Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения;
Восстанавливать последовательность событий по вопросам.
Этапы урока | Цели и задачи на этапе | Оборудование | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Хроно-метраж |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I.Организационный момент. релаксация, фиксирование оса-нки, положитель- ная мотивация дея- тельности учащих- ся | Поприветствовать гостей, настроить детей на работу, создать хорошее настроение. | Интерактивная доска, Итак, друзья, внимание, Ведь прозвенел звонок, Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок. | – Прозвенел звонок и смолк, он зовёт всех на …(УРОК) - Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Повернитесь к ним, поздоровайтесь. - Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Садитесь! | Учащиеся здороваются с гостями, поворачиваются к своим соседям по парте и улыбаются друг другу, потом учителю. Тихо садятся за парты, фиксируют осанку. 3 человека становятся за конторки. | 0,5 минут |
II.Актуализация знаний. Постановка задач урока. | Поставить учебные задачи; развивать мышление, речь. | Девиз урока: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться.» | - Прочитайте девиз нашего урока. - Объясните смысл пословицы. - Какие задачи мы ставим перед собой на уроке чтения? | Дети читают пословицу, объясняют её смысл; ставят задачи: - учиться читать бегло, грамотно, выразительно; -учиться мыслить, выражать своё мнение; -развивать память, речь, мышление; - получить хорошую отметку. | 1,5 минуты |
III.Проверка домашнего задания. IV. Физминутка для глаз. | Проверить усвоение пройденного материала. Развивать интерес к участию в конкурсе чтецов, умение читать выразительно стихи, развивать творческие способности. Сохранение зрения, снятие усталости. | 1. Вопросы: - Кто написал книгу «Винни-Пух и все-все-все»? - Кто научил Винни-Пуха разговаривать по – русски? - Что приготовили к сегодняшнему уроку? | - Все вы читали книгу «Винни-Пух и все-все-все». Кто её написал? - Кто научил Винни-Пуха разговаривать по-русски? - Что интересного вы приготовили для меня? | 1.Дети отвечают на вопросы, проверяют правильность ответов на интерактивной доске: - Английский писатель Алан Милн. - Борис Заходер. -Учили наизусть песенки Винни-Пуха. Выступление детей. выразительно рассказывают наизусть песенки. (5 человек) Ребята встают, глазами следят за движениями.. | 7 минут 0,5 минут |
V. Сообщение темы урока. | Учить самостоятельно формулировать тему урока. | Разгадывание загадки. | - Сегодня мы с вами будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, если сможете правильно разгадать загадку. Этот милый, странный душка Безымянною игрушкой Был когда - то в магазине, Сказки ждал он на витрине. И дождался. Стал известным Своей сказкою чудесной. Ты меня, малыш, послушай, У него большие уши, Он коричневого цвета, Его любят все на свете, Знает каждая дворняжка Друга Гены - ..... (ЧЕБУРАШКУ) - Правильно – это Чебурашка. Кто написал это произведение? Посмотрите на портреты, которые вы видите на экране, и выберите портрет незнакомого автора. | Учащиеся разгадывают загадку, отвечают на вопросы и формулируют тему урока: - Сегодня мы будем изучать произведение «Чебурашка». | 1 минута |
VI. Подготовитель- ная работа. | Познакомить с жизнью и творчеством Э. Успенского; развивать речь, мышление, обогатить словарный запас. | 1.Портрет Э. Н. Успенского. 2.Выставка книг Э. Н. Успенского. 4. Чтение трудных слов: тро-пи-че-ским гип-по-по-там от-пра-вил-ся а-пель-си-на-ми пе-ре-дви-гать-ся пу-те-ше-стви-е не-из-вест-ным соб-ствен-но-го 5.Лексическое значение слов. Гиппопотам. Слайд Тропический лес. Слайд . Каюта. Уценённые товары. Телефонная будка. | 1. Знакомство с биографией писателя. - Арина нам подготовила небольшое сообщение о творчестве Э. Успен- ского. 2.Рассматривание книг. - Посмотрите на выставку книг, здесь представлены самые известные и любимые его произведения. - Эти интересные книги можно прочитать. Некоторые из них есть в нашей школьной библиотеке. - Сформулируйте тему урока. А теперь каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. (Учиться быстро читать, внимательно слушать, получить хорошую отметку - Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их. - А что бы хотели узнать о Чебурашке? - Прежде чем начнем читать текст, давайте выясним значение некоторых слов: 3.Словарно-лексическая работа. - Прежде чем начнем читать текст: а)прочитайте слова по слогам, (глазами), затем целыми словами; б) прочитайте с разной интона-цией (радостно, как будто большой секрет) - Какие слова не понятны? (Выяснение значения слов) Показ картинок: телефонная будка, гиппопотам, каюта, тропический лес). | Рассказывает подготовленный ученик. (Почему его так назвали? Откуда он появился? С кем подружился?...) Учащиеся читают слова на экране по слогам, потом целыми словами с разной интонацией. Ребята объясняют значение слов и проверяют правильность своих суждений. | 7,5 минут |
VII. Первичное чтение текста. | Познакомить детей с отрывком «Чебурашка» из произведения Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» | Учебники у детей. | – Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. (2-3 ученика) - Откройте учебник на с.139. Следите. | Дети читают «цепочкой» по одному предложению. | 5 минут |
VIII. Физкультми-нутка. | Дать возможность детям отдохнуть, подвигаться. | | | . | 2 мин |
IX. Проверка первичного восприятия текста. Выборочное чтение текста. | Проверить понимание содержания. | Учебники у детей. | - Понравилось произведение? - К какому жанру относится это произведение: повесть, сказка или рассказ? - Кто является главным героем отрывка? - Где жил Чебурашка? - Как попал в ящик с апельсина-ми? - Как оказался в магазине? - Почему у него такое странное имя? - Куда директор магазина отнёс Чебурашку? - Как вы думаете, почему Чебурашке некому было звонить? | Дети отвечают на вопросы. | 3 минуты |
X. Вторичное чтение и анализ произведения. | Развивать навыки беглого выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, речь, внимание, мышление. | Учебники у детей. .Иллюстрация к тексту. | - Давайте осмысленно прочитаем рассказ, постараемся читать без ошибок. После прочтения я буду задавать вопросы.. - Где жил Чебурашка? - Как попал в ящик с апельсина-ми? - Как оказался в магазине? - Почему у него такое странное имя? - Куда директор магазина отнёс Чебурашку? - Как вы думаете, почему Чебурашке некому было звонить - Что делал Чебурашка, когда проснулся утром? - Как он позавтракал? - Почему ему трудно было передвигаться? - Что случилось со спящим Чебурашкой? - Кого увидели продавцы магазина в ящике? - Как вы думаете, почему он был толстым-претолстым? 3. Найдите ответы на вопросы: - Как Чебурашка узнал, что его имя Чебурашка? - Почему его не приняли в зоопарк? - Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? | «Жужжащее чтение» учащихся и ответы на вопросы по прочитанному. (Дети читают “цепочкой”.) Выборочное чтение. | 7 минут |
XI. Физминутка для глаз смена позы учащихся, двигательная активность. | Сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время урока. | | . | Дети встают из-за парт и выполняют упражнения для глаз. | 2 минут |
XII. Упражнения на внимание и мышление. Игра «Продолжи предложение | Развивать внимание, мышление. | | Итак, мы прочитали отрывок из повести - сказки “Крокодил Гена и его друзья”. - Давайте проверим, как вы внимательно и осознанно читали произведение. Чебурашка жил в густом…………(тропическом лесу). Чебурашка забрался в ящик с апельсинами, чтобы……(позавтракать). Чебурашка стоял в витрине магазина и привлекал……………..(внимание прохожих). | Расшифровывают названия животных у доски: заяц, волк, сова, жук. | 3 минуты |
XIII.Работа по выполнению задания. | Проверить усвоение учащимися нового материала. | | Задание№1 Выпиши из текста предложение, которое помогает понять, почему Чебурашку так назвали? ___________________ Задание№2 Ответь на вопросы 1.Как узабавного зверька появилось имя? ____________________ 2.Почему Чебурашку не приняли взоопарк? ____________________ 3.Где жил Чебурашка? ____________________ | Дети по карточкам проверяют задание | 3 минуты 2 минуты |
Работа с пословицами. Проверка выполнения задания. XIV. Итог урока. Саморефлексия | Подвести итоги работы на уроке. | | - Какая же пословица подойдет к нашему тексту: Продолжите пословицы. “Не имей 100 рублей, … а имей 100 друзей”, “Нет друга - ищи, … а нашел - береги”, «Хочешь дружить – … сам будь другом» Учитель: дружбой надо дорожить . Только у добрых людей бывает много друзей. - А теперь вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Добились мы целей или нет? Как мы работали? (Ответы детей). Оцените вашу работу на уроке. - С произведением какого автора вы познакомились? - Назовите основную мысль текста? | Дети собирают пословицы и читают их Дети отвечают на вопросы. - Основная мысль текста: трудно жить одному, хорошо, когда есть верные друзья. | 1,5 минуты |
XV. Домашнее задание. . (дифференцированное). | | | 1) пересказать самые интересные отрывки. 2)нарисовать иллюстрацию к тексту (по желанию). | | 0,5 минуты |
1. Как называется сказка, отрывок которой ты прочитал?
2. Объясни значение выражения «Уценённые товары».
3. Где жил Чебурашка?
4. Почему его сначала никак не звали?
5. Как он попал в ящик с апельсинами?
6. Куда привезли ящик с апельсинами?