СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории «Гуситское движение в Чехии»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с учебником. Ярко и образно позволяет изложить материал о движении гуситов. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории «Гуситское движение в Чехии»»



Урок по истории «Гуситское движение в Чехии»


Цели: - познакомить учащихся с деятельностью чешских патриотов Яна Гуса и Яна Жижки;

-раскрыть идеологические основы религиозных и общественных взглядов Яна Гуса;

- показать причины победы таборитов в ходе гуситских войн;

- раскрыть причины, цели, итоги и значение гуситского движения;

- совершенствовать навыки работы учащихся с текстом учебника, исторических документов, алгоритмами, картой, тестами;

- развивать умения анализировать текст, выделять главное

на примере чешских героев воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;

- показать величие гражданского мужества Я. Гуса, готового пойти на смерть ради правды, своих взглядов.

Оборудование:  учебник - Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. М., Просвещение, 2019.

Основные понятия: гуситы; табориты, умеренные, церковный собор, сейм

Персоналии : Ян Гус, Ян Жижка.

Даты : 1415, 1419, 1420 , 1419 по 1434 г.


Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания

3. Сообщение темы и целей урока.

План.

1. Чехия в XIV веке.

2. Жизнь и смерть Яна Гуса.

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы.

4. Крестовые походы против гуситов.

5. Народное войско.

6. Конец гуситских войн.

7. Значение гуситского движения.




Новый материал,

Проблемный вопрос :

Почему в Чехии борьба за независимость вылилась в борьбу против католической церкви и немцев ?

Был ли Ян Гус патриотом страны?


1. Чехия в XIV век – самостоятельная работа ребят с текстом, определение причин экономического подъёма.

В середине XIV века, как уже было сказано, чешский король Карл I был избран императором Священной Римской империи под именем Карла IV. Чехия стала в ней самым сильным государством. Чешский король занял первое место среди князей, получивших право избирать императора.

Что же сделал король для развития государства?

1) Карл I избегал войн, но сумел расширить территорию Чешского королевства: он скупал земли, устраивал выгодные браки своих детей.

2) покровительствовал развитию ремесла, горного дела, торговли и культуры.

Самостоятельный вывод учащихся

1) Чехия переживала хозяйственный подъем.

2) По добыче серебра, из которого тогда чеканили монету, Чехия вышла на одно из первых мест в Европе.

3) В городах насчитывалось более 200 ремесел, в том числе производство сукна и стек­лянной посуды.

4) В Чехии, расположенной почти в центре Европы, пересекались важнейшие торговые пути.

5) В Праге два раза в год устраивали большие ярмарки; на них съезжались купцы из Польши, Германии и Италии.

6) В Праге, ставшей при Карле I столицей империи, проживало около 40 тысяч человек. Тогда был сооружен знаменитый Карлов мост, заложен собор Святого Вита.

НО !!!

В города Чехии переселялись немецкие купцы и мастера. Как и у себя на родине, они создавали в городах самоуправление. До середины XIV века в городском совете Праги не было ни одного чеха. В руках немцев оказались и рудники. Чешские ремесленники и торговцы тщетно добивались участия в городском управлении.


Католическая церковь в Чехии владела третьей частью самых плодородных земель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, принадлежало 14 городов и 900 деревень. Особенно богатыми были монастыри.

- Крестьяне и горожане изнемогали от бесчисленных поборов церкви. Значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство отсылало в Рим. Против католической церкви в Чехии назревало общее недовольство.

ВОПРОС учащимся : К чему могла привести подобная ситуация?

УЧАЩИЕСЯ- возможен бунт (восстание, война)

2. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ : Жизнь и смерть Яна Гуса

В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные проповеди профессора Пражского университета Яна Гуса (1371—1415).

Что содержалось в его речи, что так привлекало слушателей?

1) Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности.

2) Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме, продажей индульгенций в Чехии и называл папу главным мошенником. «Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?» — говорил Гус.

От критики духовенства Гус перешел к требованиям реформы — переустройства церкви.

Он призывал отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей;

отменить плату за обряды, а богослужение проводить на родном языке.

Гус сам разработал грамматику чешского языка.

В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю. Против папы надо применить силу. «Настает, братья, ныне время войны и меча», — утверждал Гус.

ВОПРОС- Чем могло закончиться подобное поведение?

РЕБЯТА : (недовольство церкви и Папы Римского, арест. Обвинения в ереси


УЧИТЕЛЬ:

Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где продолжал выступать перед крестьянами.

 Тогда папа римский вызвал Гуса на церковный собор, заседавший на юге Германии в городе Констанце. Хотя император дал Гусу охранную грамоту, Гус понимал, что ему грозит гибель, и написал завещание. Он все же решил поехать на собор, чтобы отстоять свои взгляды. В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. Затем над ним устроили суд. Собор объявил Гуса еретиком и потребовал, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус ответил: «Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду?» Он предпочел умереть, но не отступил от своих убеждений. В 1415 году Ян Гус был сожжен на костре. Он мужественно встретил мучительную казнь.

ВОПРОС – Как повлияла казнь Гуса на настроения народа?

РЕБЯТА – возмущение, борьба.

УЧИТЕЛЬ:

Казнь Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.

В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

работа со схемой.

Среди восставших было два течения: умеренные и табориты. К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры, а также большинство дворян. Умеренные требовали упразднить привилегии и землевладения церкви, упростить обряды, ввести богослужение на чешском языке.

Гораздо дальше в своих требованиях шли табориты: крестьяне, основная масса горожан, бедные рыцари. Требования: они добивались реформы не только церкви, но и всего общества. Проповедники таборитов призывали уничтожить частную собственность, все повинности и налоги. Они верили, что скоро снова придет Христос и установит «Царство Божье»: «...не будет на земле ни королей, ни властителей, ни подданных, исчезнут налоги, и правление должно быть передано в руки народа». Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором.

Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь беднякам. В Таборе все считались равными и называли друг друга братьями и сестрами.

Крестовые походы против гуситов организовал папа римский в 1420 г,

что еще больше настроило народ против церкви

5. Народное войско- работа с иллюстрациями, вывод ребят о вооружении таборитов.

УЧИТЕЛЬ:

- В чем же секрет побед гуситов? С крестоносцами боролось народное войско. У таборитов была рыцарская кавалерия, но основную часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, коса­ми, пиками, топорами, палками с железными наконечниками. Табориты стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» их цепами.

С большим успехом табориты впервые стали применять в бою небольшие полевые пушки, которые перевозили на повозках, используя их на открытой местности. Чтобы выдерживать атаки рыцарской конницы, табориты быстро сооружали замкнутые ограждения из крестьянских возов, которые скрепляли цепями и досками. Внутри такого кольца помещали больных и раненых, запасных лошадей, продукты и оружие. Возы ставили плотно один к другому. Почти никогда такие укрепления рыцарям взять не удавалось.

Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За ссоры, пьянство, азартные игры и грабеж воины наказывались, как за тяжкие преступления.

Главным организатором и руководителем гуситских войск был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка. В одном из сражений Жижка был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщали ему о движении вражеских войск. Прекрасно зная родные места, слепой полководец безошибочно выбирал наиболее удобную для чехов позицию. В сражениях он ошеломлял врагов неожиданными приемами и решениями. В одной битве по приказу Жижки с вершины холма на атакующих рыцарей спустили десятки возов, груженных камнями; рыцари были смяты и обращены в бегство. После смерти Яна Жижки новые талантливые полководцы возглавляли гуситские войска.

УЧИТЕЛЬ:

Конец гуситских войн.

Чехия устала от многолетних войн, была разорена вражескими нашествиями и внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные.

Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И когда пала признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами.

ЗАДАНИЕ-

Работа с картой – определить где и когда произошло сражение между таборитами и умеренными.

В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их. После поражения у Липан лишь отдельные отряды таборитов продолжали военные действия, пока окончательно не были рассеяны.

Самостоятельная работа учащихся:

Прочитать п. « Значение гуситского движения» и выписать значение гуситского движения, определить продолжительность гуситского движения.

Значение гуситского движения.

Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) герои­чески боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев.

1) В результате на два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической.

2) Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри.

3) Крестьяне перестали платить десятину.

4) В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм — собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в дальнейшем.

5) Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия.


Рефлексия- что узнали, как работали, что непонятно.

Выставление оценок , их аргументация.

Домашнее задание:

Параграф 25 внимательное чтение, знать причины, продолжительность и значение гуситского движения. Записи в тетради повторить.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!