Утверждаю:
Директор ГОУСОШ при в/ч 2089
_________________/Григорян А.Л./
Проверила: Согласовано:
учитель истории Заместитель директора по УВР
____________/Минасова С.Р./ _____________/________________/
Технологическая карта урока
Предмет: обществознание
Класс: 8
Разработала : Юрина Людмила Александровна
Тема урока : | Нации и межнациональные отношения |
Цели урока : | -продолжить работу по формированию знаний учащихся о нациях, межнациональных отношениях в обществе, -формировать умения использовать полученные знания на практике, -воспитывать чувство национальной гордости и уважение к представителям другой национальности. |
Тип и вид урока : | Урок усвоения новых знаний; комбинированный урок. |
Планируемые результаты: | Предметные: -узнать о видах этнических общностей и познакомиться с их основными характеристиками; - уметь строить развернутый ответ на вопрос. Метапредметные: -видеть разнообразные подходы к решению проблемы межэтнического взаимодействия и высказать собственную точку зрения по этому вопросу; Личностные: - уметь строить развернутый ответ на вопрос; -развивать умение находить общий язык с людьми других национальностей и культур. |
Основные понятия: | этнос, нация, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношений. |
Образовательная среда урока | 1.Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова – 4-е изд. – М. Просвещение, 2016. – 255 с. 2. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), 2016. |
Ход урока.
Эпиграф к уроку: « Если я чем - то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
(Антуан де Сент – Экзюпери)
I. Приветствие учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с многообразием мировых наций и культур, проследим развитие отдельных межнациональных конфликтов и попробуем предложить решения, как избежать конфликтов между нациями и странами. А начнем мы наш урок с повторения изученного ранее материала. Приведите пример многообразия критериев выделения социальных групп.
Примерные ответы:
- возраст (дети, молодежь, пенсионеры);
- национальная принадлежность (русские, татары, чуваши);
- доход или имущественный критерий (богатые, бедные, средний класс).
Учитель: Хорошо, ребята. Критериев выделения социального статуса может быть множество. А что же тогда определяет статус человека в обществе?
Примерный ответ: статус человека может быть приобретенный и предписанный. Он накладывает определенные обязательства и предполагает определенное поведение .Социальный статус охватывает целый набор позиций.
Учитель: Хорошо. Тогда попробуем установить соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ СТАТУСОВ
СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ
1) маргинал А) приобретенный
2) белорус Б) предписанный
3) предприниматель профкома
4) 25-летний человек
5) мать
Ответ: 1-А, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-А
Учитель: Проанализируйте свои ответы, сделайте выводы. вспомним, кого мы называем маргиналами?
Примерный ответ: К маргиналам относятся группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями.
Учитель: Таким образом, каждый человек может оказаться в таком положении. При каких обстоятельствах это может произойти? Приведите примеры. (Повышение на работе, увольнение, переселение и др.)
II. Изучение нового материала
Учитель: Приступим к изучению нового материала. Рассмотрим термин "нация" и межнациональные отношения в современном мире. Нация – возникшая в процессе исторического развития совокупность людей, для которых характерны единство территории, экономической жизни, языка, а также собственная культура. Такое определение понятия “нация” дается в комплексном словаре русского языка. Слово “нация” происходит от латинского слова “племя” или “народ”. Этим словом обозначают исторически сложившуюся общность людей. Они многие века жили на одной территории. У этих людей появилось характерное для них хозяйство. У них есть свой язык. У них особенная культура. У них даже особый национальный характер. Кроме нации свои языковыми, экономическими, культурными традициями отличатся род, племя, народность. Все эти понятия объединяют под общим название – этнос. Как же происходило формирование наций? Обратимся к презентации.( приложение 2)
Во время просмотра презентации учащиеся делают опорные записи в тетрадь (этнос, этникос, нация; чм характеризуется нация и т.д.)
Учитель: Как мы знаем. есть множество наций на Земле. Но некоторые люди верят в то, что будто бы есть “плохие” и “хорошие” национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Тогда эту искаженную психологию стараются использовать некоторые политики. Стремясь к власти, они объясняют своим избирателям два вопроса. Первый – кто их враг. Второй – что они сделают с этим врагом, когда придут к власти.
В 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. Нацизм – это самый страшный вид национализма. Немецкие фашисты считали, что все другие нации должны служить немцам.
Послушайте отрывок из замечаний и предложений по генеральному плану “Ост” рейхсфюрера СС Гиммлера.
“Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа... Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается... в руководстве.”
Учитель: Как отзываются гитлеровские идеологи о народах нашей страны и какую участь для них уготовили? (Ответ: масса расово неполноценных, тупых людей; нуждается в руководстве, т. е. эти люди не могут самостоятельно принимать решения и поэтому их необходимо держать в изоляции, это раса рабов и слуг, их задача только выполнять волю хозяев.)
Учитель: В современном обществе часто случаются конфликты между народами на национальной почве.Какие межнациональные конфликты происходили и до сих пор продолжаются в мире? (Ответ: обострение отношений между киргизами и узбеками в Киргизии летом 2010 г.; выступления бандфомирований на Северном Кавказе, продолжающиеся после Чеченских войн; более полувека идет война между арабами и израильтянами на Ближнем Востоке и др., конфликты между ДНР и ЛНР и Украиной)
Учитель: Как вы думаете каковы причины межнациональных конфликтов? Обобщим вышесказанное вами в таблице.
Причины межнациональных конфликтов: | территориальные споры |
неравенство социально-экономических условий |
ограничения в использовании родного языка, запреты обучать детей на родном языке “нетитульных” наций |
запреты занимать более высокооплачиваемую должность |
|
4. Закрепление изученного материала
Учитель: В последнее время нередко можно услышать высказывания о том, что причина всех бед и неустройств в нашей стране кроется в наличии внутреннего «врага» - людей нерусской национальности, которые «мешают», «не дают», «препятствуют» успешному развитию страны по пути демократии.
Проявляется ли в этих рассуждениях национализм?
(Ответ: это проявление национализма. Любой народ, живущий на данной территории издавна, заинтересован в процветании этого государства, т. к. от этого зависит благополучие его семьи, его народа.)
Учитель: Как предотвратить межнациональные конфликты? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос. (Ответ: стр. 132.) Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной и персональной автономии. Это означает гарантию прав человека.)
Итог урока.
Учитель: Обратимся к Конституции РФ. Конституция РФ дает гарантию прав человека: права национального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает.
Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.
Учитель: Мне бы хотелось в конце урока обратиться к притче на странице 133 Ваших учебников. ( Чтение притчи учеником). О чём говорит эта притча?
(Ответ6 иногда межнациональная рознь и вражда настолько велики, что человек готов действовать во вред себе, лишь бы его врагу было ещё хуже.)
Рефлексия
Учитель: Вернемся к эпиграфу урока. Что имел в виду А. де Сент-Экзюпери, как вы считаете?
( Примерные ответы: писатель имел в виду то, что мы должны учится друг у другу, перенимать то хорошее, что есть у наших наций и с терпимостью относиться к недостаткам)
Домашнее задание: § 22. 1. Читать, ответить на вопросы в конце § 22.
2. По выбору учащихся: -рассказать об одном из причин межнациональных конфликтов в мире
( сообщение на 3-5 минут);
- написать сочинение " Национальности в моей семье".