СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по обществознанию 8 класс. "Нации и межнациональные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока 8 класс»

Утверждаю:

Директор ГОУСОШ при в/ч 2089

_________________/Григорян А.Л./



Проверила: Согласовано:

учитель истории Заместитель директора по УВР

____________/Минасова С.Р./ _____________/________________/



Технологическая карта урока

Предмет: обществознание

Класс: 8

Разработала : Юрина Людмила Александровна









Тема урока :

Нации и межнациональные отношения

Цели урока :

-продолжить работу по формированию знаний учащих­ся о нациях, межнациональных отношениях в обществе,

-формировать умения использовать полученные знания на практике,

-воспитывать чувство национальной гордости и уважение к представителям другой национальности.

Тип и вид урока :

Урок усвоения новых знаний; комбинированный урок.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • -понять опасность национализма в межнациональных отношениях.

  • -узнать о видах этнических общностей и познакомиться с их основными характеристиками;

  • - уметь строить развернутый ответ на вопрос.

Метапредметные:

-видеть разнообразные подходы к решению проблемы межэтнического взаимодействия и высказать собственную точку зрения по этому вопросу;

  • - уметь выявлять  причины межнациональных конфликтов;

  • -понять опасность национализма в межнациональных отношениях.

Личностные:

  • - уметь строить развернутый ответ на вопрос;

  • -развивать умение находить общий язык с людьми других национальностей и культур.

Основные понятия:

этнос, нация, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношений.

Образовательная среда урока

1.Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова – 4-е изд. – М. Просвещение, 2016. – 255 с.

2. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), 2016.




Ход урока.

Эпиграф к уроку: « Если я чем - то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

(Антуан де Сент – Экзюпери)


I.  Приветствие учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с многообразием мировых наций и культур, проследим развитие отдельных межнациональных конфликтов и попробуем предложить решения, как избежать конфликтов между нациями и странами. А начнем мы наш урок с повторения изученного ранее материала. Приведите пример многообразия критериев выделения социальных групп.

Примерные ответы:

- возраст (дети, молодежь, пенсионеры);

- национальная принадлежность (русские, татары, чуваши);

- доход или имущественный критерий (богатые, бедные, средний класс).

Учитель: Хорошо, ребята. Критериев выделения социального статуса может быть множество. А что же тогда определяет статус человека в обществе?

Примерный ответ: статус человека может быть приобретенный и предписанный. Он накладывает определенные обязательства и предполагает определенное поведение .Социальный статус охватывает целый набор позиций.

Учитель: Хорошо. Тогда попробуем установить соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ                          ВИДЫ СТАТУСОВ

СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ

1) маргинал                                                            А) приобретенный

2) белорус                                                               Б) предписанный

3) предприниматель профкома

4) 25-летний человек

5) мать

Ответ: 1-А, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-А

Учитель: Проанализируйте свои ответы, сделайте выводы. вспомним, кого мы называем маргиналами?

Примерный ответ: К маргиналам относятся группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми  общностями.

Учитель: Таким образом, каждый человек может оказаться в таком положении. При каких обстоятельствах это может произойти? Приведите примеры. (Повышение на работе, увольнение, переселение и др.)

II.  Изучение нового материала

Учитель: Приступим к изучению нового материала. Рассмотрим термин "нация" и межнациональные отношения в современном мире. Нация – возникшая в процессе исторического развития совокупность людей, для которых характерны единство территории, экономической жизни, языка, а также собственная культура. Такое определение понятия “нация” дается в комплексном словаре русского языка. Слово “нация” происходит от латинского слова “племя” или “народ”. Этим словом обозначают исторически сложившуюся общность людей. Они многие века жили на одной территории. У этих людей появилось характерное для них хозяйство. У них есть свой язык. У них особенная культура. У них даже особый национальный характер. Кроме нации свои языковыми, экономическими, культурными традициями отличатся род, племя, народность. Все эти понятия объединяют под общим название – этнос. Как же происходило формирование наций? Обратимся к презентации.( приложение 2)

Во время просмотра презентации учащиеся делают опорные записи в тетрадь (этнос, этникос, нация; чм характеризуется нация и т.д.)

 

Учитель: Как мы знаем. есть множество наций на Земле. Но некоторые люди верят в то, что будто бы есть “плохие” и “хорошие” национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Тогда эту искаженную психологию стараются использовать некоторые политики. Стремясь к власти, они объясняют своим избирателям  два вопроса. Первый – кто их враг. Второй – что они сделают с этим врагом, когда придут к власти.

В 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. Нацизм – это самый страшный вид национализма. Немецкие фашисты считали, что все другие нации должны служить немцам.

Послушайте отрывок из замечаний и предложений по генеральному плану “Ост” рейхсфюрера СС Гиммлера.

“Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского  типа... Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается... в руководстве.”

Учитель: Как отзываются гитлеровские идеологи о народах нашей страны и какую участь для них уготовили? (Ответ: масса   расово неполноценных, тупых  людей; нуждается  в руководстве, т. е. эти люди не могут самостоятельно принимать решения и поэтому их необходимо держать в изоляции, это раса рабов и слуг, их задача только выполнять волю хозяев.)

 Учитель: В современном обществе часто случаются конфликты между народами на национальной почве.Какие межнациональные конфликты происходили и до сих пор продолжаются в мире? (Ответ: обострение отношений между киргизами и узбеками в Киргизии летом 2010 г.; выступления бандфомирований на Северном Кавказе, продолжающиеся после Чеченских войн; более полувека идет война между арабами и израильтянами на Ближнем Востоке и др., конфликты между ДНР и ЛНР и Украиной)

Учитель: Как вы думаете каковы причины межнациональных конфликтов? Обобщим вышесказанное вами в таблице.



Причины межнациональных конфликтов:


территориальные споры

неравенство социально-экономических условий

ограничения в использовании родного языка, запреты обучать детей на родном языке “нетитульных” наций

запреты занимать более высокооплачиваемую должность

  • отсутствие возможности исповедовать другую религию кроме государственной и др.




4Закрепление изученного материала

Учитель: В последнее   время нередко можно услышать высказывания о том, что причина всех бед и неустройств в нашей стране кроется в наличии внутреннего «врага» - людей нерусской национальности, которые «мешают», «не дают», «препятствуют» успешному развитию страны по пути демократии.

Проявляется ли в этих рассуждениях национализм?                  

(Ответ: это проявление национализма. Любой народ, живущий на данной территории издавна, заинтересован в процветании этого государства, т. к. от этого зависит благополучие его семьи, его народа.)

Учитель: Как предотвратить межнациональные конфликты? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос.  (Ответ: стр. 132.) Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной и персональной автономии. Это означает гарантию прав человека.)

Итог урока.

Учитель: Обратимся к Конституции РФ. Конституция РФ дает гарантию прав человека: права национального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден  к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Всякое  выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.

Учитель: Мне бы хотелось в конце урока обратиться к притче на странице 133 Ваших учебников. ( Чтение притчи учеником). О чём говорит эта притча?

(Ответ6 иногда межнациональная рознь и вражда настолько велики, что человек готов действовать во вред себе, лишь бы его врагу было ещё хуже.)

Рефлексия

Учитель: Вернемся к эпиграфу урока. Что имел в виду А. де Сент-Экзюпери, как вы считаете?

( Примерные ответы: писатель имел в виду то, что мы должны учится друг у другу, перенимать то хорошее, что есть у наших наций и с терпимостью относиться к недостаткам)

Домашнее задание: § 22. 1. Читать, ответить на вопросы в конце § 22.

2. По выбору учащихся: -рассказать об одном из причин межнациональных конфликтов в мире

( сообщение на 3-5 минут);

- написать сочинение " Национальности в моей семье".

           

                             

                         


Просмотр содержимого презентации
«Приложение 2 обществознание»

В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы, объединяющие людей по национальному признаку. На земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них многочисленные и малочисленные. Все они входят в состав почти 200 государств. Наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих немало таких, которые являются многонациональными.

В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы, объединяющие людей по национальному признаку. На земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них многочисленные и малочисленные. Все они входят в состав почти 200 государств. Наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих немало таких, которые являются многонациональными.

Академик Ю. В. Бромлей предложил различать две основные формы этноса:  этносоциальный организм и этникос.   Этникос же – это вся совокупность людей, осознающих свою причастность к данному этносу и проживающих не только на его территории, но и на территории других этносов. Скажем, любой русский, где бы он ни жил, на каком бы языке ни говорил в быту, остается частицей русского этникоса до тех пор, пока он продолжает считать себя русским. Но лишь те русские, которые живут в России, составляют этносоциальный организм русской нации Племя, народность, нация – это этносоциальные организмы. Они немыслимы вне определенной территории, вне необходимых для их функционирования социальных институтов.

Академик Ю. В. Бромлей предложил различать две основные формы этноса: этносоциальный организм и этникос.

  • Этникос же – это вся совокупность людей, осознающих свою причастность к данному этносу и проживающих не только на его территории, но и на территории других этносов.
  • Скажем, любой русский, где бы он ни жил, на каком бы языке ни говорил в быту, остается частицей русского этникоса до тех пор, пока он продолжает считать себя русским. Но лишь те русские, которые живут в России, составляют этносоциальный организм русской нации

Племя, народность, нация – это этносоциальные организмы. Они немыслимы вне определенной территории, вне необходимых для их функционирования социальных институтов.

В первобытном обществе людей объединяли род и племя. Семьи объединялись в род. А род объединялся в племена.

В первобытном обществе людей объединяли род и племя.

Семьи объединялись в род. А род объединялся в племена.

После появления государств (в период рабовладельческого и феодального общества) складываются народности: на основе усиления межплеменных связей смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

После появления государств (в период рабовладельческого и феодального общества) складываются народности: на основе усиления межплеменных связей смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями в период становления буржуазного общества, привело к их превращению в нации . Существуют две тенденции складывания наций: 2. Из нескольких народностей складывается одна нация. Например: булгары, ордынцы, буртасы и др. Так была сформирована татарская нация. 1. Из одной народности складывается несколько наций. Например: из древнерусской народности сложились русская , украинская и белорусская нации.

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями в период становления буржуазного общества, привело к их превращению в нации .

Существуют две тенденции складывания наций:

2. Из нескольких народностей складывается одна нация. Например: булгары, ордынцы, буртасы и др. Так была сформирована татарская нация.

1. Из одной народности складывается несколько наций. Например: из древнерусской народности сложились русская , украинская и белорусская нации.

Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, культуры, говорят на одном языке. Но бывают исключения: одна нация общается на нескольких языках (мордва говорят на мохша и эрзя);

Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, культуры, говорят на одном языке.

Но бывают исключения:

одна нация общается на нескольких языках (мордва говорят на мохша и эрзя);

Несколько наций говорит на одном языке (сербы и хорваты говорят на сербохорватском языке). На протяжении формирования наций складывается национальное самосознание, которая определяется исторической памятью и сохранением обычаев и традиций своего народа. Нации характеризуются общностью территории, языка, экономики, культуры.

Несколько наций говорит на одном языке (сербы и хорваты говорят на сербохорватском языке).

На протяжении формирования наций складывается национальное самосознание, которая определяется исторической памятью и сохранением обычаев и традиций своего народа.

Нации характеризуются общностью территории, языка, экономики, культуры.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!