СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по математике в 11 классе «Общие методы решения показательных и логарифмических уравнений»

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1) обобщение и систематизация знаний учащихся об общих методах решения логарифмических уравнений;

2) развитие умений обобщать, правильно отбирать методы решения уравнений, переносить знания в новую ситуацию;

3) формирование умений осуществлять самоконтроль;

4) воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике в 11 классе «Общие методы решения показательных и логарифмических уравнений»»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по математике в 11 классе

«Общие методы решения показательных и логарифмических уравнений»




Тип урока: обобщения и систематизации полученных знаний (обобщающего повторения).

Форма проведения урока: урок творчества.

Применяемые технологии: технология уровневой дифференциации, с использованием элементов технологии сотрудничества и игровая технологии.


Цели урока:

1) обобщение и систематизация знаний учащихся об общих методах решения логарифмических уравнений;

2) развитие умений обобщать, правильно отбирать методы решения уравнений, переносить знания в новую ситуацию;

3) формирование умений осуществлять самоконтроль;

4) воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности.

Девиз урока: «Чем больше я знаю, тем больше умею»


Планируемым результатом должно стать создание сборника задач по теме «Общие методы решения показательных и логарифмических уравнений»

(перед началом урока класс делится на редакционные группы по шесть человек, т.е. учащиеся превращаются в творческих работников. Работа в группах строится разнообразно: совместная работа всех групп, работа в парах, индивидуальная работа. Поощряется взаимопомощь).


Потому-то словно пена,

опадают наши рифмы.

И величие степенно

Отступает в логарифмы.

Показательная функция

Не случайно родилась,

В жизнь органически влилась

И движением прогресса занялась.

Б. Слуцкий


Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.


II. Актуализация, постановка рабочей цели.

Учитель: На предыдущих уроках вы уже открыли для себя удивительный мир логарифмической и показательной функции. Вы знаете, чтобы хорошо усвоить математику, надо решать много задач, но иногда в школьном учебнике задач бывает недостаточно, и задания в них не очень интересные. Предлагается издание сборника задач по теме «Общие методы решения показательных и логарифмических уравнений». Каждая группа — редакция будет стараться доказать, что владеет большей информацией по изучаемой теме. Сборник будет состоять из следующих разделов:

1. Любопытные факты из мира функций.

2. Гимнастика ума.

3.Математический калейдоскоп.

(В каждой группе учащимися выбираются редакторы).

Эпиграфами к уроку служат четверостишие:

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.


III. Интересные факты из мира функций.

Учитель: Переходим к первому разделу. Поистине безграничны приложения показательной и логарифмической функций в самых различных областях науки и техники.

Вам предлагается представить как можно больше фактов для доказательства прочитанного.

Описание слайда:

Логарифмы в музыке. Играя по клавишам современного рояля, собственно говоря, играют на логарифмах… И действительно, так называемые «ступени» темперированной хроматической гаммы не расставлены на равных расстояниях ни по отношению к числам колебаний, ни по отношению к длинам волн соответствующих звуков, а представляют собой логарифмы этих величин. Только основание этих логарифмов равно 2, а не 10, как принято в других случаях. Номера клавишей рояля представляют собой логарифмы чисел колебаний соответствующих звуков.

Описание слайда:

Частоту любого звука можно выразить формулой Ноте «до» соответствует частота, равная n колебаниям в секунду. В октаве частота колебаний нижнего звука в 2 раза меньше верхнего. Тогда ноте «до» 1-й октавы будут соответствовать 2n колебания в секунду, а ноте «до» 3-й октавы - колебания в секунду и т.д. n•2m Где P – номер ноты хроматической 12-ти звуковой гаммы, m – номер гаммы.



Описание слайдов:

Логарифмическая спираль Спирали – плоские кривые линии, многократно обходящие одну из точек на плоскости, называемую полюсом спирали. Логарифмическая спираль имеет бесконечное множество витков и при раскручивании, и при скручивании.


IV. Разминка.

Учитель: Переходим к производственной гимнастике.

Герберт Спенсер, английский философ, говорил: «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы».

Вот мы сейчас и потренируем свои умственные мышцы. Я предлагаю группам пополнить раздел «Гимнастика ума» - выполнить разминку по материалу, необходимому вам при решении уравнений. На карточке вы должны отметить крестиком номер того ответа, который, по вашему мнению, является верным. На выполнение задания отводится 5 минут. Работа индивидуальная.

РАЗМИНКА

Условие

1

2

3

4

1

Найти область определения log 1/3 (3х+4)=-3

4/3;+∞

-∞;4/3

-∞;-4/3

-4/3;+∞

2

log3 2 -7) — log3 2х=0

0;+∞

(-∞;-√7) Ս

(√7;+∞)

(√7;+∞)

[√7;+∞]

3

Решите уравнения:

(1/5)х =25 √5

х = -2,5

х=3

Нет решений

х=2

4

lgх2=0

х=0

Нет решений

х = - 1

х = ±1

5

Найти производную функции

у=ln (2+3х)

3

2+3х

1

ln(2+3х)

1

2+3х

3 (2+3х)


Время работы истекло. Обменяйтесь карточкой с соседом. Сверьте правильность решения с кодом правильных ответов (приложение) и поставьте баллы в соответствии со следующими критериями.

Критерии выставления оценок (написаны на отвороте доски):

  • «10» - все задания выполнены верно;

  • «8» - одна ошибка;

  • «6» - две ошибки;

  • «1» - если выполнено верно одно задание.

Итак, сколько баллов в каждой группе, кому надо еще повторить материал? Какие ошибки были допущены? В чем причина ошибки?


V. Решение уравнений.

Учитель: Перейдем к основной работе — разделу «Математический калейдоскоп».

Альберт Эйнштейн говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако, политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».

Вот и сейчас в центре нашего внимания будут уравнения. Каждой группе предлагаются уравнения разного уровня, все задания должны быть решены. Каждый решает задания того уровня, с которым может справиться. Возможна взаимопомощь.

Задания. Решите уравнения:


«4» балла каждое уравнение

1. log3 (2х -1) =2

2. 22х-4=64


«8» баллов каждое уравнение

1. log21/2 — log1/2х=6

2. (√12)х ·(√3)х = 1/6


«10» баллов

5·(4/25)х — 12· (2/5)х + logх х4 =0.

На работу отводится пять минут, по истечении которых вы сможете сверить свои решения. Уравнения будут выведены на экран. Кому понадобилась помощь при решении? Проставьте себе баллы в соответствии с критериями.




Предлагаю выполнить задание « Найди пару» (группам надо установить соответствие между левыми и правыми столбцами, проверяют главные редакторы групп).


1

10·2х+5 + 3·2х+4 = 23


А

функционально-графический метод.

2

(0,5)х-3 = (0,25)


Б

метод потенцирования

3

log1/3 х = 2х - 2


В

метод введения новой переменной

4

6 + 7х3 - 1 = 0


Г

метод разложения на множители

5

5 - 2х · log7 (17 - х2)=0


Д

замена уравнения h(f(x))=h(g(x)) уравнением f(x)=g(x)

6

log22 х +12 = 7 log2 х


Е

метод потенцирования

7

2х = 6 - х


Ж

метод введения новой переменной



«Правильному применению методов можно научиться только применяя их на различных примерах» - так считает датский историк математики
Г.Г. Цейтик .

Посовещайтесь и предложите метод решения следующих уравнений


Предложите метод решения следующих уравнений:

1). log52 х - log5 х = 2;


2). log0,3 (5 + 2 х) = 1 ;


3). 1/(lg х + 1) + 6/(lg х + 5) = 1;


4). lg 2 + 2х - 1) - lg - 1) = 0;


5). log1/5 х = х - 6 ;


6). log25 х + log5 х = log1/5√8 .


А теперь обсудим предложенные вами методы.


VI. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, вы хорошо поработали. Каждая группа внесла лепту в создание сборника. Редакторы, оцените, пожалуйста, работу каждого члена группы в зависимости от его активности, уровня выполненного задания (комментируются баллы за урок).


VII. Информация о домашнем задании.

Учитель: Каждой группе издать сборник задач, пополнив разделы дополнительным материалом из КИМов ЕГЭ.


Рефлексия:






log21





log6 2 + log6 3

11 0 2




52+log52

5 6 1

К И М



Log7Х = 2

2 50 27

С О К



36log612

128 49 √7

Л И Н



log864

2 144 36

У Н К




2 1/2 8

Ы М Л





У Н А







Урок окончен. Спасибо за работу.


При резерве времени — устная работа:

Найди ошибку в рассуждениях:

(1/3)2 (1/3)3,

lg(1/3)2 lg(1/3)3,

2 lg 1/3 3 lg 1/3,

2 3. (так как lg 1/3 ).




Индивидуальная карта для учащегося


ФИ ученика



Класс



п/п

Виды работы

1

Гимнастика ума

2

Решение уравнений

3

Найди пару

4

Оценка группы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!