ОТКРЫТЫЙ
УРОК
по
Литературному чтению
3 класс
Подготовила:
Резайкина Н.А.
2009 г.
Тема урока:
И.С.Соколов-Микитов
«Листопадничек»
Цели:
Ознакомить учащихся с биографией И.С. Соколова-Микитова.
Познакомить детей с его произведениями.
Познакомить с дикой природой. Как все звери и птицы готовятся к зиме.
Познакомить с правилами поведения в лесу.
Воспитывать любовь к природе, к животным.
Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоуважения, товарищества в детском коллективе.
Учить работать детей с текстом, находить выбранные места, делить текст на части.
Учить выделять тему, идею произведения и делать свои выводы.
Оборудование:
Портрет И.С. Соколова-Микитова
Выставка книг.
Картины животных: заяц, бобер, выдра, росомаха, лиса, медведь, еж, рысь, змеи, журавль.
Описание этих животных.
План сказки.
Сюжетные картины по содержанию произведения.
Телевизор (сюжетная картина).
Т.С.О.
Ход урока.
Оргмомент
Звенит в коридоре
Веселый звонок
Зовет он ребят уже на урок.
Построились дружно,
Настроились умно.
И начался у нас с вами урок.
Учитель: Сегодня у нас урок литературного чтения не простой.
Не в классе работать мы будем. Отправимся в лес, на
болото.
Постой! Не пропустят нас без ответа. Ответить мы с вами должны: «Как вести себя надо в природе».
Ученик: Хочу я ответить один за всех.
Мы любим природу родную.
И пусть не боится ребят русский лес.
Протянет нам ветку большую.
В лесу надо себя вести хорошо,
Не разговаривать громко,
Не трогать руками вблизи ничего,
Быть наблюдательным только,
Ходить по тропинкам и без собак
Иначе мы всех распугаем.
Ребята, готовы?
Ну, что ж, в добрый час!
Отправимся в лес на поляну.
Учитель: Урок у нас будет проходить на лесной полянке, около реки. Приглашает нас на это сказочное место Иван Сергеевич Соколов-Микитов (показать поляну с рекой). Давайте познакомимся с ним поближе.
Знакомство с И.С.Соколовым-Микитовым.
На этом портрете мы видим русского писателя И.С. Соколова-Микитова который прожил 83 года.
Биография И.С.Соколова-Микитова
Русский писатель-путешественник Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в Калужской губернии 30 мая 1892г. в семье приказчика купца-лесоторговца. Детство и ранняя юность писателя прошли на Смоленщине. В 1910 г. он поступил на сельскохозяйственные курсы в Петербурге. Однако скоро устроился в Ревеле (ныне Таллинн) на пароход торгового судна и в течение нескольких лет побывал в европейских, азиатских и африканских портах. В 1918г. Иван Сергеевич демобилизовался, уехал к родителям на Смоленщину. Работал там учителем единой трудовой школы. К этому времени он уже опубликовал первые рассказы, замеченные Буниным и Куприным. С 1919г. Соколов-Микитов матрос торгового судна. После почти двухлетнего пребывания за границей Соколов-Микитов возвращается в Россию. Он участвует в арктических экспедициях на ледоколе «Георгий Седов». Арктические экспедиции дают ему материал для цикла очерков «Белые берега» и очерковой повести «Спасение корабля». Многочисленные путешествия писателя по стране описаны в книгах.
Обзор книг
Ребята, я предлагаю вам обратить внимание на выставку книг. На этих полках мы видим произведения о природе, о животных, о растениях. Все свои знания, опыт и наблюдения автор отразил в рассказах: «В лесу», «Рассказы старого охотника», «Голубые дни», «Год в лесу» и другие.
Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, сегодня к уроку вы готовили материал о животных: бобре, зайце, журавле, выдре, росомахе, медведе, лисе, еже, змеи, рыси.
Давайте послушаем вас.
Заяц-беляк
Зайцы – издавна соседи человека, их можно встретить зимой даже в парках. Зайцы – лесные жители. Они летом – серые, зимой – белые.
Заячья шкура непрочная. Если хищник ухватит зайца за бочок, то шкура может выдраться, оставив нападающего разбираться со странной добычей, а заяц тем временем скрывается, причем рана очень быстро заживает. Заяц спасается бегством, хитро запутывая следы. Скорость достигает до 70 км/ч. Большие уши прекрасно улавливают самые тихие звуки, несущие опасность. Выпуклые раскосые глаза позволяют зайцам иметь широкий обзор.
Журавль
Серый журавль – самый известный из журавлей в нашей стране. Именно его звонкие крики мы слышим в небе весной и осенью, а иногда даже видим летящих клином крупных птиц. Серые журавли населяют болота средней полосы Евразии. Гнездятся они на земле и яйца насиживают оба родителя.
Бобры
Бобры – звери строители. Они строят сложные жилища. Бобр стал для человека символом строителя и примером трудолюбия. Англичане говорят: «Работать как бобр».
К жизни в воде бобр приспособлен замечательно. У него обтекаемой формы тело, перепонки между пальцами задних лап и плоский хвост – весло, покрытый чешуйками. Все остальное тело бобра покрыто теплым, красивым и совершенно не намокающим в воде мехом, за которым он тщательно ухаживает: расчесывает, смазывает жиром специальных желез. Мех бобра ценится.
На суше этот зверь выглядит неуклюжим, неповоротливым, но в воде он быстр и ловок. Масса тела достигает до 30 кг. Плотины, которые строят бобры, нужны для поддержания уровня воды в реке, чтобы вход в хатку оставался всегда под водой, чтобы водоем зимой не промерзал. Пары у бобров создаются на всю жизнь. Зима - самое трудное время для бобров. Они делают запасы веток, которые складывают под водой. В самые сильные морозы бобры не активные.
Хатки строят из веток, скрепленных мхом и глиной. Высотой достигают до 3-х метров и 10-ти метров в диаметре.
Ёж
Ёж – хищное ночное животное небольших размеров. Длина тела 20-30 см., масса 700-800р. с коротким хвостом – 3 см. Обитает ёж в смешанных, широколиственных лесах. Ежа можно встретить в запущенных садах, парках, хлебных полях. Днем прячется, ночью выходит кормиться. У него тонкое обоняние, хорошее зрение и слух. Пища – жуки, дождевые черви, мокрицы, моллюски, тритоны, лягушки, жабы, ящерицы, змеи, мыши, ягоды, желуди, опавшие плоды яблонь, груш и т.д.
В случае опасности ёж свертывается в клубок. Иглы ежа – видоизмененные волосы, расположенные только на спине, мордочки и брюшко покрыто обычной шерстью. Весной – (в апреле) у ежихи появляются 5-7 слепых с мягкими белёсыми иголками ежат, выкармливает их молоком. Самостоятельную жизнь ежата начинают поздней осенью. К зиме ежи жиреют и впадают в спячку.
Бурый медведь
Название «медведь» означает «ведающий мед», ведь он большой любитель сладкого. Но в то же время это настоящий хищник, он может охотиться даже на лося. Численность медведей уменьшается, поэтому они занесены в Красную книгу. Бурый медведь нападает на крупных зверей весной и осенью, а летом его основная пища – ягоды, орехи, зеленые части растений, корневища, луковицы, муравьи, личинки насекомых, рыба, грызуны, падаль.
Зиму бурые медведи проводят в берлогах под корнями упавшего дерева, подстилку делают из мха, веток, хвойных деревьев (у которых смола убивает бактерии). У самки зимой в берлоге рождаются медвежата, которые живут с матерью два года. Живут медведи около 40 лет. Медведи одиночные животные.
Змеи
Змеи бывают ядовитые и неядовитые. К ядовитым змеям относится гадюка, а к неядовитым – уж.
Во время укуса змеи надо оказать своевременную медицинскую помощь. У змеи в верхней челюсти два ядовитых зуба, через которые яд, выработанный в особых железах, поступает в ранку. Живут гадюки, ужи в болотистых лесах, на полянах с высокой травой, в вырубках, на берегах рек и озер.
В жаркий солнечный день змеи греются, лежа неподвижно на старом пне. В пасмурные прохладные дни прячутся в укрытия. Ночью активны, охотятся на грызунов и других животных. Свою добычу змеи подстерегают и кусают, а затем отпускают, чтобы позже найти труп по следу.
У гадюки яйца развиваются в теле до тех пор, пока не сформируются детеныши. В конце лета наступает яйцеживорождение, при котором змеёныши 8-12 штук сразу освобождаются от оболочки и расползаются. Молодые змеи достигают длины 16-17 см. По мере роста они линяют. Питаются насекомыми. А позже, когда вырастают, питаются (охотясь) грызунами, мелкими птицами, ящерицами, лягушками.
Зимуют змеи в почве на глубине ниже промерзающего слоя, забираясь в норы кротов, грызунов. Иногда скапливаются в одном месте небольшими группами. Спят змеи около полугода. Живут примерно 10-15 лет.
Лисица
Лиса – хищное животное. Длина тела 60-90 см., масса тела – 6-10 кг. Окраска меха ярко-рыжая, мех прочный и ценный. Она избегает глухих лесов. Предпочитает редкие леса в районе сельскохозяйственных угодий, богатые боровой дичью и мышевидными грызунами. Особенность лисы – ее пушистый хвост. Хвостом она укрывается во время отдыха. Лиса охотится в любое время суток. Добыча лисы: мыши, водяные крысы, а летом поедает ягоды, плоды растений и насекомых. В марте-апреле рождаются детеныши: от 4 до 6 слепых детенышей. Лисята растут и развиваются быстро. Живут в норе 3-4 месяца. Пищу им в нору приносят оба родителя. Через 2-3 недели лисята становятся зрячими. Лиса живет не более 20-25 лет.
Рысь
Рысь – хищный зверь. Длина тела достигает до 1 метра, масса тела 8-15 кг., с гибким телом и коротким хвостом 20-30 см, тупой кончик как бы отрублен. У рыси острые втяжные почти, длинные ноги с широкими лапами. Между пальцами развиты перепонки, позволяющие передвигаться по глубокому рыхлому снегу. По бокам головы развиты баки, а на кончиках ушей – кисточки. Рысь встречается в глухих хвойных лесах. Пятнистость шерсти делает рысь незаметной днем. Основной образ жизни рыси оседлый, но если корма не хватает, то кочует. Главный корм: зайцы-беляки, куропатки, рябчики, тетерева, лисы, бобры, мелкие грызуны, молодняк кабанов, косуль, лосей, северных оленей. Съедает не все, остатки прячет в укромное место или закапывает в снег. Врагов, кроме человека у нее нет. Нападает на человека в случае ранения. Детеныши рождаются летом от 2 до 5 котят. Логово находится в глухой чаще. Дети живут с матерью до года. Мех у рыси красивый, ценный, прочный, который представляет интерес в пушном промысле.
Выдра
Выдра живет на лесных реках, озерах, где водится много рыбы, раков, а по берегам мелких грызунов. Предпочтенье отдает она рекам с омутами, не замерзающими зимой с захламленными буреломами, где много надежных убежищ и удобных мест для устройства нор. Вход в нору под водой. Летом выдра живет около реки. Питается летом рыбой, охотится на куликов и уток. Зимой она вынуждена кочевать в случае истощения запасов рыбы и замерзания полыней. Поедает зимой лягушек. Детенышей вынашивает 63 дня. В выводке бывает 2 и не более 4 детенышей. Мех выдры очень красив и прочен.
Росомаха.
Росомаха – крупный зверь, длина ее тела больше метра, 70-75 см. длина хвоста 18-23 см., масса тела 19 кг. Внешне она похожа на медведя. Да и добыча под стать внешнему виду: северные олени, лоси и другие копытные. Нападать она решается лишь на молодых и ослабленных животных. А чаще всего питается зайцами-беляками, тетеревами, глухарями, мышами, падалью. Живут росомахи в северной тайге Евразии и Северной Америке. В природе росомахи выполняют важную санитарную роль, поедая неполноценных копытных зверей и их трупы.
Итог:
- Как готовятся звери к зиме?
1. Накапливают жир и уходят в спячку (ежи, медведи, змеи)
2. Ведут активный образ жизни (лисы, рыси, выдры, росомахи, боры, зайцы)
3. Улетают в теплые края (журавли)
- Каких животных можно объединить?
Все эти звери встретятся нам в рассказе И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек»
Тема урока:
И.С.Соколов-Микитов
«Листопадничек»
Знакомство с текстом
О ком или о чем это произведение?
Первичное чтение учителем.
(дети следят по учебнику и находят не знакомые слова).
Работа по содержанию текста.
- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему? (к сказке о животных, так как звери разговаривают)
- Понравилось ли вам это произведение? Чем?
- Почему автор дал такое название этой сказке? (эта сказка о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками).
- Какие слова вам были непонятны?
Хатка – нора, жилище бобров
Ходко – работа шла дружно
Речевая разминка:
- Прочитайте скороговорку
«Бобры храбры, идут в боры, бобры для бобрят добры».
- Медленное чтении по слогам
- Чтение с ударением
- Быстрое чтение
Найдите в скороговорке однокоренные слова и придумайте еще свои (бобры, бобрят, бобриха, бобровый).
Работа с текстом. Выброчное чтение
- Почему зайчишка убежал из родного гнезда?
- зачитать как зайчишка встретился с бобрами
( от… Бежал, бежал…- до слов «Возьмите меня в вашу хатку.)
- Почему зайчонок попросился пожить у бобров?
- Почему ему не понравилось в хатке?
- Чем питаются бобры зимой?
- Как провел зайчонок зиму? Кого он боялся?
(в страхе; выдру, рысь, лису, росомаху)
(Зачитать «….За долгую зиму большого страху натерпелся…»)
- Что можно сказать о зайчишке?
( он трусливый, зайца спасают ноги, а он сидит в норке, да еще под водой).
Физкультминутка
На полянке на лесной
Звери шли большой гурьбой.
Кто-то мимо пролетел,
Кто-то песенку запел.
Посмотрите вверх на небо,
Посмотрите вниз на землю,
Влево, вправо и вперед
Завертелся наш народ.
Дружно сядем мы и, снова,
Все к работе уж готовы.
Создание фильма по содержанию.
Ребята, а сейчас мы попробуем создать свой фильм – сказку по произведению «Листопадничек»
1. О чем мы узнали?
(о рождении зайчат)
- что изобразим на первом кадре?
2. Кто готовился к отлету?
( Журавли, они собирались в большие стаи и учили молодых птиц летать)
- что изобразим на втором кадре?
3.О чем мечтал зайчонок?
(О теплых странах, куда полетели журавли. Зайчишка убежал из родного гнезда и забрел к реке, где бобры строили себе новую хату).
- что будет на третьем кадре? (встреча зайчонка с бобрами)
4. Чем занимается листопадничек?
(Листопадничек заботится о маленьких бобрятах, кормит их ветками ивы и осины).
- что изобразим на четвертом кадре? (забота листопадничка о бобрятах)
5. Как перезимовал зайчишка в семье бобров? Кого он боялся?
(выдру, лису, росомаху, рысь)
- что изобразим на пятом кадре? (зверей, которые приходили к хатке бобров)
6. Что помогло зайчишке вернуться домой?
(Выдра испортила плотину, вода залила хатку, бобры стали спасаться).
- Кто помог зайчишке выплыть на берег?
-зачитайте
(Ну что с тобой делать?...)
- Зачитайте встречу с мамой
- что изобразим на шестом кадре? (встреча листопадничка с мамой)
Вывод:
Хорошо ли поступил Листопадничек по отношению к своей маме?
(Нет, родителей надо слушать).
Составление плана сказки «Листопадничек»
Учитель:
Ребята, я сейчас я узнаю, как хорошо вы усвоили содержание этой сказки?
Ребята в парах.
(у вас на парте дан план этого произведения, а номера последовательности вы должны расставить сами).
1. Мечта Листопадничка
2. Подготовка животных к зиме
3. Зайчонок в хатке бобров
4. Пришлось остаться на зиму
5. За долгую зиму большого страху натерпелся
6. Наконец-то дома
Проверка самостоятельной работы в парах. Чтение правильных ответов.
Сколько животных автор называет в это произведении? Назовите их? ( 10 животных: заяц, журавль, бобр, рысь, росомаха, медведь, еж, змеи, выдра, лиса).
Какова тема этого произведения?
(Все звери и птицы готовятся к зиме, одни ложатся в спячку, другие ведут активный образ жизни, третьи улетают в теплые края).
ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Все звери и птицы серьезно готовятся к зиме.
Какова идея этого произведения ?
Идея этого произведения заключается в том, что звери заботятся друг о друге, помогают друг другу. Создалась новая дружба между бобрами и Листопадничком.
ИДЕЯ: Дружба между животными.
- Чему учит нас это произведение? (заботиться о животных)
(Животным и птицам зимой надо помогать, чтобы они выжили в суровых условиях: вешать кормушки для птиц, в лесах устанавливать кормушки для животных. В кормушки кладут сено, соль, зерно).
- Кто автор сказки «Листопадничек»? ( И.С.Соколов-Микитов)
- О чем он пишет? (о природе)
- Какие профессии людей связаны с жизнью леса, диких животных? (Лесничий, охотовед, егирь)
ВЫВОД: Хочется подвести итог урока словми И.С.Соколова-Микитова.
Он завещал нам любить наших меньших братьев четвероногих, пернатых, пушистых, зубастых, колючих. Лесных, полевых, речных, озерных., летающих в небе, живущих в норе под землей…
Рефлексия
- Кому было интересно на уроке?
- Кто узнал много нового для себя?
- Кому было скучно, не интересно на уроке?
Домашнее задание.
Читать стр. 60-66
1 гр. Разделить произведение на части и озаглавить их.
2 гр. Нарисовать иллюстрацию к сказке «Листопадничек» И.С.Соколова-Микитова
3 гр. Подобрать загадки о животных, которые встретились в сказке.
Учитель:
Ребята, урок подходит к концу. Нам пора вернуться в свой класс и каждой группе записать свое домашнее задание.
Звенит звонок с урока.
Сейчас мы отдохнем.
Девочки и мальчики
На перемену все пойдем.
Литература:
В.П.Герасимов «животный мир нашей Родины» Москва, Просвещение 1985 г.
Энциклопедия «Жизнь животных» Москва, Просвещение 1971г.
«Большая энциклопедия животного мира» Москва, «РОСМЭН» 2007 г.
Книги И.С. Соколова-Микитова
С.В.Кутявина «Поурочные разработки по Литературному чтению». Москва, «Вако» 2007 г.
Г. Горышин «Замечательный русский писатель» (биография И.С.Соколова-Микитова).