сторона монеты.

Реверс – оборотная сторона монеты.

Легенда – надпись на монете.

Номинал – официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот.

Гурт – боковая поверхность монеты.


3. Итог урока. Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью метода «Лист самооценки».

Учитель: - Ребята, я предлагаю вам оценить сегодняшнюю работу.

4. Выводы:

Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.

Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: «Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

ПОМНИТЕ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.

- На этом наш урок закончен. Сегодня на уроке хорошо работали … (выставление оценок). Хочу пожелать всем добра, удачи и пусть в ваших карманах звенит не только монета. Спасибо! До свидания.

5. Домашнее задание:

Параграф 3-4 (страница, вопросы «Проверим себя» № 1,2,3 – устно, задания «В классе и дома» №1. 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!