Урок по химии с применением ИКТ по теме " Получение, свойства и применение алканов "
Цель урока: познакомить учащихся с алканами и выявить важную их роль в промышленности.
Задачи урока:
Образовательная: рассмотреть физические и химические свойства, способы их получения при переработке природного газа, возможности их получения из природных источников: природного и попутного нефтяного газов, нефти и каменного угля.
Развивающая: развить понятие о пространственном строении алканов; развитие познавательных интересов, творческих и интеллектуальных способностей, развитие самостоятельности в приобретении новых знаний с использованием новых технологий.
Воспитательная: показать единство материального мира на примере генетической связи углеводородов разных гомологических рядов, получаемых при переработки природного и попутного нефтяного газов, нефти и каменного угля.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация.
Ход урока
Эпиграф:
Дело или занятие, не содержащие трудностей, не требующие полного напряжения ума и воли, недостойны человека.
У. Ченнинг
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Почему на первом слайде изображён горящий факел? Какое это имеет отношение к нашему уроку?
Учитель сообщает тему, (предлагает определить цели и задачи урока учащимся).
II. Актуализация опорных знаний:
1. Общая формула алканов. Какую молекулярную формулу имеют 1-й, 4-й, 9-й, 26-й, 47-й член гомологического ряда алканов.
2. Объясните смысл других названий алканов: предельные углеводороды, насыщенные, парафины.
3. Какие виды химической связи присутствуют в молекулах алканов.
4. Сигма-связь.
5. Способны ли по-вашему мнению алканы к реакциям присоединения и почему?
II. Изученного нового материала.
Учитель
Тема урока Слайд № 1
План изучения. Слайд № 2
Физические свойства.
Способы получения.
Химические свойства.
Применение.
Физические свойства.
СН4:C4Н10 - газы
T кипения: -161,6:-0,5 °C
T плавления: -182,5:-138,3 °C
С5Н12:C15Н32 - жидкости
T кипения: 36,1:270,5 °C
T плавления: -129,8:10 °C
С16Н34:и далее- твёрдые вещества
T кипения: 287,5 °C
T плавления: 20 °C
Предлагает учащимся сделать вывод: С увеличением относительных молекулярных масс предельных углеводородов закономерно повышаются их температуры кипения и плавления. Слайд №3
Получение.
В промышленности
1) крекинг нефтепродуктов:
C16H34 - C8H18 + C8H16
2) В лаборатории:
а) Гидролиз карбидов:
Al4C3 +12 H2O = 3 CH4 + 4 Al(OH)3
б) Реакция Вюрца:
C2H5Cl + 2Na - C4H10 + 2NaCl
в) Декарбоксилирование натриевых солей карбоновых солей:
СН3СООNa + 2NaОН - СН4 + Nа2СО3 Слайд № 4
Химические свойства
Для алканов характерны следующие типы химических реакций:
Замещение атомов водорода;
Дегидрирование;
Крекинг;
Окисление.
1) Замещение атомов водорода:
А) Реакция галогенирования:
CH4 +Cl2 → CH3Cl + HCl
Б) Реакция нитрования (Коновалова):
CH4 + HNO3 → CH3-NO2 + H2O + Q
В) Реакция сульфирования:
CH4 + H2SO4 → CH3-SO3 H + H2O + Q
2) Реакция изомеризации:
CH3-CH2-CH2-CH2-CH3 → СН3-СН-СН2-СН3
СН3
3) Реакция с водяным паром:
CH4 + H2O = CO + 3H2
4) Реакция дегидрирования:
2СН4 →НС=СН + 3Н2 + Q
5) Реакция окисления:
CH4 + O2 → Н2C=О + H2O
6) Горение метана:
CH4 + 2O2 → CO2 + 2H2O + Q Слайд № 5-6
Применение.
( заранее подготовленные выступления учащихся.)
Широко используются в качестве топлива, в том числе для
двигателей внутреннего сгорания, а также при производстве сажи
(1 - картриджи; 2 - резина; 3 - типографическая краска), при получение органических веществ (4 - растворителей; 5 - хладогентов, используемых в холодильных установках; 6 - метанол; 7 - ацетилен) Слайд № 7
III. Закрепление: тест с последующей самопроверкой и подведением итогов.
IV. Домашнее задание:§25. №6 стр.154