СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по информатиек и ИКТ«Рабочий стол на экране компьютера. Компьютерная мышь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  Ознакомить учащихся с элементами графического интерфейса пользователя: рабочий стол, значок, ярлык, мышь, простейшие приемы работы с мышью.

Планируемые результаты:

Предметные умения:

 Формирование базовых представлений  об элементах графического интерфейса пользователя.

Приобретение простейших  навыков работы с компьютерной мышью.

Метапредметные результаты:

Формирование базовых представлений об универсальности ПК как информационного устройства, об общей природе различных информационных объектах, об общем информационном пространстве и личном пространстве.

Овладение простейшего навыка работы с мышью.

Фиксация результатов, умение видеть и исправлять ошибки.

    Фиксация хода личной/коллективной коммуникации.

Просмотр содержимого документа
«Урок по информатиек и ИКТ«Рабочий стол на экране компьютера. Компьютерная мышь»»

Технологическая карта


Предмет: Информатика и ИКТ

Класс 3 Тема: «Рабочий стол на экране компьютера. Компьютерная мышь»


Цель урока

Основное содержание

Термины и понятия

Ознакомить учащихся с элементами графического интерфейса пользователя: рабочий стол, значок, ярлык, мышь, простейшие приемы работы с мышью.


  1. Организационный момент. 1 мин.

  2. Проверка домашнего задания. 5 мин

  3. Изучение нового материала. 11 мин

  4. Физкультминутка. 2 мин

  5. Изучение нового материала. Продолжение. 10 мин

  6. Пальчиковая гимнастика. 2 мин

  7. Работа за компьютером. 7 мин

  8. Гимнастика для глаз. 2 мин

  9. Контроль и оценка результатов. Домашнее задание. 5 мин



Рабочий стол

Значок

Ярлык

Фон Компьютерная мышь.

Планируемые результаты

Предметные умения

Метапредметные результаты

Формирование базовых представлений об элементах графического интерфейса пользователя.

Приобретение простейших навыков работы с компьютерной мышью.


Формирование базовых представлений об универсальности ПК как информационного устройства, об общей природе различных информационных объектах, об общем информационном пространстве и личном пространстве.

Овладение простейшего навыка работы с мышью.

Фиксация результатов, умение видеть и исправлять ошибки.

Фиксация хода личной/коллективной коммуникации.

Универсальные учебные действия

Личностные

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения

Воспитание аккуратности, точности.

Регулятивные

Умение видеть и исправлять ошибки

Фиксация результатов образовательной деятельности

Познавательные

Знакомство с возможностями ПК

Формирование приемов работы с мышью

Развитие познавательного интереса к предмету «Информатика»

Использовать знаково-символические средства

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Коммуникативные

Фиксация хода личной/коллективной коммуникации.


Организация работы

Межпредметные связи

Форма работы

Учебно-методический комплекс





Индивидуальная, групповая, фронтальная.




Горячев А.В. «Информатика и ИКТ», 3 класс.- М.: Баласс, 2008 г.



Iэтап. Мотивация к деятельности

Ребенок научится различать, что находится на его рабочем столе (значки или ярлыки), грамотно использовать пространство рабочего стола. Получит удовольствие от удобства работы за компьютером с помощью мышки.


II этап. Учебно-познавательная деятельность

(обучающие и развивающие задания и упражнения)

Деятельность

учителя

ученика

Подготовка учащихся к работе.
Организация класса. Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка подготовки к уроку. Организация внимания.




Проверка домашнего задания.

Выявление выполнения домашнего задания, уровня знаний учащихся, недостатков в работе, их причин.




Подготовка учащихся к активной

учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока, формирование познавательных мотивов.
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.


Изучение нового материала.





Работа в группах.








Включение проектора



























Выключение проектора




















Слушание, беседа.


Включение проектора






































































Выключение проектора


Физкультминутка.



Включение проектора














Выключение проектора

























Включение проектора




















































Выключение проектора





Пальчиковая гимнастика.



Повторение техники безопасности при работе за компьютером


Прозвенел звонок!
Позвал на урок!
Будем мы рассуждать 
И друг другу помогать.









На предыдущем уроке мы изучали тему «Программы и файлы». Познакомились с программным обеспечением компьютера.


Организация проверки д/з:
1. Карточка №1 ( 5 – 6 чел.) Приложение №1
2. Фронтальный опрос. Приложение №2




1. В качестве мозговой гимнастики для активизации мыслительной деятельности предлагается разгадать загадки. Приложение №3














Сегодня мы продолжим раскрывать тайны компьютера.

Чтобы компьютер мог работать, ему необходимы наборы инструкций – программы.

А с чего начинает свою работу за компьютером пользователь?
Чтобы ответить на данный вопрос, выполните задания в группах.
На обсуждение в группах отводится 5 минут. После обсуждения – публичная защита. Делаются обобщения, выводы. Совместно с учащимися формулируется тема, цель, задачи.

Выводы детей подтверждают изображения на проекторе.




ПК может заменить обычный рабочий стол со всеми принадлежностями. Для выполнения разнообразной работы у него существует множество программ. Одна программа дает возможность позвонить другу и пообщаться с ним, не пользуясь телефоном, другая поможет написать и даже отправить письмо. С компьютером вы нарисуете красивую поздравительную открытку, послушаете музыку, узнаете точное время - всего не перечислишь! Вы не случайно сравнивали компьютер с рабочим столом. Во всем мире изображение на экране монитора так и называют - Рабочий стол.


Запишем в тетрадь определение

Рабочий стол – это изображение на экране монитора после загрузки операционной системы.

Рассмотрим объекты Рабочего стола. 
На Рабочем столе размещаются небольшие картинки- это значки, ярлыки. 


Значки, как правило, располагаются в левой части экрана. Например,


Значок Мой компьютер обеспечивает доступ к различным устройствам компьютер.

Значок Мои документы поможет быстро найти созданные вами рисунки и другие документы

В Корзину отправляется «мусор» - все то, что уже не нужно хранить в памяти компьютера.



Значки обеспечивают доступ к различным устройствам компьютера или программам.

На Рабочем столе находятся ярлыки- это картинка с небольшой черной стрелочкой в левом нижнем углу. 

Ярлыки указывают на файл, находящийся в другом месте. Они обеспечивают быстрый вызов данной программы.





На Рабочем столе находится Панель задач, которая содержит кнопку «Пуск», Часы, индикатор клавиатуры и другое.


У рабочего стола есть фон – изображение, на котором расположены значки. Фон можно менять по своему усмотрению. При смене фона набор и расположение значков не меняется.


Физкультминутка. Жила- была мышка…

Приложение №5


Не про этого ли зверька у нас была физкультминутка?


Посмотрите и скажите, какое отношение может иметь мышь к теме нашего урока.


На партах у вас лежат компьютерные мыши. Чем же похожа компьютерная мышь на живую мышку?


Для чего предназначено устройство «мышь»?

(С помощью устройства «мышь» можно: указывать и передвигать предметы, изображенные на экране монитора; рисовать и стирать; указывать место, где будет выполнено какое-либо действие; делать выбор из набора вариантов.)


Рассмотрим, из чего состоит устройство «мышь».


Как вы уже сказали, у мыши есть две основные кнопки: правая и левая. Но в компьютерах марки Макинтош используются мыши с одной кнопкой.

Однократное нажатие на кнопку мыши называют

щелчком или кликом.


А знаете ли вы кто изобрел первую компьютерную мышь?

9 декабря 1968 года  американский ученый и гениальный изобретатель Дуглас Энгельбарт, представил на конференции в Сан-Франциско первую модель компьютерной мыши.


Первая компьютерная мышь выглядела совсем не так как современные мыши. Внешне она представляла собой деревянную коробку с одной кнопкой и шнуром, соединяющим её с компьютером. Соединительный шнур находился не спереди, а сзади, что делало манипулятор похожим на известного грызуна. Отсюда и появилось название устройства. 
Внутри устройства находились два металлических диска: один проворачивался при движении мыши вперед, второй – при движении направо и налево. 


Дуглас Энгельбарт работал над созданием манипулятора не один: он является автором идеи и разработчиком концепции, но само устройство сделал не он. Первая мышь была изготовлена руками аспиранта Билла Инглиша, а присоединившийся позднее Джеф Рулифсон существенно улучшил конструкцию мыши и разработал для неё драйверы.




Попробуем применить на практике все, что мы сегодня узнали.

Чтобы нам было легко работать с мышкой, поиграем пальчиками. Приложение № 6


Проверяют все ли готово к уроку. Настраиваются на работу.




















Отгадывают загадки.



















Приложение №4

Выполнение задания по карточкам в группах, определение элементов рабочего ученического и компьютерного стола. Обобщения, выводы.


Вывод: на обычном столе лежат разные предметы, а на компьютерном рабочем столе находятся маленькие значки – картинки.





































Запись в тетрадь определения.


































































































Ответы учеников.



Ответы учеников.






Ответы учеников.














































III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

(самоорганизация при выполнении учебного задания)

Репродуктивное задание

Импровизационное задание

Эвристическое задание

Практическое задание.

Сильным ученикам выдается на листках (Приложение № 7)для самостоятельной работы. Слабые работают под диктовку учителя и с его помощью.
1) Займите своё рабочее место за компьютером.

2) Включите компьютер.
3) Рассмотрите Рабочий стол и убедитесь, что на нём есть значки Мой компьютер, Корзина и Мои документы, а также панель задач (серая полоска в нижней части экрана) и командная кнопка Пуск.

4)Найдите на экране стрелку — указатель мыши. Подвигайте мышь по коврику влево, вправо, вверх, вниз и понаблюдайте за указателем мыши на экране.   
5)   Положите ладонь на мышь так, чтобы указательный и средний пальцы свободно легли на кнопки мыши.   
6)   Поднимите мышь, подвигайте ею в воздухе, наблюдая за экраном монитора.   
7) Наведите указатель мыши на кнопку Пуск. Рядом с указателем мыши должна появиться всплывающая подсказка – текст на жёлтом фоне. Прочтите её. Если убрать указатель мыши с кнопки Пуск, подсказка исчезнет.
8) Найдите Часы на Панели задач. Наведите указатель мыши на Часы. Должна появиться всплывающая подсказка, показывающая установленную на компьютере дату: число, месяц, год. Запишите в тетрадь: время, число, месяц, год.
9) Найдите Индикатор клавиатуры. Запишите в тетрадь на какой алфавит настроена клавиатура.
10) Выберите из списка названия значков, которые всегда находятся на Рабочем столе компьютера. Запишите их в тетрадь:

  • Мой компьютер

  • Мои работы

  • Корзина

  • Мои рисунки

  • Мои документы

  • Учебник информатики

11) Проверьте все ли задания вы выполнили. Выключите компьютер.


Гимнастика для глаз. Приложение № 8




IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Деятельность

учителя

ученика


Фронтальный опрос




Оценивание работы учеников


Домашнее задание.


1) Что такое рабочий стол?
2) Что находится на рабочем столе компьютера?
3)Чем значки отличаются от ярлыков?

4) Что такое компьютерная мышь? Ее устройство.

5) Зачем нужна мышь?


Выставление отметок с объяснением.


Учебник с.15 – 16, прочитать, ответить на вопросы.

Составить кроссворд, используя изученные понятия и термины.



Приложение №1

Карточка № 1.


Найти соответствие между понятиями и их описанием:

1. Программное обеспечение

1. Программы, с помощью которых на компьютере выполняются конкретные задания.

2. Операционная система

2. Папки для хранения программ и данных на диске.

3. Прикладные программы

3. Пакет программ, управляющих работой компьютера и взаимодействием между человеком и компьютером.

4. Файл

4. Совокупность всех программ компьютера.

Ответ записать таким образом, например: 1. – 2 и т.д.



Приложение №2

Вопросы для фронтального опроса.


  1. Что такое программа?

  2. Можно ли использовать компьютер, в котором нет ни одной программы?

  3. Что вы понимаете под программным обеспечением компьютера?

  4. Для чего нужна операционная система?

  5. Как называется операционная система, установленная на ваших компьютерах?

  6. Какие программы называют прикладными?

  7. Почему служебные программы так назвали?



Приложение №3


Около дисплея – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут ... (системным)


По клавишам прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток! 
Раз-два и готово –
Отстукали слово! 
Вот где пальцам физкультура 
Это вот – ... (клавиатура)


Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть ... (мышка)


И компьютеры порой 
Говорят между собой, 
Но для этого одна 
Им штуковина нужна. 
К телефону подключил –
Сообщение получил! 
Вещь, известная не всем! 
Называется ... (модем)


Для чего же этот ящик? 
Он в себя бумагу тащит 
И сейчас же буквы, точки, 
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает картинку 
Ловкий мастер 
Струйный ... (принтер)


Без меня сплошной бардак
Что ты делаешь? И как?
Даже если постараться,
Без меня не разобраться!
И не слушай никого
Не увидишь ничего! (монитор)



Приложение № 4

Задание №1.
1) Укажите те объекты, которые могут быть на вашем рабочем столе.___________________________
2) Укажите те объекты, которые могут быть на компьютерном рабочем столе.____________________
а) Настольная лампа
б) Папка с документами
в) Учебник
г) Кнопка Пуск
д) Календарь
е) Значок Мой компьютер
ж) Корзина
з) Часы
и) Линейка и ножницы
к) Клей
л) Авторучка



Приложение №5

Физкульминутка:


Жила-была мышка Мауси (Шагаем на месте.)
И вдруг увидала Котауси. (Присели.)
У Котауси злые глазауси (Закрыли ладонями рук глаза.)
И злые-презлые зубауси. (Закрыли руками рот.)
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси, (Встали, руки на пояс.)
Подойди ко мне, милая Мауси! (Машем правой — левой рукой.)
Я спою тебе песенку, Мауси, (Руки на пояс, наклоны туловища влево-вправо.)
Чудесную песенку, Мауси!» (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)
Но ответила умная Мауси: (Хлопаем в ладоши.)
«Ты меня не обманешь, Котауси! (Встали, руки на пояс.)
Вижу злые твои глазауси (Закрыли ладонями рук глаза.)
И злые-презлые зубауси!» (Закрыли руками рот.)
Так ответила умная Мауси, (Встали, руки на пояс.)
И скорее бегом от Котауси. (Бег на месте.)


Приложение №6

Пальчиковая гимнастика.


  1. Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.

  2. Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. 

  3. Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках в прямом и обратном направлении.

  4. Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. Начиная с мизинчика пальцы отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. В обратном направлении, начиная с большого пальца отрываются друг от друга и снова соединяются три раза.


Приложение № 7

Практическое задание.


1) Займите своё рабочее место за компьютером.

2) Включите компьютер.
3) Рассмотрите Рабочий стол и убедитесь, что на нём есть значки Мой компьютер, Корзина и Мои документы, а также панель задач (серая полоска в нижней части экрана) и командная кнопка Пуск.

4)Найдите на экране стрелку — указатель мыши. Подвигайте мышь по коврику влево, вправо, вверх, вниз и понаблюдайте за указателем мыши на экране.   
5)   Положите ладонь на мышь так, чтобы указательный и средний пальцы свободно легли на кнопки мыши.
6)   Поднимите мышь, подвигайте ею в воздухе, наблюдая за экраном монитора.   
7) Наведите указатель мыши на кнопку Пуск. Рядом с указателем мыши должна появиться всплывающая подсказка – текст на жёлтом фоне. Прочтите её. Если убрать указатель мыши с кнопки Пуск, подсказка исчезнет.
8) Найдите Часы на Панели задач. Наведите указатель мыши на Часы. Должна появиться всплывающая подсказка, показывающая установленную на компьютере дату: число, месяц, год. Запишите в тетрадь: время, число, месяц, год.
9) Найдите Индикатор клавиатуры. Запишите в тетрадь на какой алфавит настроена клавиатура.
10) Выберите из списка названия значков, которые всегда находятся на Рабочем столе компьютера. Запишите их в тетрадь:

  • Мой компьютер

  • Мои работы

  • Корзина

  • Мои рисунки

  • Мои документы

  • Учебник информатики

11) Проверьте все ли задания вы выполнили. Выключите компьютер.






Приложение №8

Гимнастика для глаз.

  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.

  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.

  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

  6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".

  7. Частое моргание глазами.

Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!