Цели урока: познакомить с произведением Н.Носова «Фантазёры», научить проводить грань между выдумкой и ложью, проанализировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь», различать героя обманщика и героя-выдумщика, развивать речь, мышление,
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – (формировать представление о фантазии, творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки, умение составлять сочинять небылицы).
а) Самоопределение – задания, нацеленные на децентрацию младшего школьника, ориентирующие его на учет чужой точки зрения.
б) Смыслообразование – формирование базовых нравственных ценностей; проблема понимания разницы между ложью в корыстных целях и творческой фантазией.
г) Выделять и осознавать то, что уже усвоено на уроке, и то ещё необходимо усвоить.
д) Универсальные логические действия – установление причинно-следственных связей между развитым воображением, способностью фантазировать и особым взглядом на мир.
г) Учет разных мнений.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Осуществляемые действия | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляе мые способы действия | Формируе мые способы деятельно сти | Осуществляе мые способы действия | Формируе мые способы деятельности | Осуществляе мые способы действия | Формируе мые способы деятельности |
Орг.момент Обеспечить эмоциональный настрой на урок | Проверяет готовность детей к уроку. Включение в деловой ритм. Предлагает обсуждение возникновения понятий. | | | | согласованность действий с партнером | | Способность регулировать свои действия самоконтроль |
Актуализация знаний и метапредметных умений. Вызвать познавательный интерес к проблеме | Организация деятельности по актуализации знаний. Читает загадку Отгадайте к кому мы отправимся в гости. Он не знает ничего. Все вы знаете его. Мне ответьте без утайки, Как зовут его? (Незнайка) Рассмотрите иллюстрации. Кого вы видите?Маша и Миша в Солнечном городе,в гостях у Незнайки. -Чему учила Мальвина Незнайку? -Книгу, какого автора предложила Мальвина? (Н.Носова) -Вам знаком этот писатель? | Отгадывают загадку Высказывают своё предположе ние Рассматри вают иллюстрацию, отвечают на вопросы | Моделирование, логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений | Вступают в диалог Формируют устные высказывания | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Сотрудничеств о в поиске и выборе информации Оформлять свои мысли в устной форме построение речевых высказываний | | Контроль, оценка, коррекция |
Определение темы урока. Постановка цели и задачи урока. Постановка проблемы. | Контролирует определение в учебнике темы урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока -Как вы думаете, говорить неправду и фантазировать – это одно и то же, или нет? Выслушивает мнения детей. Убеждается, что дети не могут однозначно ответить на вопрос. -Кто поможет нам разобраться в этом вопросе? (Николай Носов.) - О ком хотел бы нам рассказать Н. Носов, о врунах или фантазерах? - Мы можем это узнать, прочитав рассказ «Фантазеры» | Ищут в «Содержа нии» тему урока, определяют цель урока | Самостоя тельная постановка цели | Формируют устные высказывания Высказывания детей Дети высказывают предположение | Оформлять свои мысли в устной форме построение речевых высказываний Умение выражать свои мысли | Определяют тип урока, цели. | Целеполагание Прогнозиро вание |
Словарная работа Обогащение словарного запаса Закрепить умение работать со словарём | Включение в деловой ритм. Организация учащихся по исследованию проблемы, развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса . -Как понимаете понятие фантазия? -Найдите в толковом словаре определение данного слова. | Работа со словарём в учебнике Находят в толковом словаре слово фантазия Подбор синонимического ряда | Поиск информации | Чтение хором Работа в группах | Договариваться с людьми, согласуя с ними свою точку зрения, понимать другие позиции | | Соотношение результата своей деятельности с образцом и оценивание ее. Самопроверка |
Формирова ние новых знаний Первичное восприятие текста Цель: познакомить с произведением Н.Носова «Фантазёры», научить проводить грань между выдумкой и ложью, | Первичное чтении текста учителем и подготовленными учениками. Проверка первичного чтения. -Вам понравился рассказ? Что запомнилось? -К какому жанру относится данное произведение? Докажите. -От чьего лица ведётся рассказ? -Кто главные герои рассказа? - Что можете о них сказать? | Дети следят по учебнику. Высказывают своё мнение. Определяют жанр произведения. | Извлечение информации из прослушан ного текста. Умение работать с текстом Умение выделять существенное | Умение строить речевые высказывания | Оформлять свои мысли в устной форме построение речевых высказываний | | Выполняют оценку своего задания |
Мотивация к анализу и перечитыва нию. | Выдвигает проблему -Стасик с Мишуткой обманывают по-разному? Приходилось ли вам хоть раз обманывать, чтобы не рассердить родителей? -А чтобы выйти «сухим» из воды? А чтобы немножко украсить жизнь? | Отвечают на вопросы, проявляют интерес к высказыва ниям обучающихся. | Умение ориентирова ться в окружаю щем мире используя жизненный опыт и имеющуюся информа цию | Дети высказывают предположение | Участвуют в диалоге, | | Выполняют оценку своего задания |
Синтечиская работа с текстом (обобщение) Цель: Обобщить работу по тексту через выборочное чтение и выполнение творческих заданий | -Разделите слова на две группы (врать, обманывать, сочинять, выдумывать, лгать,изобретать, фантазировать) Осуществляет контроль за работой групп. Осуществляет проверку. -Кого в рассказе Н.Носов назвал «фантазёрами»? Что делали ребята? Прочитайте -Каким словом можно назвать то, чем занимались мальчики? -Прочитайте, что придумывал Миша, а что Стасик? - Запишите содержание фантазий ребят, работая в паре Проверка -Кто, по-вашему, лучший сочинитель? Почему? | Определяют главную мысль произведения Находят выделенный фрагмент текста, выделенные слова, строчки Высказывают своё мнение. | Ориентируются в тексте Анализи руют поведение героев, сравнивают их, выполняют выборочное чтение, творческие задания | Работают вгруппах, распределяют работу между собой Работа в паре, распределяют работу между собой | Участвуют в коллективном диалоге и дискуссии, сотрудничают в группе Сотруднича ют в паре | Осуществля ют взаимопро верку Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им. Осуществля ют взаимопро верку | Выполняют оценку своего задания Уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; определить способы исследования Выполняют оценку своего задания |
Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: выявить границы применимости нового знания; повторить учебное содержание, провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся | Учитель предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. -Что нового узнали на уроке? С каким произведение познакомились? Кто автор? Каким по жанру оно является? Что вам понравилось? Какие понятия разобрали? -Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? -Какие получились результаты? -Оцените свою работу на уроке. Выберите смайлик своего настроения. | Высказывают своё мнение. | | | Выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | | Осознают качество и уровень усвоения,выполняют оценку результатов своей работы. |
Домашнее задание. | Стр.66-69 отработать правильное выразительное чтение, составить вопросы по тексту. | Обсуждают и записывают домашнее задание. | | | | | |