4.Постановка учебной задачи и целей урока | - Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с прекрасным миром басен. - Ребята, а с какими баснями мы познакомились в прошлом году? («Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак») - А кто является автором этих басен? (И. А. Крылов) - Сможете ли вы назвать тему сегодняшнего урока? (тема урока «Басни И. А. Крылова») Слайд 4 -Правильно ребята, знакомимся с новой басней И. А. Крылова «Мартышка и Очки» -Цель урока? Слайд 5 | Учащиеся ставят цель, опираясь на запись. узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл. | Предметные УУД: понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать. Регулятивные УУД: понимание учебной задачи урока. Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения. |
5. Восприятие и первичное осознание нового материала 6.Закрепление новых знаний и способов действий | 2 Знакомство с биографией писателя - Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом» - Посмотрите на портрет И.А.Крылова. Слайд 6 - Каким он вам представляется по характеру?(добрым, спокойным, мудрым) - Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Слайд 7, стр. 133(учебник) - Ученики нашего класса подготовили интересные сведения об этом удивительном человеке. Сообщения учеников об И.А.Крылове 2.Понятие басни - Что такое басня? Слайд 8 Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей; - Признаки басни? Слайд 9 В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей; Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни. 3.Работа над басней « Мартышка и очки» а) Словарная работа И.А.Крылов жил около 200 лет назад, многие слова, которые употреблены в басне, мы не употребляем в современной речи. Поэтому раскроем значение некоторых из этих слов, чтобы, читая басню, мы могли понять ее содержание и смысл. Слайд 10 - Ребята, обратите внимание на слова невежда и невежа. Что они обозначают? А потом, читая басню, посмотрим какое из них встречается в ней. Слайд 11 б) Прогнозирование содержания. - Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?(о мартышке) - Поднимите руку, кто видел мартышку? Где вы ее видели? - Расскажите о ее повадках.(любопытная, любит гримасничать, подвижная) Физкультминутка. Рано утром на полянке Так резвились обезьянки: Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Все присели, снова встали Вы резвиться не устали? в) Чтение басни Уч.стр.134 (Читает учитель) г) Работа над содержанием басни - Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?» - Почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку? - Какие действия совершала Мартышка с очками ? ( текст) - А что обычно делают с очками? - Прочитайте выразительно, как она примеряла очки. - Почему Мартышка решила, что люди её обманули? ( текст) - Что вам показалась в басне смешным? -Так, кто виноват в том, что очки не действовали? - Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод.(дети читают мораль басни и объясняют её, как понимают.) Так, какова же мораль басни? - Кого называют невеждой? ( Необразованный человек) - Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются? - Какой человеческий недостаток высмеял в Басне И.А.Крылов? ( необразованность) Слайд 12 И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки -- Чему учит нас эта басня? (надо учиться, чтобы быть образованным, плохо быть невеждами) 1)Выразительное чтение басни по ролям - Назовите действующих лиц (автор и Мартышка) 2) Лексическая работа Найдите крылатые выражения в басне | -Ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ. Герои басни (надо учиться, чтобы быть образованным, плохо быть невеждами) Отвечают на вопросы, приводят примеры из текста. - Читают мораль. - С необразованностью. « И проку на волос нет в них» «Это зло ещё не так большой руки» « К старости слаба глазами стала» | Предметные УУД: выделение особенностей нового жанра басни; Личностные УУД: проявление интереса к новому жанру. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: умение договариваться в совместной деятельности. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, определение морали басни. Регулятивные УУД: овладение навыками смыслового чтения, осознанного построения речевого высказывания в устной форме. Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза. |