СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по химии с применением ИКТ по теме " Получение, свойства и применение алканов "

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать единство материального мира на примере генетической связи углеводородов разных гомологических рядов, получаемых при переработки природного и попутного нефтяного газов, нефти и каменного угля.Рассмотреть физические и химические свойства, способы их получения при переработке природного газа, возможности их получения из природных источников: природного и попутного нефтяного газов, нефти и каменного угля.

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии с применением ИКТ по теме " Получение, свойства и применение алканов "»

Урок по химии с применением ИКТ по теме " Получение, свойства и применение алканов "


Цель урока: познакомить учащихся с алканами и выявить важную их роль в промышленности.

Задачи урока:

  • Образовательная: рассмотреть физические и химические свойства, способы их получения при переработке природного газа, возможности их получения из природных источников: природного и попутного нефтяного газов, нефти и каменного угля.

  • Развивающая: развить понятие о пространственном строении алканов; развитие познавательных интересов, творческих и интеллектуальных способностей, развитие самостоятельности в приобретении новых знаний с использованием новых технологий.

  • Воспитательная: показать единство материального мира на примере генетической связи углеводородов разных гомологических рядов, получаемых при переработки природного и попутного нефтяного газов, нефти и каменного угля.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация.

Ход урока

Эпиграф:

Дело или занятие, не содержащие трудностей, не требующие полного напряжения ума и воли, недостойны человека.

У. Ченнинг

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Почему на первом слайде изображён горящий факел? Какое это имеет отношение к нашему уроку?

Учитель сообщает тему, (предлагает определить цели и задачи урока учащимся).

II. Актуализация опорных знаний:


1. Общая формула алканов. Какую молекулярную формулу имеют 1-й, 4-й, 9-й, 26-й, 47-й член гомологического ряда алканов.

2. Объясните смысл других названий алканов: предельные углеводороды, насыщенные, парафины.

3. Какие виды химической связи присутствуют в молекулах алканов.

4. Сигма-связь.

5. Способны ли по-вашему мнению алканы к реакциям присоединения и почему?

II. Изученного нового материала.

Учитель                              

Тема урока Слайд № 1

План изучения. Слайд № 2

Физические свойства.

Способы получения.

Химические свойства.

Применение.        

Физические свойства.

СН4:C4Н10 - газы

T кипения: -161,6:-0,5 °C

T плавления: -182,5:-138,3 °C

С5Н12:C15Н32 - жидкости

T кипения: 36,1:270,5 °C

T плавления: -129,8:10 °C

С16Н34:и далее- твёрдые вещества

T кипения: 287,5 °C

T плавления: 20 °C

Предлагает учащимся сделать вывод: С увеличением относительных молекулярных масс предельных углеводородов закономерно повышаются их температуры кипения и плавления. Слайд №3

Получение.

В промышленности

1) крекинг нефтепродуктов:

C16H34 - C8H18 + C8H16

2) В лаборатории:

а) Гидролиз карбидов:

Al4C3 +12 H2O = 3 CH4 + 4 Al(OH)3

б) Реакция Вюрца:

C2H5Cl + 2Na - C4H10 + 2NaCl

в) Декарбоксилирование натриевых солей карбоновых солей:

СН3СООNa + 2NaОН - СН4 + Nа2СО3        Слайд № 4

Химические свойства

Для алканов характерны следующие типы химических реакций:

Замещение атомов водорода;

Дегидрирование;

Крекинг;

Окисление.         

1) Замещение атомов водорода:

А) Реакция галогенирования:

CH4 +Cl2 → CH3Cl + HCl

Б) Реакция нитрования (Коновалова):

CH4 + HNO3 → CH3-NO2 + H2O + Q

В) Реакция сульфирования:

CH4 + H2SO4 → CH3-SO3 H + H2O + Q

2) Реакция изомеризации:

CH3-CH2-CH2-CH2-CH3 →  СН3-СН-СН2-СН3

                                                       СН3

3) Реакция с водяным паром:

CH4 + H2O = CO + 3H2

4) Реакция дегидрирования:

2СН4 →НС=СН + 3Н2 + Q

5) Реакция окисления:

CH4 + O2 → Н2C=О + H2O

6) Горение метана:

CH4 + 2O2 → CO2 + 2H2O + Q         Слайд № 5-6

Применение.

( заранее подготовленные выступления учащихся.)

Широко используются в качестве топлива, в том числе для

двигателей внутреннего сгорания, а также при производстве сажи

(1 - картриджи; 2 - резина; 3 - типографическая краска), при получение органических веществ (4 - растворителей; 5 - хладогентов, используемых в холодильных установках;  6 - метанол; 7 - ацетилен) Слайд № 7

III. Закрепление: тест с последующей самопроверкой и подведением итогов.

IV. Домашнее задание:§25. №6 стр.154




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!