Актуализация опорных знаний | Образуйте группу слов, связанных со словом рыба. Назовите одним словом сочетание: Небольшая, мелкая рыба Рыбная ловля Человек, занимающийся рыбной ловлей Ловить рыбу Как называются, эти слова? - Сформулируйте тему урока, опираясь на полученный ряд слов. (Тема урока «Состав слова. Значимые части слова».) - Используя опорную запись, сформулируйте цели урока. Цели: 1. вспомнить, … … 2. научиться.......; - Правильно. Сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу. Ведь недаром говорят: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!» Откройте упражнение 77 на странице 51. - Прочитайте. Из какой сказки взят этот отрывок? («Сказка о царе Салтане...».) - Назовите группы однокоренных слов, встретившихся в тексте. (Корабельщики, кораблик, корабль; пристань, пристать.) - Докажите, что это однокоренные слова. (Они имеют общий смысл и общую часть.) - Можно ли назвать слова пристань — (с) пристани однокоренными? (Нет, это формы одного и того же слова.) Откройте страницу 52 и прочитайте таблицу. Ответьте на вопросы: Что такое корень? Что такое приставка? Что такое суффикс? Что такое окончание? Что такое основа? | рыбешка, рыбка рыбалка рыбак Рыбачить Родственные слова Вспомнить, из каких значимых частей состоят слова, какую роль играет в слове каждая из этих частей научиться разбирать слова по составу, распознавать однокоренные слова. “Сказка о царе Салтане” А.С. Пушкина Корабельщики, кораблик, кораблик, корабль; Пристань, пристать Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание образует форму слова. Часть слова без окончания. |
Закрепление изученного материала | Откройте учебник на странице 52, упражнение 80 Прочитайте задание к этому упражнению, что нам нужно сделать в этом упражнении? Откройте упражнение 78, на странице 51. Прочитайте задание. Сейчас вы будете выполнять самостоятельную работу. | Записать однокоренные слова группами, выделить в них корень. сырник, сыр (образовано от слова сыр) Сырой, сырость, сыроватый (от слова сырость) липа, липовый (от слова липа) липкий, липучий, липнуть (от слова липнуть) рис, рисовый (от слова рис) рисунок, рисовать, нарисовать (от слова рисовать) Грустить, грустный, грусть (корень грусть) Пять, пятница, пятак, пятнадцать, пятерка (корень пят) Чистый, чистить, чистота, чистенький (корень чист) Верх, верхний, верхушка (корень верх) Свет, светленький, светлый, светить (корень свет) Пять- [п’ат’] п — [п’] — согласный, глухой парный, мягкий (парный) я — [а] — гласный, ударный т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий (парный) ь — не обозначает звука грустный (корень груст, суффикс н, окончание ый, основа грустн) Выполняют самостоятельную работу. |