СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению " И.А.Крылов. Басня " Мартышка и очки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению " И.А.Крылов. Басня " Мартышка и очки"»

Урок литературного чтения

Класс: 3 –А

Дата проведения: 12.11.2019

Тема урока: И.А.Крылов « Мартышка и очки».

ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).

  • Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.

  • Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.

Развивающие:

  • Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.

  • Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.

  • Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.

  • Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучащиюхся.

Воспитательные:

  • Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

  • Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.

  • Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

Формируемые УУД

Личностные:

- проявлять интерес к новому жанру - басне;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

Метапредметные:

регулятивные:

- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные:

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять мораль басни;

коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умение работать в группе.

Предметные:

- понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

- учиться средствам выразительности.

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс, карточки «Жанры», «Словарно-лексическая работа», аудиозапись.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Организационный

Проверяет готовность учеников к уроку

Слайд 1

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД: самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность;

Регулятивные УУД: самоконтроль; самооценка;

2. Актуализация знаний



Речевая разминка

Чистоговорки Слайды 2, 3

  • Ба – бо – бы – на дворе стоят столбы

  • Ду – до – да – гудят провода

  • Ло – ло – ло – на улице тепло

  • Ри – ри - ри – на ветке снегири

  • Арь – арь – арь – на стене висит фонарь

  • Са – са – са - в лесу бегает лиса

Скороговорки

  • Белые бараны били в барабаны.

  • В зимний холод всякий молод.

  • У зайки Бубы заболели зубы.

  • У Ивашки рубашка,

У рубашки кармашки.

  • Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.


Хором повторяют

Личностные УУД: включение в учебную деятельность;

Коммуникативные УУД: хоровое произношение







- Какой большой раздел мы изучаем? А раньше?

- Соедините, пожалуйста, фамилию писателя и название его произведения.

Ф. И. Тютчев «Встреча зимы»

А. А. Фет «Весенняя гроза»

А. С. Пушкин «Зреет рожь»

И. З. Суриков «Зимний вечер»

-К какому литературному жанру относятся эти произведения?

Великие русские писатели и поэты.

Поэтическая тетрадь

(дети выходят к доске и переставляют карточки на магнитах)



стихотворения


Личностные УУД: умение воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата.

Познавательные УУД:

сравнивать литературную сказку с народной.

3.Мотивирование к учебной деятельности

- Сегодня мы приступаем к работе над другим литературным жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Разгадать его вам помогут знания сказки А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане»





Вопросы: 

1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. (Белка).

2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение Пушкина. (Сказка).

3. Имя царя (Салтан).

4. Как зовут молодого князя (Гвидон).

5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).

- Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать? (Басня)


…».(дети разгадывают кроссворд)

Познавательные УУД:

знакомство с новым жанром басней.

4.Постановка учебной задачи и целей урока









- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с прекрасным миром басен.

- Ребята, а с какими баснями мы познакомились в прошлом году? («Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак»)

- А кто является автором этих басен? (И. А. Крылов)

- Сможете ли вы назвать тему сегодняшнего урока? (тема урока «Басни И. А. Крылова») Слайд 4

-Правильно ребята, знакомимся с новой басней И. А. Крылова «Мартышка и Очки»

-Цель урока? Слайд 5






Учащиеся ставят цель, опираясь на запись.

узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.


Предметные УУД: понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

Регулятивные УУД:

понимание учебной задачи урока.

Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения.


5. Восприятие и первичное осознание нового материала





















































































6.Закрепление новых знаний и способов действий

2 Знакомство с биографией писателя

- Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом»

- Посмотрите на портрет И.А.Крылова. Слайд 6

- Каким он вам представляется по характеру?(добрым, спокойным, мудрым)

- Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Слайд 7, стр. 133(учебник)

- Ученики нашего класса подготовили интересные сведения об этом удивительном человеке. Сообщения учеников об И.А.Крылове


2.Понятие басни

- Что такое басня? Слайд 8

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;

- Признаки басни? Слайд 9
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.


3.Работа над басней « Мартышка и очки»

а) Словарная работа

И.А.Крылов жил около 200 лет назад, многие слова, которые употреблены в басне, мы не употребляем в современной речи. Поэтому раскроем значение некоторых из этих слов, чтобы, читая басню, мы могли понять ее содержание и смысл. Слайд 10


- Ребята, обратите внимание на слова невежда и невежа. Что они обозначают? А потом, читая басню, посмотрим какое из них встречается в ней. Слайд 11


б) Прогнозирование содержания.

- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?(о мартышке)

- Поднимите руку, кто видел мартышку? Где вы ее видели?

- Расскажите о ее повадках.(любопытная, любит гримасничать, подвижная)


Физкультминутка.

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Все присели, снова встали

Вы резвиться не устали?


в) Чтение басни Уч.стр.134 (Читает учитель)


г) Работа над содержанием басни

- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?»

- Почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку?

- Какие действия совершала Мартышка с очками ? ( текст)

- А что обычно делают с очками?

- Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.

- Почему Мартышка решила, что люди её обманули? ( текст)

- Что вам показалась в басне смешным?

-Так, кто виноват в том, что очки не действовали?

- Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод.(дети читают мораль басни и объясняют её, как понимают.)

Так, какова же мораль басни?

- Кого называют невеждой? ( Необразованный человек)

- Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются?


- Какой человеческий недостаток высмеял в Басне И.А.Крылов? ( необразованность) Слайд 12

И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки

-- Чему учит нас эта басня? (надо учиться, чтобы быть образованным, плохо быть невеждами)


1)Выразительное чтение басни по ролям

- Назовите действующих лиц (автор и Мартышка)


2) Лексическая работа

Найдите крылатые выражения в басне











































-Ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ.






















Герои басни

















(надо учиться, чтобы быть образованным, плохо быть невеждами)

Отвечают на вопросы, приводят примеры из текста.

- Читают мораль.

- С необразованностью.





« И проку на волос нет в них»

«Это зло ещё не так большой руки»

« К старости слаба глазами стала»

Предметные УУД: выделение особенностей нового жанра басни;

Личностные УУД: проявление интереса к новому жанру.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД: умение договариваться в совместной деятельности.





































































Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, определение морали басни.

Регулятивные УУД:

овладение навыками смыслового чтения, осознанного построения речевого высказывания в устной форме.


Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Познавательные УУД:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза.



7.Подведение итогов

. Что узнали нового? Что научились понимать?

- Для чего люди читают басни И. А. Крылова?

(Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. )

- Хотели бы вы быть похожими на героиню басни?

Слайд 13

Узнали, что такое басня, научились понимать мораль.

- Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок.

Регулятивные УУД:

ответы на итоговые вопросы урока и оценивание своих достижений.

8.Рефлексия

- Закончите предложение, выбрав цвет карандаша, соответствующий вашему настроению.( зелёный, красный)


Урок был для меня:

интересный, познавательный, сложный,

непонятный, трудный


Коммуникативные УУД: аргументировать свои высказывания.

Регулятивные УУД:

саморегуляция; самооценка.

9.Домашнее задание

- Выучить наизусть басню. Слайд 14

Учащиеся записывают домашнее задание






3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!