СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению на тему: «Достоинства и пороки человека в произведении Д.Н. Мамина - Сибиряка «Умнее всех»» УМК «Начальная школа 21 века», 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению на тему: «Достоинства и пороки человека в произведении Д.Н. Мамина - Сибиряка «Умнее всех»» УМК «Начальная школа 21 века», 4 класс»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»








Конструкт урока по литературному чтению

на тему: «Достоинства и пороки человека в произведении Д.Н. Мамина - Сибиряка «Умнее всех»»

УМК «Начальная школа 21 века», 4 класс






Выполнили: Молоткова С, Зайкова В, Чувашева А., Максимова Е.

Методист: Григорьева О.В.






Екатеринбург

2022

Тема: Достоинства и пороки человека в произведении Д.Н. Мамина - Сибиряка «Умнее всех»

Перспективная цель: Развивать интерес к творчеству Д.Н. Мамина-Сибиряка, расширять читательский кругозор.

Актуальная цель: Ознакомить учащихся с лирическим произведением Мамина-Сибиряка «Умнее всех», создать условия для полноценного восприятия произведения.


Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся со сказкой « Умнее всех».

Развивающая: развивать речь, умения выразительного чтения, развивать логическое мышление (анализ) в процессе работы с произведением.

Воспитательная: воспитывать осознанность и нравственность в поведении в процессе анализа произведения.


Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

  • демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения.

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения.

  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря.

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения.


Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам.

Познавательные: читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения. Анализировать текст: определять главную мысль. исследовать текст: находить средства художественной выразительности. использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей

Регулятивные: самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время досуга. Определять цель выразительного исполнения и работы с текстом. Осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе

Совместная деятельность: ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело


Личностные (соответствуют поставленным задачам):

(Духовно – нравственное воспитание ) выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.

(Эстетическое воспитание) приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально - эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

(Ценность научного познания) понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора. Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.


Оборудование: компьютерная презентация, портрет поэта.

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока: учебный диалог

Принципы: 1. Доступность; 2. Единство теории и практики; 3. Систематичность и последовательность; 4. Прочность усвоения знаний; 5. Воспитание и развитие; 6. Наглядность.

Методы, приемы:

Словесные (объяснение, инструктаж, учебный диалог).

Наглядные (портрет поэта, компьютерная презентация, наглядный материал).

Практические (раздаточный материал, учебные задания).

Литература: примерная рабочая программа по литературному чтению (2021г), материал учебника УМК «Начальная школа 21 века» 4 класс 2 часть.


Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

  1. Мотивационный этап


Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Создание положительной мотивации на урок

Добрый день, класс. Начинается урок литературного чтения.

Садитесь.

Проверяет готовность к уроку.

Спинка к спинке, кулачок, учебник рядом и начнем урок.

Посмотрите на доску. Отгадайте этот ребус.

Слайд 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ В ПРИЛОЖЕНИИ 1

Верно. А поднимите руки те, кто считает себя умным школьником.

Отлично.

Смотрите у меня с собой есть коробка, в которой я спрятала того ученика, которого я считаю умнее всех.

Поднимите руки те, кто хочет поскорее узнать, кого я считаю самым умным.

Отлично, но есть одно «но»: я покажу вам этого ученика, только после очень усердной работы на уроке.

Поэтому давайте настроимся на отличную работу и начнем наш урок.

Доброжелательный настрой на урок.




Проверяют готовность к уроку.



«Умнее всех»


Поднимают руки.





Поднимают руки.






Личностные:

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске



  1. Проверка домашнего задания

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение

Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала

Вам на дом было дано задание: составить цитатный план произведения, которое мы изучали на том уроке – «Приемыш».

Сейчас три человека, кому попадется соответствующий жребий, прочитает свой план.


Раздает жребий.

Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ

Читают составленный цитатный план произвдеения.







Предметные:

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста

Метапредметные:

соблюдать правила речевого этикета; анализировать текст.

Личностные:

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.




  1. Актуализация знаний и целеполагание.


(Целеполагание и планирование деятельности)

Задача: определение направления работы с текстом на уроке

Определяется целенаправленность работы с художественным произведением



Какому автору посвящен раздел, который мы изучаем?

Верно.

На прошлом уроке мы с вами узнали его биографию, а сегодня проверим, как вы запомнили ее.

ВИКТОРИНА

Итак, новое произведение, с которым мы познакомимся – это «Умнее всех».

Какую цель мы можем поставить на урок?


Верно.

Давайте предположим, о чем будет идти речь в произведении? Посмотрите на иллюстрации, также предположите, что произойдет между героями?




В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением


Автор – Д.Н. Мамин-Сибиряк







Познакомиться с новым произведением, проанализировать его.

Предметные: демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения.

Метапредметные:

соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге.

Личностные:

Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей

  1. Открытие нового знания


Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста

Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие


Перед тем, как мы непосредственно перейдем к чтению стихотворения, выполним речевую разминку.

  1. Упражнения для дыхания:

Вдох-выдох

Вдох, а на выдохе произносим звуки [п], [с], [ш].

Выдох, а на выдохе произносим слоги «во», «ре», «ва».

Вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова.

  1. Упражнение для развития речевого аппарата:

Ло-ло-ло – на дворе _____(тепло).

Лу-лу-лу- стол стоит в _____(углу).

Ул-ул-ул- у нас сломался _____(стул).

Оль-оль-оль- мы купили ____(соль).

  1. Упражнение для интонации:

Лара и Воля играют на рояле. Произнесите радостно, с чувством огорчения, с чувством обиды.


Отлично.

Откроем учебник на странице 26.

Начнем читать произведение. Но не просто по цепочке, а в хаотичном порядке, который я буду озвучивать. Поэтому все следим за текстом и будьте готовы следующими прочитать.


Отлично.


Воспринимают произведение


Выполняют речевую разминку.























Читают произведение.

Предметные:

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения.

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения.

Метапредметные:

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения.

Личностные:

приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально - эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы

  1. Динамическая пауза

А теперь мы встанем отдохнуть.

Я считаю лучше всех её, себя, его и всех (смотрят/или показывают на другого человека)

Все мы учимся вот так (показывает палец вверх)

Не создаем мы кавардак (трясем руками и ногами)

Друг без друга мы не можем (показывают пальцем из стороны в сторону)

Всегда друг другу мы поможем (обнимают другого человека)

Выполняют физкультминутку.


  1. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.


(Выявление первичного восприятия)

Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного


(Постановка учебной задачи, проблемного вопроса)

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы

Организация работы по выявлению первичного восприятия


Ребята, а как вы думаете, какой жанр этого произведения?




Посмотрим на слайд.

Перед вами разбросанный и неполный план текста, ваша задача - восстановить последовательность.







Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения






Восстанавливают последовательность текста.





Предметные: владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.; участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения.



Метапредметные: анализировать текст: определять главную мысль. исследовать текст: находить средства художественной выразительности. использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей


Личностные: развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.



  1. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)

Вторичное восприятие текста (если это необходимо)

Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы


Чтение и анализ текста

Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся;

уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию;

углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения

Обосновывает необходимость вторичного самостоятельного чтения

Мы с вами определили последовательность, а сможете ли вы составить цитатный план?

1.«Индюк проснулся, по обыкновению, раньше других, когда ещё было темно, разбудил жену и проговорил:

- Ведь я умнее всех? Да?»

2. «Индюшке делалось немного обидно, когда другие птицы начинали подсмеиваться над Индюком и называли его болтуном, пустомелей и ломакой»

3. «Голодные птицы, как, голодные люди, делались несправедливыми именно потому, что были голодны»

4. «Индюк из гордости никогда не бросался вместе с другими на корм, а терпеливо ждал, когда Матрёна отгонит другую жадную птицу и позовёт его».

5. «Но тут случилось нечто такое, что заставило Индюка позабыть даже о собственном голоде»

6. «У самого сарая в ямке лежало что-то серое, круглое, покрытое сплошь острыми иглами»


7. Все болтали, кому что приходило в голову. Догадкам и предположениям не было конца»

8. «Господа, что же это мы напрасно ломаем себе голову, когда у нас есть Индюк? Он всё знает...»

9. «Здравствуйте, господа... Да как же вы это Ежа-то не узнали, Ежа серячка-мужичка?»

10. «Всем сделалось даже страшно после такого оскорбления, какое нанёс Еж Индюку».

11. «Позвольте, господа... Может быть, мы устроим всё это дело миром... Да. Мне кажется, что тут есть маленькое недоразумение. Предоставьте, господа, мне всё дело...».

12. «Индюк торжествовал, что так ловко выпутался из неловкого положения»



Составляют совместно с учителем цитатный план.




Предметные: владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря.; участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения.


Метапредметные: Коммуникативные: соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам.

Познавательные: читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения. Анализировать текст: определять главную мысль.

ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело


Личностные: понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора. Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.



  1. Самостоятельная работа и проверка по эталону



Обобщение.

Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку

Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме

А сейчас перед вами таблица, ваша задача- ее заполнить.

Посмотрите на доску: есть два мнения «Индюк вполне положительный персонаж, весьма забавный, его поведение логично, не вызывает упреков» и «Индюк это персонаж с полным проявлением невежества, это качество – его главный порок»

Положите в соответствующую коробку свой голос.

Делает вид, будто считает.

Отлично, по результатам суда индюк призван считаться положительным персонажем.

Встаньте, класс, кто не согласен с решением суда.

Судья всегда идет навстречу присяжным, выскажитесь, почему вы не согласны с решением суда. А тот, кто полностью поддерживает говорящего и добавить ему нечего, то садится вместе с ним.



Заполняют таблицу.







Голосуют.




Встают.




Высказывают свое мнение.



Предметные: владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения.


Метапредметные: Коммуникативные: соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам.

Регулятивные: самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время досуга. Определять цель выразительного исполнения и работы с текстом.


Личностные: выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.

Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.



  1. Рефлексия


Итог урока

Задачи: рефлексия учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексия чувств и эмоций.

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся


Оцените свою работу на уроке с помощью лестницы успеха.

Где самая первая ступень – «У меня ничего не получилось»

Вторая – «У меня были проблемы»

Третья «Мне все удалось»

Покажите на пальчиках число.

Помогают учителю подвести итоги.

Рефлексия.

Предметные: демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения.

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения.


Метапредметные: Коммуникативные: соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам.

Совместная деятельность: ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело


Личностные: выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.

Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.


  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

Проведение инструктажа


Напишите дома небольшое эссе на тему невежества.

Используйте следующие речевые конструкции:

«Невежество – это»

«Легко ли быть неграмотным, незнающим человеком»

«Что нужно делать, чтобы избежать невежества»

Осмысление домашнего задания



Записывают задание на дом.

Предметные: демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения.


Метапредметные: использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей

самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время досуга. Определять цель выразительного исполнения и работы с текстом. Осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе


Личностные: выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.

приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально - эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1























13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!