Урок химии по теме "Фенолы".
Цели: познакомить учащихся с классом фенолов, на основе строения спрогнозировать свойства и применение фенола.
Задачи.
Образовательные:
Изучить состав, строение, свойства и применение фенолов;
Сформировать представление о взаимном влиянии атомов в молекуле фенола;
Используя межпредметные связи, рассмотреть области применения фенола, его влияние на живые организмы
Развивающие:
Продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы(познаваемость, управление химическими процессами);
Развивать умения наблюдать, анализировать, прогнозировать, делать выводы
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к природе, к своему здоровью, умения работать в парах, группах, с дополнительными источниками информации
Тип урока: изучение нового материала.
Приёмы обучения: раскрытие причинно-следственных связей, постановка межпредметных вопросов, наблюдение.
Технологии: метапредметный подход "знак"
Форм организации познавательной деятельности: фронтальная работа, самостоятельный поиск информации, способ развернутой "кооперации".
Оборудование и основные источники информации:
Компьютер, проектор, таблицы, презентация
На столах учащихся: пробирки с экстрактами чая, реактивы: хлорид железа (III), баночки с гуашью, акварельные краски, кисти, альбомные листы, дополнительные источники информации "Химическая энциклопедия"
Ход урока
Учитель. Здравствуйте ребята! Я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию в музей живописи(слайд 1)
Презентация
Вопрос: какая связь между экскурсией и уроком химии?
Ученики: краски.
Учитель: ни одна картина не обходится без красок. А вы никогда не задумывались над тем, какие вещества входят в состав красок? С одним из удивительных веществ мы познакомимся на нашем уроке, изучим его состав, строение, свойства и применение.
Это вещество было открыто в 1771 году. Сразу после открытия его стали использовать в качестве красителя. Текстильщики красили им свои ткани. В 1834 году немецкий химик Фридлиб Рунге обнаружил в продуктах перегонки каменноугольной смолы белое кристаллическое вещество с характерным запахом, но ему не удалось определить его состав. И только в 1841 году Огюст Лоран установил его формулу (слайд 2)
Как вода и спирты молекула этого вещества имеет гидроксогруппу. (слайд 3)
Как бензол она имеет ароматическое кольцо. Из каких двух фрагментов состоит формула данного вещества? Попытайтесь самостоятельно составить структурную формулу данного вещества
Учитель: обменяйтесь своим мнением с соседом по парте, обсудите в четвёрке. Кто готов, напишите формулу на доске. Проверьте правильность формулы (слайд 4)
Это вещество - фенол. И так тема урока: Фенол.
Ученики заполняют логическую схему (кластер) в своих тетрадях.
Учитель: Как можно дать определение: что такое фенолы. Подумайте, обменяйтесь мнением с соседом по парте, обсудили в четвёрке.
Ученики: Фенолы - это органические вещества, у которых гидроксильная группа связана с ароматическим кольцом.
Учитель: А вот какое определение фенолов даётся в "Википедии", Химической энциклопедии, найдите это определение.
Учитель: Рассмотрим электронное строение фенола (слайд 5)
Подобно метильной группе в толуоле, гидроксогруппа взаимодействует с электронами ароматического кольца. За счёт взаимодействия р-орбитали атома кислорода и ?-электронной системой бензольного кольца неподелённая электронная пара атома кислорода вовлекается в ароматическое сопряжение и увеличивает электронную плотность в кольце. Кроме того, влияние гидроксогруппы на бензольное кольцо выражается в перераспределении электронной плотности в орто- и пара-положениях. В свою очередь, радикал фенил обедняет атом кислорода электронной плотностью, увеличивая полярность связи О-Н и кислотность фенола по сравнению со спиртами.
Гомологический ряд фенолов (слайд 6)
Учитель: Познакомимся со свойствами фенола. (Показываю фенол, растворяю его в воде)
Что можно сказать о физических свойствах фенола?
Ученики: Фенол-белое кристаллическое вещество, плохо растворимое в воде.
Учитель: Это вещество, окисляясь на воздухе, приобретает вначале - розовую, а затем - бурую окраску. Фенол имеет характерный запах. Его можно почувствовать, если понюхать краски. Откройте баночки с гуашью. Вы чувствуете специфический запах. Так пахнет фенол (слайд 7)
Учитель: А сейчас, рассмотрим химические свойства фенола.
Демонстрация опыта 1
К эмульсии 0,5 г фенола добавляю 10%-й раствор щелочи, окрашенной фенолфталеином. Что наблюдаете? Почему изменилась окраска?
Ученики: За счет присутствия ионов водорода. Фенол обладает свойствами кислоты.
Учитель: действительно, фенол проявляет свойства слабой кислоты (карболовая). Составьте уравнение данной реакции ( самостоятельно, один ученик работает у доски)
Демонстрация опыта 2
В образовавшийся раствор фенолята натрия пропускаю углекислый газ. Что происходит?
Ученики: Помутнение раствора!
Учитель: Фенол слабее угольной кислоты, так как она вытеснила его из фенолята натрия. Запишите уравнение данной реакции. Проверим правильность (слайд 8)
Демонстрация опыта 3
Взаимодействие бромной воды с фенолом (в вытяжном шкафу!)
- Что наблюдаете?
Ученики: Изменение окраски раствора и выпадение белого осадка.
Учитель: Это 2,4,6 - трибромфенол. Запишите уравнение реакции в тетрадь. Проверим правильность (слайд 9)
Кроме этого, для фенола характерна качественная реакция - взаимодействие с хлоридом жедеза (III). Что значит качественная?
Ученики: С её помощью можно распознать конкретное вещество.
Учитель: Осуществите данную реакцию. У вас на столах находятся пробирки с экстрактами чая (в составе чая присутствуют "танины", вещества, молекулы которых содержат фенольные остатки) в пробирку добавьте 1-2 капли раствора хлорида железа(III). Что наблюдаете?
Ученики: темно-фиолетовое окрашивание
Демонстрация опыта 4
Учитель: Фенол взаимодействует с белками. Посмотрите, что происходит с белком, если добавить фенол.
Ученики: Свертывание, разрушение белка.
Учитель: Какой вывод можно сделать о влиянии фенола на живые организмы?
Ученики: Фенол - ядовитое вещество!
Учитель: Вот как описывал А.П.Чехов в своём рассказе "Враги" действие фенола на организм человека.
"По случаю дифтерита вся прислуга еще с утра была выслана из дому. Кирилов, как был, без сюртука, в расстегнутой жилетке, не вытирая мокрого лица и рук, обожженных карболкой, пошел сам отворять дверь".
Вопросы:
Почему у доктора Кирилова были обожжены руки?
Чем опасен фенол?
Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при работе с ним?
Ученики: при воздействии на кожу, фенол вызывает ожоги, поэтому работать с ним необходимо в перчатках.
Учитель: фенол и его производные очень тесно сотрудничают с медициной. Карболовая кислота обладает дезинфицирующими свойствами, 5%-ный раствор её используют для обеззараживания помещений, хирургических инструментов.
Попадание на кожу фенола очень опасно для человека.
Фенол вызывает ожоги, некрозы тканей. Очень токсичное вещество.
Учитель: Где ещё применяют фенол? Поработайте с источниками информации
(слайд 10)
Сделайте вывод, какое значение имеет фенол в нашей жизни. Он играет не только отрицательную, но и положительную роль. Какую?
Рефлексия.
А в завершение нашего урока, заполните пробелы на карточках. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас используя акварели, которые созданы благодаря фенолу, выразил своё настроение, полученное от урока.
Ученики рисуют.