Конспект урока по предмету: «Литературное чтение»
по теме: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сравнение народной и литературной сказки».
Автор: Завитаева Ольга Владимировна.
Место и роль урока в изучаемой теме: Комбинированный урок
Цели: Провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина с народной.
Планируемы результаты:
определять отличительные особенности литературной сказки;
совершенствовать навыки чтения;
развивать умение анализировать художественное произведение;
содействовать воспитанию любви к поэтическому слову;
воспитания милосердия, ответственности, доброты, правдивости;
развивать чувства прекрасного посредством художественного слова;
развивать умение взаимодействовать с одноклассниками.
Оборудование: Учебник Литературное чтение. 3 класс 1 часть. Учебник в 2 ч. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России, презентация, карточки.
Ход урока
Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!
II. Актуализация знаний
- Для начала проведём речевую разминку:
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Прочитайте:
а) про себя;
б) вслух громко, прохлопывая ритм;
в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е слова;
г) постепенно увеличивая темп;
д) кто быстрее прочитает?
- О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
К нам снова приходит сказка.
- Ребята, сегодня мы снова будем говорить о сказке. Ребята, а какую сказку мы с вами изучаем? (Ответы детей)
- На прошлом уроке мы дочитали сказку до конца, узнали историю создания сказки. Давайте вспомним, сюжеты каких сказок были задействованы Пушкиным для создания своей «Сказки о царе Салтане…»? ( «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица-говорунья») - Давайте вспомним сюжет сказки. (Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)
Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.
Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.
Обман царя.
Спасение матери с младенцем.
Спасение Лебеди от злого коршуна.
Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.
Князь Гвидон узнал о втором чуде.
Третье чудо князя Гвидона.
Царевна Лебедь – четвертое чудо.
Встреча с отцом.)
- Какая это сказка: народная или литературная? (Литературная, т. к. имеет автора).
III. Принятие учебной задачи учащимися
- А какие жанры бывают у народных сказок? (Волшебные, бытовые, о животных). Какой жанр у Сказки Пушкина? (Ответы детей).
- Есть сходства «Сказки о царе Салтане…» с народными сказками? (Есть) А различия? (тоже есть)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Находить сходства и различия народной сказки со сказкой Пушкина)
- Какие задачи себе поставим? ( Научиться сравнивать народную сказку и литературную)
IV. Совместное открытие знаний учащимися
- Имеет ли русская народная сказка автора? (Нет, не имеет) А литературная? (Имеет)
- В какой форме (письменной или устной) существуют народные сказки? (В устной) А литературные? (В письменной)
- Может ли народная сказка иметь несколько вариантов? (Может. Каждый рассказчик рассказывает её по-разному) А литературная сказка? (Нет. Существует в одном варианте)
- Дети, давайте вспомним, какую структуру имеет народная сказка? (Зачин, основная часть и концовка)
- Известен ли год написания народной сказки? (Нет) А литературной? (Да)
- Есть ли зачин у сказки Пушкина? (Нет. Она начинается так, будто все события происходят близко, в любом из мест нашего края) Зачитайте начало сказки Пушкина. (находят, зачитывают) Имеется ли основная часть, концовка? (Да, имеются)
- Давайте определим жанр «Сказки о царе Салтане»? (Скорей всего волшебная, т. к. в ней есть волшебство)
- Какое волшебство присутствует в сказке Пушкина? (Путешествие царицы с ребёнком в бочке к острову. Взросление новорожденного Гвидона в бочке не по дням, а по часам; умение прекрасно говорить. Чудесная сила Гвидона, выдавившего с лёгкостью дно у бочки. Спасение Царевны-Лебеди Гвидоном от Коршуна. Обе птицы - заколдованные люди. Появление на острове города, в котором Гвидона делают Князем, - волшебство Царевны-Лебеди. Путешествие Гвидона к отцу Салтану в образе комара, мухи, шмеля, - тройное волшебство. Чудесная белка, 33 богатыря и царевна-Лебедь - тройное чудо).
- В волшебных русских народных сказках есть чудеса? (Да, есть) А кто ещё есть в народных сказках? (Сказочные герои)
- В литературной сказке Пушкина есть сказочные герой? (Да, есть. Коршун-чародей, Царица-Лебедь, Белка, 33 богатыря и дядька Черномор)
- Назовите оставшихся героев сказки и почему мы не причисляем их к сказочным героям? (Царь Салтан, Царица, князь Гвидон, Ткачиха, повариха, сватья Баба-Бабариха, корабельщики. Они могли существовать на самом деле, так же они не наделены волшебным умением)
V. Физкультминутка
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
Продолжение работы по теме урока.
-Ребята, что ещё характерно для народной сказки и встречается в сказке Пушкина? (Троекратный повтор)
- Что троекратно повторяется в литературной сказке? (Ответы детей)
- Совершенно верно. Пушкин А. С. следует в своей сказке традициям русского фольклора. В русских народных сказках используются повторы, придающие рассказыванию особый ритм и напевность. Таких повторов в сказке много. В самом начале сказки в диалоге трех девиц повторяется строчка: "Кабы я была царица.."; в путешествиях купцов и князя используются как связующее звено частей сюжета сказки повторяющиеся строчки:"Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят... Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?" - Корабельщики в ответ...";"Вот на берег вышли гости, царь Салтан зовет их в гости...Ой вы, гости-господа, долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо?"..Корабельщики в ответ:"Мы объехали весь свет". В некоторых повторах меняются одно-два слова, наверное, для разнообразия, чтобы не наскучить:"Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых (раздутых) парусах". Повторы обычно достигают магического числа "три": три раза князь превращается в насекомых, три раза ткачиха и повариха и Бабариха придумывают чудеса, и их кусает князь и т.д. Магическое число 3 характерно для русских народных сказок.
В русских народных сказках используются также постоянные эпитеты, и Пушкин А. С. следует этой традиции, его эпитеты похожи на постоянные или заимствованы из фольклора:" дуб зеленый; море, небо синее; лебедь белая; царица молодая; красная девица; добрый ужин; честные гости; город златоглавый; авторские эпитеты: "могучий избавитель, оглушительный трезвон, скорлупки золотые, дом хрустальный, желанная страна, с грустной думой и т.д. В народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков. Мы видим, что автор наделяет своих персонажей характерами.
- Что ещё интересного можно сказать о сказке Пушкина? Мы обращали на это внимание на прошлом уроке. (В «Сказке о царе Салтане…» Есть только одно слово на эф – это слово Флот)
- В русских народных сказках добро всегда побеждает зло. Как заканчивается сказка у Пушкина? (Ответы детей)
- В течение всего повествования мы ждём, когда же восторжествует справедливость, зло будет наказано в литературной сказке. В сказке А.С. Пушкина князь Гвидон ранит коршуна в шею, превратившись в комара, муху, шмеля, укусил и ужалил ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху – этим литературная сказка схожа с народной. Но интересно то, что царь Салтан помиловал повариху, ткачиху и сватью бабу Бабариху. Он не стал их наказывать, как бы не хотелось этого читателю, переживающему вместе с Гвидоном.
Работая над этой темой, мы сделали открытие. Русская народная сказка учит нас что, хорошо и что плохо, что человеку воздастся за его доброту, героизм, милосердие, прощение, а зло будет наказано.
Приведём примеры. Описание пейзажа поэтом: «В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут…». А как Гвидон делал лук для охоты? Всё реально, даже шнурок берётся не из ниоткуда, а с креста на шее. Конечно, князю Гвидону помогает Царевна Лебедь за своё освобождение, но счастливая развязка в сказке происходит благодаря личным качествам главного героя, его широте души, любви.
Вот как завершается повествование у А.С. Пушкина: «Я там был; мёд, пиво пил — и усы лишь обмочил». И это, несомненно, возвращает нас из мира сказки в реальный мир.
Итак, анализ сравнения «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина и волшебных народных сказок показал, что много схожих черт, но и много различий. Мы ещё раз убеждаемся в уникальности творчества великого русского поэта.
Первичное закрепление знаний.
- Давайте вспомним всё, о чём сегодня говорили и рассмотрим таблички, которые вы получили.
Русская народная сказка | Литературная сказка |
Постоянные эпитеты. | |
| |
в нескольких вариантах. (Рассказчик может вносить изменения.) | |
| |
- волшебная, - бытовая, - о животных | Не ограничивается определённым жанром, включает в себя черты бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику. |
- Вклейте таблички в свои тетради.
VI. Рефлексия
- Оцените свою работу. Если вам понравился урок, похлопайте себе.
- Если урок не понравился, потопайте ножками.
VII. Итог урока
- Чем занимались на уроке?
- Решили мы те задачи, которые ставили?
- Что нового узнали на уроке?
На дом: нарисовать иллюстрацию к одному из чудес «Сказки о царе Салтане»
Урок окончен! Спасибо за работу!