СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек" 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению на тему: И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек" 3 класс»



ОТКРЫТЫЙ

УРОК

по

Литературному чтению

3 класс























Подготовила:

Резайкина Н.А.

2009 г.


Тема урока:


И.С.Соколов-Микитов


«Листопадничек»














Цели:



  1. Ознакомить учащихся с биографией И.С. Соколова-Микитова.

  2. Познакомить детей с его произведениями.

  3. Познакомить с дикой природой. Как все звери и птицы готовятся к зиме.

  4. Познакомить с правилами поведения в лесу.

  5. Воспитывать любовь к природе, к животным.

  6. Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоуважения, товарищества в детском коллективе.

  7. Учить работать детей с текстом, находить выбранные места, делить текст на части.

  8. Учить выделять тему, идею произведения и делать свои выводы.









Оборудование:



  1. Портрет И.С. Соколова-Микитова

  2. Выставка книг.

  3. Картины животных: заяц, бобер, выдра, росомаха, лиса, медведь, еж, рысь, змеи, журавль.

  4. Описание этих животных.

  5. План сказки.

  6. Сюжетные картины по содержанию произведения.

  7. Телевизор (сюжетная картина).

  8. Т.С.О.














Ход урока.


    1. Оргмомент

Звенит в коридоре

Веселый звонок

Зовет он ребят уже на урок.

Построились дружно,

Настроились умно.

И начался у нас с вами урок.


Учитель: Сегодня у нас урок литературного чтения не простой.

Не в классе работать мы будем. Отправимся в лес, на

болото.

Постой! Не пропустят нас без ответа. Ответить мы с вами должны: «Как вести себя надо в природе».

Ученик: Хочу я ответить один за всех.

Мы любим природу родную.

И пусть не боится ребят русский лес.

Протянет нам ветку большую.

В лесу надо себя вести хорошо,

Не разговаривать громко,

Не трогать руками вблизи ничего,

Быть наблюдательным только,

Ходить по тропинкам и без собак

Иначе мы всех распугаем.

Ребята, готовы?

Ну, что ж, в добрый час!

Отправимся в лес на поляну.



Учитель: Урок у нас будет проходить на лесной полянке, около реки. Приглашает нас на это сказочное место Иван Сергеевич Соколов-Микитов (показать поляну с рекой). Давайте познакомимся с ним поближе.






    1. Знакомство с И.С.Соколовым-Микитовым.

На этом портрете мы видим русского писателя И.С. Соколова-Микитова который прожил 83 года.

  1. Биография И.С.Соколова-Микитова

Русский писатель-путешественник Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в Калужской губернии 30 мая 1892г. в семье приказчика купца-лесоторговца. Детство и ранняя юность писателя прошли на Смоленщине. В 1910 г. он поступил на сельскохозяйственные курсы в Петербурге. Однако скоро устроился в Ревеле (ныне Таллинн) на пароход торгового судна и в течение нескольких лет побывал в европейских, азиатских и африканских портах. В 1918г. Иван Сергеевич демобилизовался, уехал к родителям на Смоленщину. Работал там учителем единой трудовой школы. К этому времени он уже опубликовал первые рассказы, замеченные Буниным и Куприным. С 1919г. Соколов-Микитов матрос торгового судна. После почти двухлетнего пребывания за границей Соколов-Микитов возвращается в Россию. Он участвует в арктических экспедициях на ледоколе «Георгий Седов». Арктические экспедиции дают ему материал для цикла очерков «Белые берега» и очерковой повести «Спасение корабля». Многочисленные путешествия писателя по стране описаны в книгах.

  1. Обзор книг

Ребята, я предлагаю вам обратить внимание на выставку книг. На этих полках мы видим произведения о природе, о животных, о растениях. Все свои знания, опыт и наблюдения автор отразил в рассказах: «В лесу», «Рассказы старого охотника», «Голубые дни», «Год в лесу» и другие.





    1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, сегодня к уроку вы готовили материал о животных: бобре, зайце, журавле, выдре, росомахе, медведе, лисе, еже, змеи, рыси.

Давайте послушаем вас.




Заяц-беляк


Зайцы – издавна соседи человека, их можно встретить зимой даже в парках. Зайцы – лесные жители. Они летом – серые, зимой – белые.

Заячья шкура непрочная. Если хищник ухватит зайца за бочок, то шкура может выдраться, оставив нападающего разбираться со странной добычей, а заяц тем временем скрывается, причем рана очень быстро заживает. Заяц спасается бегством, хитро запутывая следы. Скорость достигает до 70 км/ч. Большие уши прекрасно улавливают самые тихие звуки, несущие опасность. Выпуклые раскосые глаза позволяют зайцам иметь широкий обзор.










Журавль


Серый журавль – самый известный из журавлей в нашей стране. Именно его звонкие крики мы слышим в небе весной и осенью, а иногда даже видим летящих клином крупных птиц. Серые журавли населяют болота средней полосы Евразии. Гнездятся они на земле и яйца насиживают оба родителя.










Бобры


Бобры – звери строители. Они строят сложные жилища. Бобр стал для человека символом строителя и примером трудолюбия. Англичане говорят: «Работать как бобр».

К жизни в воде бобр приспособлен замечательно. У него обтекаемой формы тело, перепонки между пальцами задних лап и плоский хвост – весло, покрытый чешуйками. Все остальное тело бобра покрыто теплым, красивым и совершенно не намокающим в воде мехом, за которым он тщательно ухаживает: расчесывает, смазывает жиром специальных желез. Мех бобра ценится.

На суше этот зверь выглядит неуклюжим, неповоротливым, но в воде он быстр и ловок. Масса тела достигает до 30 кг. Плотины, которые строят бобры, нужны для поддержания уровня воды в реке, чтобы вход в хатку оставался всегда под водой, чтобы водоем зимой не промерзал. Пары у бобров создаются на всю жизнь. Зима - самое трудное время для бобров. Они делают запасы веток, которые складывают под водой. В самые сильные морозы бобры не активные.

Хатки строят из веток, скрепленных мхом и глиной. Высотой достигают до 3-х метров и 10-ти метров в диаметре.



Ёж


Ёж – хищное ночное животное небольших размеров. Длина тела 20-30 см., масса 700-800р. с коротким хвостом – 3 см. Обитает ёж в смешанных, широколиственных лесах. Ежа можно встретить в запущенных садах, парках, хлебных полях. Днем прячется, ночью выходит кормиться. У него тонкое обоняние, хорошее зрение и слух. Пища – жуки, дождевые черви, мокрицы, моллюски, тритоны, лягушки, жабы, ящерицы, змеи, мыши, ягоды, желуди, опавшие плоды яблонь, груш и т.д.

В случае опасности ёж свертывается в клубок. Иглы ежа – видоизмененные волосы, расположенные только на спине, мордочки и брюшко покрыто обычной шерстью. Весной – (в апреле) у ежихи появляются 5-7 слепых с мягкими белёсыми иголками ежат, выкармливает их молоком. Самостоятельную жизнь ежата начинают поздней осенью. К зиме ежи жиреют и впадают в спячку.





Бурый медведь


Название «медведь» означает «ведающий мед», ведь он большой любитель сладкого. Но в то же время это настоящий хищник, он может охотиться даже на лося. Численность медведей уменьшается, поэтому они занесены в Красную книгу. Бурый медведь нападает на крупных зверей весной и осенью, а летом его основная пища – ягоды, орехи, зеленые части растений, корневища, луковицы, муравьи, личинки насекомых, рыба, грызуны, падаль.

Зиму бурые медведи проводят в берлогах под корнями упавшего дерева, подстилку делают из мха, веток, хвойных деревьев (у которых смола убивает бактерии). У самки зимой в берлоге рождаются медвежата, которые живут с матерью два года. Живут медведи около 40 лет. Медведи одиночные животные.












Змеи

Змеи бывают ядовитые и неядовитые. К ядовитым змеям относится гадюка, а к неядовитым – уж.

Во время укуса змеи надо оказать своевременную медицинскую помощь. У змеи в верхней челюсти два ядовитых зуба, через которые яд, выработанный в особых железах, поступает в ранку. Живут гадюки, ужи в болотистых лесах, на полянах с высокой травой, в вырубках, на берегах рек и озер.

В жаркий солнечный день змеи греются, лежа неподвижно на старом пне. В пасмурные прохладные дни прячутся в укрытия. Ночью активны, охотятся на грызунов и других животных. Свою добычу змеи подстерегают и кусают, а затем отпускают, чтобы позже найти труп по следу.

У гадюки яйца развиваются в теле до тех пор, пока не сформируются детеныши. В конце лета наступает яйцеживорождение, при котором змеёныши 8-12 штук сразу освобождаются от оболочки и расползаются. Молодые змеи достигают длины 16-17 см. По мере роста они линяют. Питаются насекомыми. А позже, когда вырастают, питаются (охотясь) грызунами, мелкими птицами, ящерицами, лягушками.

Зимуют змеи в почве на глубине ниже промерзающего слоя, забираясь в норы кротов, грызунов. Иногда скапливаются в одном месте небольшими группами. Спят змеи около полугода. Живут примерно 10-15 лет.



Лисица


Лиса – хищное животное. Длина тела 60-90 см., масса тела – 6-10 кг. Окраска меха ярко-рыжая, мех прочный и ценный. Она избегает глухих лесов. Предпочитает редкие леса в районе сельскохозяйственных угодий, богатые боровой дичью и мышевидными грызунами. Особенность лисы – ее пушистый хвост. Хвостом она укрывается во время отдыха. Лиса охотится в любое время суток. Добыча лисы: мыши, водяные крысы, а летом поедает ягоды, плоды растений и насекомых. В марте-апреле рождаются детеныши: от 4 до 6 слепых детенышей. Лисята растут и развиваются быстро. Живут в норе 3-4 месяца. Пищу им в нору приносят оба родителя. Через 2-3 недели лисята становятся зрячими. Лиса живет не более 20-25 лет.











Рысь


Рысь – хищный зверь. Длина тела достигает до 1 метра, масса тела 8-15 кг., с гибким телом и коротким хвостом 20-30 см, тупой кончик как бы отрублен. У рыси острые втяжные почти, длинные ноги с широкими лапами. Между пальцами развиты перепонки, позволяющие передвигаться по глубокому рыхлому снегу. По бокам головы развиты баки, а на кончиках ушей – кисточки. Рысь встречается в глухих хвойных лесах. Пятнистость шерсти делает рысь незаметной днем. Основной образ жизни рыси оседлый, но если корма не хватает, то кочует. Главный корм: зайцы-беляки, куропатки, рябчики, тетерева, лисы, бобры, мелкие грызуны, молодняк кабанов, косуль, лосей, северных оленей. Съедает не все, остатки прячет в укромное место или закапывает в снег. Врагов, кроме человека у нее нет. Нападает на человека в случае ранения. Детеныши рождаются летом от 2 до 5 котят. Логово находится в глухой чаще. Дети живут с матерью до года. Мех у рыси красивый, ценный, прочный, который представляет интерес в пушном промысле.




Выдра


Выдра живет на лесных реках, озерах, где водится много рыбы, раков, а по берегам мелких грызунов. Предпочтенье отдает она рекам с омутами, не замерзающими зимой с захламленными буреломами, где много надежных убежищ и удобных мест для устройства нор. Вход в нору под водой. Летом выдра живет около реки. Питается летом рыбой, охотится на куликов и уток. Зимой она вынуждена кочевать в случае истощения запасов рыбы и замерзания полыней. Поедает зимой лягушек. Детенышей вынашивает 63 дня. В выводке бывает 2 и не более 4 детенышей. Мех выдры очень красив и прочен.







Росомаха.


Росомаха – крупный зверь, длина ее тела больше метра, 70-75 см. длина хвоста 18-23 см., масса тела 19 кг. Внешне она похожа на медведя. Да и добыча под стать внешнему виду: северные олени, лоси и другие копытные. Нападать она решается лишь на молодых и ослабленных животных. А чаще всего питается зайцами-беляками, тетеревами, глухарями, мышами, падалью. Живут росомахи в северной тайге Евразии и Северной Америке. В природе росомахи выполняют важную санитарную роль, поедая неполноценных копытных зверей и их трупы.







Итог:


- Как готовятся звери к зиме?

1. Накапливают жир и уходят в спячку (ежи, медведи, змеи)

2. Ведут активный образ жизни (лисы, рыси, выдры, росомахи, боры, зайцы)

3. Улетают в теплые края (журавли)

- Каких животных можно объединить?

Все эти звери встретятся нам в рассказе И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек»


    1. Тема урока:

И.С.Соколов-Микитов

«Листопадничек»



    1. Знакомство с текстом

О ком или о чем это произведение?

  1. Первичное чтение учителем.

(дети следят по учебнику и находят не знакомые слова).


  1. Работа по содержанию текста.

- К какому жанру можно отнести это произведение? Почему? (к сказке о животных, так как звери разговаривают)

- Понравилось ли вам это произведение? Чем?

- Почему автор дал такое название этой сказке? (эта сказка о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками).

- Какие слова вам были непонятны?

Хатка – нора, жилище бобров

Ходко – работа шла дружно


    1. Речевая разминка:

- Прочитайте скороговорку

«Бобры храбры, идут в боры, бобры для бобрят добры».

- Медленное чтении по слогам

- Чтение с ударением

- Быстрое чтение

Найдите в скороговорке однокоренные слова и придумайте еще свои (бобры, бобрят, бобриха, бобровый).


    1. Работа с текстом. Выброчное чтение

- Почему зайчишка убежал из родного гнезда?

- зачитать как зайчишка встретился с бобрами

( от… Бежал, бежал…- до слов «Возьмите меня в вашу хатку.)

- Почему зайчонок попросился пожить у бобров?

- Почему ему не понравилось в хатке?

- Чем питаются бобры зимой?

- Как провел зайчонок зиму? Кого он боялся?

(в страхе; выдру, рысь, лису, росомаху)

(Зачитать «….За долгую зиму большого страху натерпелся…»)

- Что можно сказать о зайчишке?

( он трусливый, зайца спасают ноги, а он сидит в норке, да еще под водой).


    1. Физкультминутка

На полянке на лесной

Звери шли большой гурьбой.

Кто-то мимо пролетел,

Кто-то песенку запел.

Посмотрите вверх на небо,

Посмотрите вниз на землю,

Влево, вправо и вперед

Завертелся наш народ.

Дружно сядем мы и, снова,

Все к работе уж готовы.


    1. Создание фильма по содержанию.

Ребята, а сейчас мы попробуем создать свой фильм – сказку по произведению «Листопадничек»

1. О чем мы узнали?

(о рождении зайчат)

- что изобразим на первом кадре?

2. Кто готовился к отлету?

( Журавли, они собирались в большие стаи и учили молодых птиц летать)

- что изобразим на втором кадре?

3.О чем мечтал зайчонок?

(О теплых странах, куда полетели журавли. Зайчишка убежал из родного гнезда и забрел к реке, где бобры строили себе новую хату).

- что будет на третьем кадре? (встреча зайчонка с бобрами)

4. Чем занимается листопадничек?

(Листопадничек заботится о маленьких бобрятах, кормит их ветками ивы и осины).

- что изобразим на четвертом кадре? (забота листопадничка о бобрятах)

5. Как перезимовал зайчишка в семье бобров? Кого он боялся?

(выдру, лису, росомаху, рысь)

- что изобразим на пятом кадре? (зверей, которые приходили к хатке бобров)

6. Что помогло зайчишке вернуться домой?

(Выдра испортила плотину, вода залила хатку, бобры стали спасаться).

- Кто помог зайчишке выплыть на берег?

-зачитайте

(Ну что с тобой делать?...)

- Зачитайте встречу с мамой

- что изобразим на шестом кадре? (встреча листопадничка с мамой)

Вывод:

Хорошо ли поступил Листопадничек по отношению к своей маме?

(Нет, родителей надо слушать).



    1. Составление плана сказки «Листопадничек»


Учитель:

Ребята, я сейчас я узнаю, как хорошо вы усвоили содержание этой сказки?

Ребята в парах.

(у вас на парте дан план этого произведения, а номера последовательности вы должны расставить сами).

1. Мечта Листопадничка

2. Подготовка животных к зиме

3. Зайчонок в хатке бобров

4. Пришлось остаться на зиму

5. За долгую зиму большого страху натерпелся

6. Наконец-то дома


    1. Проверка самостоятельной работы в парах. Чтение правильных ответов.

  1. Сколько животных автор называет в это произведении? Назовите их? ( 10 животных: заяц, журавль, бобр, рысь, росомаха, медведь, еж, змеи, выдра, лиса).

  2. Какова тема этого произведения?

(Все звери и птицы готовятся к зиме, одни ложатся в спячку, другие ведут активный образ жизни, третьи улетают в теплые края).


ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Все звери и птицы серьезно готовятся к зиме.


  1. Какова идея этого произведения ?

Идея этого произведения заключается в том, что звери заботятся друг о друге, помогают друг другу. Создалась новая дружба между бобрами и Листопадничком.


ИДЕЯ: Дружба между животными.

- Чему учит нас это произведение? (заботиться о животных)

(Животным и птицам зимой надо помогать, чтобы они выжили в суровых условиях: вешать кормушки для птиц, в лесах устанавливать кормушки для животных. В кормушки кладут сено, соль, зерно).

- Кто автор сказки «Листопадничек»? ( И.С.Соколов-Микитов)

- О чем он пишет? (о природе)

- Какие профессии людей связаны с жизнью леса, диких животных? (Лесничий, охотовед, егирь)


ВЫВОД: Хочется подвести итог урока словми И.С.Соколова-Микитова.

Он завещал нам любить наших меньших братьев четвероногих, пернатых, пушистых, зубастых, колючих. Лесных, полевых, речных, озерных., летающих в небе, живущих в норе под землей…


    1. Рефлексия

- Кому было интересно на уроке?

- Кто узнал много нового для себя?

- Кому было скучно, не интересно на уроке?



    1. Домашнее задание.

Читать стр. 60-66

1 гр. Разделить произведение на части и озаглавить их.

2 гр. Нарисовать иллюстрацию к сказке «Листопадничек» И.С.Соколова-Микитова

3 гр. Подобрать загадки о животных, которые встретились в сказке.


Учитель:

Ребята, урок подходит к концу. Нам пора вернуться в свой класс и каждой группе записать свое домашнее задание.

Звенит звонок с урока.

Сейчас мы отдохнем.

Девочки и мальчики

На перемену все пойдем.

























Литература:


  1. В.П.Герасимов «животный мир нашей Родины» Москва, Просвещение 1985 г.

  2. Энциклопедия «Жизнь животных» Москва, Просвещение 1971г.

  3. «Большая энциклопедия животного мира» Москва, «РОСМЭН» 2007 г.

  4. Книги И.С. Соколова-Микитова

  5. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по Литературному чтению». Москва, «Вако» 2007 г.

  6. Г. Горышин «Замечательный русский писатель» (биография И.С.Соколова-Микитова).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!