СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению в 3 классе на тему "Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский поэт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению в 3 классе на тему "Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский поэт"

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению в 3 классе на тему "Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский поэт"»

Урок по литературному чтению 17.11.2021

Присутствовали:

Тема: Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский поэт

Цель: познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; познакомить со смысловым содержанием стихотворений, помочь обучающимся эмоционально и глубоко воспринять их; развивать навык выразительного чтения, передовая интонацией настроение; развивать связную речь, мышление, внимание, память; воспитывать любовь к русской поэзии.

Оборудование:  портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин, выставка книг, аудиозапись стихотворений М.Ю. Лермонтова.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

М.Ю.Лермонтов

Ход урока

1. Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный.

Сегодня в классе ждет урок нас – очень важный.

2. Актуализация знаний.

- Проверка домашнего задания.

- Характеристика главных героев басни «Ворона и Лисица».

– Назовите главных героев басни.

– Дайте характеристику Вороне.

– Дайте характеристику Лисице.

3. Мотивация учебной деятельности.

- Посмотрите на доску и прочитайте, что там написано. (Великие русские писатели).

- Вам о чем-нибудь говорит эта запись? (Работаем по данному разделу)

– Когда называют великих русских поэтов, сразу после А. С. Пушкина произносят имя Михаила Юрьевича Лермонтова. Пожалуй, каждый знает эти строки:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

– Знаете ли вы что-нибудь об этом поэте? О том, каким он был в детстве? Кто его воспитывал, что он любил, чем увлекался?

- Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?

- Физкультминутка.

4. Усвоение новых знаний.

Родился Лермонтов в 1814 году в Москве и очень любил её. Поэт писал: «Москва – моя родина, и такою будет для меня всегда: там я родился».

Дом, где в семье офицера родился будущий поэт, не сохранился, но место это известно. Память о поэте хранит другой дом, на котором установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь в 1830–1832 гг. жил великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов». Сейчас это музей писателя.

У мальчика рано умерла мать, и его взяла к себе на воспитание бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, которая очень любила внука, дала ему хорошее

образование. У него были гувернёр-француз (толковый словарь: гувернёр – воспитатель детей, приглашённый в семью), бонна-немка (толковый словарь: бонна – воспитательница-иностранка при маленьких детях), а позднее и преподаватель-англичанин. С детства М. Ю. Лермонтов говорил по-немецки и по-французски, он был очень способным мальчиком, хорошо рисовал. Сохранились картины, написанные Лермонтовым, и его детские рисунки. Сам поэт рассказывал, что с детских лет он «разлюбил игрушки и начал мечтать. В шесть лет я уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно-сладостное чувство волновало мою душу, когда полный месяц светил в окно на мою детскую кроватку…».

– Посмотрите на стр. 141на портрет М. Ю. Лермонтова в детстве, написанный неизвестным художником. Что вы можете сказать?

– Каким вы себе представляете Лермонтова-ребёнка?

– Что в портрете заставляет обратить на себя особое внимание?

- Один из учеников знаменитого художника К. Брюллова, который часто встречал Лермонтова в детстве, писал о нём так: «…маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой. Глаза эти с умными чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление…».

– Посмотрите на автопортрет на стр.141. Можно ли догадаться по одежде, в которой поэт изобразил себя, кем он был?

- На левом плече – бурка, длинный мохнатый плащ из козьего меха. На правом плече виден офицерский эполет, рука сжимает рукоять сабли. Да, Лермонтов был офицером и служил в армии.

- 11 июня 1840 года Лермонтов прибывает на Кавказ и принимает участие в военных действиях. Роковые события развернулись 13 июля 1841 года вечером в доме Верзилиных, где часто собиралась молодежь. Мартынов, одноклассник Лермонтова, вызвал Лермонтова на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Лермонтов был убит. 

- Физкультминутка.

- Работа по учебнику.

- Работа над стихотворением «Горные вершины».

- Ребята, какие ассоциации возникают  у вас, когда вы слышите словосочетание «горные вершины»? 

- Прочитайте самостоятельно данное  стихотворение. Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении.

- Какие картины вы  представили при чтении этого стихотворения?

- Раз это стихотворение, что мы должны почувствовать? (Ритм, рифму)

- Найдите рифмующиеся слова.

- Как надо читать это стихотворение?  Объясните почему?

- Ребята, а какие приемы поэты используют в своих  произведениях? (Метафору, олицетворение, сравнение)

- Найдите эти приемы в стихотворении. (Олицетворение – вершины спят)

- Какую музыку: печальную, грустную или веселую вы могли бы подобрать к этому стихотворению? Почему?

- А теперь давайте прочитаем это стихотворение выразительно.

- Послушайте аудиозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова «Горные вершины». Сравните ваше чтение. 

- Какую бы вы нарисовали картину к данному произведению?

- Работа над стихотворением «На севере диком стоит одиноко…»

- Рассмотрите репродукцию картины И.Шишкина на странице 145. Что вы на ней видите? Какие чувства она у вас вызывает? Почему?

- Какое название вы могли бы дать этой картине?

- А если написать стихотворение к этой репродукции, то оно будет веселое, печальное, грустное или можете предложить свой вариант.

- Послушайте стихотворение, которое называется «На севере диком стоит одиноко…». (Аудиозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»)

- Подумайте, совпадают ли по настроению стихотворение М.Лермонтова и картина И.Шишкина? Чем?

- Давайте разберем слова, которые вам непонятны.

Риза – облачение, одежда священника при богослужении.

Утес – высокая скала.

- А сейчас прочитайте стихотворение.

- Физкультминутка.

5. Закрепление изученного материала.

-  Для закрепления материала ответьте на вопросы литературной игры «Откройте для себя Лермонтова».

1. В каком городе родился М.Ю. Лермонтов? 

    А) Ясная Поляна

    Б) Москва

    В) Петербург

2. Назовите даты жизни М.Ю. Лермонтова. 

    А) 15 октября 1814 г. — 15 июля 1841 г.

    Б)  21 июля 1814г. – 18 июля 1843 г.

    В) 15 октября 1814 г. – 15 июля 1850 г.

3. Какие чувства вы испытали  при чтении стихотворений М.Ю.Лермонтова?    

А) Веселье, радость

    Б) Страх

    В) Печаль

6. Рефлексия. Итог урока.

- С творчеством, какого писателя знакомились сегодня на уроке? 

- Что вам больше всего запомнилось из жизни поэта? 

– Что вас затронуло больше всего? 

– Какое стихотворение М.Ю.Лермонтова вам больше всего понравилось? 

- Надеюсь,  что наш урок оставит след в душе каждого присутствующего и вам наверняка захочется перелистать томик стихов поэта, прослушать романсы, положенные на его стихи, насладиться акварелью Лермонтова-художника, потому что,

Меняют русла и теченья реки,
Меняются названья городов,
А Лермонтов есть. Лермонтов навеки –
Ровесник новых и былых годов.

- М.Ю. Лермонтов прожил такую короткую жизнь, что нельзя не поразиться тем фактом, что он успел создать огромный литературный мир и стать величайшим русским поэтом. Слава Лермонтова имеет свои особенности. И стихи, и проза его, прежде всего, ставят читателя как бы перед самим собой, заставляют задуматься о себе, о своем месте в обществе, в мире, о вечности. Он побуждает душу стремиться к добру, к красоте, к жизни, глубоко осознанной, к умению противостоять бурям жизни.

7. Домашнее задание

- Выучить наизусть понравившееся стихотворение М.Ю. Лермонтова на стр. 144. У кого возникнет желание, сделайте к нему рисунок. Спасибо за урок!


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!