2. Актуализация знаний учащихся и открытие новой темы урока | - Сейчас мы проверим, насколько вы хорошо умеете читать сказку по ролям. (Спрашивает чтение по ролям сказки «Каша из топора»). Обсуждение вариантов исполнения: удалось ли чтецам передать настроение и характеры сказочных героев и персонажей? - Давайте вспомним, чем отличается волшебная сказка от бытовой?
| Читают сказку «Каша из топора» по ролям. - Бытовые сказки, их сюжеты, поступки героев ярче, в отличии от волшебных, убеждают читателя в необходимости активного действия в жизни: учат надеяться не на волшебные силы, а только на себя самого, на свой ум, ловкость, изворотливость, жизненную хватку, на случай, а также на недогадливость и тупость своего противника. | |
3. Работа по теме урока | - Теперь мы почитаем сказки других народов. В них, как и в русских народных сказках отразились характер народа, его душа, представления о жизни и счастье, о добре и зле. - Сегодня мы будет читать с вами литовскую сказку «Бедняк и богач». - Как вы думаете, о чем будет говориться в сказке? - Сегодня мы с вами это и выясним на уроке. Сейчас откройте в учебнике страницу 45. Найдите сказку «Бедняк и богач». - Прочитайте ее про себя и определите, к какой группе сказок она относится. При чтении обратите внимание на характеры героев и на то, как они ведут себя в различных ситуациях. - К какой группе вы отнесете эту сказку? Почему? - Докажите текстом сказки. - За что был награжден бедняк и наказан его богатый сосед? - Подтвердите это словами из текста. - Чем похожа эта сказка на русские народные? - Какие качества ценит в человеке литовский народ? - Чему учит эта сказка? Физминутка. Лист на веточке сидел. Во все стороны глядел: Так глядел и так глядел. Потом взял и полетел. Вправо, влево, Вверх и вниз, И на кустике повис. - Сейчас мы прочитаем эту сказку по ролям. (Спрашивает учеников) | - О бедном и богатом человеке. Открывают и читают про себя сказку в учебнике. - К бытовым, потому что в ней нет волшебства. «Бедняк в лесу на берегу реки рубил деревья. Только вдруг топор шиик! — и соскочил с топорища. В реку бултых — и утонул». Мимо проходил старик «скинул тулуп, снял лапти — и бултых в воду», доставать топор. - Бедняк был награжден за честность, а богатый сосед наказан за жадность. « - Раз ты такой правдивый не жадный – на, возьми и эти топоры, золотой и серебряный». - Потому что героями сказки являются обычные люди. - Честность, правдивость, справедливость. - Не лгать и не жадничать. Выполняют движения за учителем. Читают сказку по ролям. | Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении. Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть соотнесенность эпизодов, понимать логику развития действия. Умение воссоздать в воображении картины жизни, изображенные писателем. Умение осмыслить идею произведения. |