СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по естествознанию в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе на тему Природа по Естествознанию 

Просмотр содержимого документа
«Урок по естествознанию в 5 классе»

ТЕМА: «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»

  1. Организационный момент

Поздоровалось с людьми солнце на рассвете
«С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.
Утро добрым быть должно, и хорошим тоже. 
Лишь хороший человек всё на свете сможет.

  • Пусть стихотворение поэтессы Т. Юриной станет девизом нашего занятия.

  1. Определение темы занятия

Послушайте одну легенду: «Давным-давно у матери Вселенной родилась дочь – звали ее Земля. Ее отец – Космос на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все галактики и созвездия. Каждый, кто приходил посмотреть на красавицу-Землю, приносил ей разные подарки. Отец подарил ей солнце, чтобы оно согревало Землю. Мать подарила ей Луну, чтобы она могла помечтать, глядя на нее. Все радовались, глядя на прекрасную Землю. И только злая колдунья Вирулина, которую не позвали на этот праздник, не простила обиды и решила отомстить. Долго думала она, как ей поступить, не один миллион лет прошел, и, наконец, придумала. Поселила на Земле человека. Земля не сразу забеспокоилась. «Пусть живет, - думала она. Много у меня богатства, на всех хватит». А Вирулина не торопилась, знала, что месть ее будет долгой, и, наконец, дождалась. Пришла как-то Вселенная в гости к своей дочери и не узнала ее. Все тело Земли изрыто карьерами, изранено взрывами бомб, засыпано мусором. Чистые когда-то моря и реки покрыты нефтяной пленкой. Леса почти все вырублены. Кислорода в воздухе все меньше, а углекислого газа все больше. Тонкое покрывало все в дырах, и губительные ультрафиолетовые лучи жгут израненное тело Земли. Ужаснулась Вселенная».

  • Итак, давайте попробуем определить тему нашего занятия.

  • Правильно! Сегодня на занятии мы будем говорить о природе и роли человека в природе, а также определим проблемы, связаные со здоровьем нашей планеты.

  • Что необходимо для существования жизни на Земле?

(Солнце, воздух, вода и почва).

  • Солнце, воздух, вода, почва – это окружающая среда.

  1. Изучение нового материала

  • А чтобы лучше разобраться в этом вопросе, давайте подумаем какое значение природы для людей.

Микроитог: природа – это среда обитания человека; природа – это кладовая ресурсов, необходимых человеку для жизни.

  • Все живое на земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием друг с другом.

  • Давайте попытаемся определить, какое же место занимает человек в мире природы, как влияет деятельность человека на природные процессы, на окружающую среду.

  • Ученые, делая снимки нашей планеты, увидели тревожные факты.

  • Выхлопные газы автомобилей загрязняют воздух.

  • Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата.

  • Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются.

  • Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства.

  • Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.

  • Все эти тревожные факты составляют экологические проблемы.

  • Как называется река, на берегу которой расположен наш город? Да, это Красивая Меча.

  1. Какая деятельность человека вредит реке?

(Сток канализационных вод, сброс мусора вблизи берегов)

  1. В какое время запрещён вылов рыбы?

(Во время нереста, развитие малька)

  1. Как помочь реке? Что вы можете сделать для этого?

(Не мусорить, расчищать родники, убирать мусор по берегам)

  • Не только реки и озера страдают от деятельности человека, но и лес. Посмотрите небольшой видеоролик.

Просмотр видео ролика «Экологические проблемы леса»

  • Какие экологические проблемы леса вы увидели? С чем это связано?

  • Вы правильно назвали экологические проблемы леса – это вырубка леса, лесные пожары, загрязнение почвы нефтью, мусором. Все это связано с деятельностью человека.

  • Знаете ли вы?... Учёными подсчитано:

  • За один день на земле исчезает несколько видов растений и животных.

  • Количество чистого воздуха постоянно сокращается из-за вырубки лесов, сгорания попутного газа и загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей.

  • Осушение болот нарушает питание мелких рек, способствует высыханию леса, приводит к значительному увеличению лесных пожаров.

  • Каждую минуту сокращается площадь леса и увеличивается площадь мусорных свалок.

  • Чем мы можем помочь лесу?

Если я прийду в лесок и сорву ромашку?

Если съем я пирожок и выброшу бумашку?

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?

Если ветку подвяжу, колышек подставлю?

Если разведу костер и тушить не буду?

Если сильно насорю, и убирать не буду?

Если мусор уберу, банку закопаю?

Очень я люблю природу, ей я помогаю.

  • Такая же проблема мусорных свалок существует и в больших городах, которые окружены большими мусорными горами. Мусор некуда вывозить. Его пытались сжигать, но загрязнялся воздух, и люди в городах заболевали. Мусор зарывали в землю, но оказалось, что он долго разлагается в земле.

Сроки разложения мусора:

  1. Пищевые отходы – около месяца.

  2. Картонные коробки – около 3-х месяцев.

  3. Пластиковые бутылки – 180-200 лет.

  4. Алюминиевые банки – 500 лет.

  5. Стекло – более 1000 лет.

  6. Электрические батарейки – 110 лет.

  7. Консервные банки – 10 лет.

  8. Резиновые покрышки – 120-140 лет.

Современный метод решения этой проблемы раздельный сбор отходов и их переработка.

  • При сортировке отходы разделяются на несколько групп: обычно это пластик, бумага и металл. Из металлических обрезков изготавливают проволоку. Бумажные отходы перерабатывают в бумагу, картон и другие материалы. Отходы из пластика используются для изготовления изделий из пластмассы, в производстве труб.


  • Молодцы! Все хорошо справились с заданием. А сейчас я предлагаю вам решить экологические задачи, которые лежат у вас на партах. Время, которое отводится вам для решения – 3 минуты.

Экологические задачи.

Задача 1

Одно дерево производит столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3-х человек. В классе 12 человек. Сколько деревьев необходимо для дыхания всех учеников класса?

(12:3=4 дерева)

Задача 2 Лесные вредители полёвки за один раз приносят 12 детёнышей. Сколько принесут детёнышей 10 полёвок? (12Х10=120 детёнышей)

Задача 3. Сова уничтожает 10 мышей в день, сколько мышей уничтожит сова за неделю? Почему хватает корма для всех хищных птиц? (10Х7=70 мышей)

Задача 4.

Кедр  живёт 300 лет, а лиственница  – 500 лет. На сколько меньше живёт кедр, чем лиственница? На сколько лет лиственница живёт дольше кедра? (500 – 300 = 200; ответ: на 200 лет)

Задача 5.

Одна бабочка в среднем выпивает нектар у 7 цветов. Сколько бабочек останется без обеда, если мы сорвём для букета 56 цветков? (8 бабочек)

Задача 6.

1 гусеница за день может съесть один березовый листок. Сколько берёзовых листков съедят 50 гусениц? (ответ: 50)

Проверка выполненных работ


  • Итак, давайте подведем итог всему сказанному. Человек своей хозяйственной и производственной деятельностью приносит вред окружающей природе.

  • Может ли человек справиться с такими серьёзными экологическими проблемами? Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества. Созданы международные организации по охране природы. Это «Гринпис», «Международный союз охраны природы», Всемирный фонд дикой природы.


  1. Итог занятия

  • Почему происходят экологические катастрофы? Что необходимо сделать человеку, чтобы их не было? Как каждый из нас может улучшить экологию города?

Давайте выйдем все во двор,

Очистим мы земной ковёр

От мусора, нечистоты,

Кругом посадим мы цветы.

И станет больше доброты,

Надежды, веры, теплоты.

Любить друг друга нам всегда!

Мы смоем грязь, уйдёт беда.

  • Давайте вспомним слова писателя Михаила Пришвина «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значить охранять Родину!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!