Работа в парах (5 мин) Ассоциации с темой космос. Ученики пишут понятия, рисуют предметы, которые по их мнению относятся к КОСМОСУ. Стратегия Ф.О. «Мой круг» (2 мин) Написав на листе понятие или нарисовав предмет, ученик кладет в коробочку маленький круг своего цвета (голубой или жёлтый). Затем подсчитываются круги, дети делают вывод, кто больше в паре назвал слова, связанных с темой урока. Ф.О. (Учитель проходит и просматривает работы учащихся) По одной паре с каждого ряда читают и проговаривают слова. (2 мин) Вопрос: Почему ты считаешь, что данное слово относится к теме КОСМОС ? Докажи Коллективно: - Мы знаем, что на земле есть много наук, которые изучают разные сферы жизни человека. Как вы считаете, есть ли наука, которая изучает космическое пространство? - Кто знает, как она называется ? Ребята, рассмотрите рисунки на стр. 50 – 51, какие понятия мы сегодня изучим? А знаете, как звучат эти слова на других языках? Знакомство с названиями слов на 3 языках: Русск:Астрономия , космос, созвездие Каз: Астрономия, ғарыш , созвездие Англ :Astronomy, cosmos, constellation Физминутка (2 мин) Над Землёю ночью поздней, только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, тронуть стрелки на Часах, Покататься на Дельфине, покачаться на Весах. Над Землёю ночью поздней, если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, там созвездия висят. Работа по учебнику ( 4 мин) Прочтите хором тему урока. Верно ли мы ее определили в начале урока? Что мы сегодня узнаем? (Чтение учащимися статьи о космосе, астрономии на стр. 50) Стратегия «Расскажи соседу» ( 2 мин) Ученики рассказывают друг другу, кто что запомнил. 1 пара рассказывает всему классу. Ф.О. Если формулировка точная, то ребята поднимают голубой круг, если не совсем точно, то жёлтый. Остальные дополняют отвечающих. Работа в группах ( 8 мин) 1 группа: (далее краткая защита в 3 высказываниях) Критерии: определяют основные особенности астрономии; Группа работает над заданием по учебнику стр. 50 « Астрономия в древности» 2 рисунка ( Движение каравана и посев урожая) - Как астрономия помогала людям в данных ситуациях? Делают вывод: Звёзды помогали определять направление движения, а также время посева и сбора урожая. Работа для одарённых: Что означают некоторые знаки на древнем календаре? Учитель подводит к итогу: Кому помогали знания астрономии в древности? Вывод: По этим знакам, люди знали, когда наступит тепло, когда холодно. Учитель: Люди, которые разводили скот, назывались кочевниками, они переселялись с места на место в поисках пищи для скота. Ориентировались они по звёздам Стратегия «3 высказывания» Астрономия помогала __________ Астрономия помогала _____________ Знаки на древнем астрологическом календаре помогали ____________________________________ 2 группа: Тема «Космические тела» Критерии: называют предметы космоса. Задание: Составить модель космического пространства. подписать или назвать тела Выполнить модель космоса ( аппликацию) из материалов , предложенных учителем. Использовать учебник на стр 50 Итог: Перечислить и показать космические тела. Задания для одаренных: Чем отличаются звёзды от планет? Исследование «Сравниваем свойства тел»: фонарик и мячик. Какой предмет, даёт свет? (фонарик) Какой предмет свет не даёт? (мячик) -Закончите предложения. Подмостки: звезда, как фонарик, значит..... Планета, как мячик, значит... Группа 3: Заучивают правило Критерии: определяют основные особенности астрономии; Маршрутный лист Что изучает астрономия? Какие еще явления в космосе вам известны? Солнце – это .... Земля – это .... Какова роль Солнца в космосе? На рисунке изображены Земля и ______________. Луна – это _____________. Исследование: Покажите движение спутника Луны относительно Земли Как образовалось слово АСТРОНОМИЯ? Что изучает эта наука? Ф. О Стратегия «Тихий опрос» (помощь учащимся, которым нужна помощь в беседе шепотом. ) Почему звёзды днём не видны: Готовят сообщение подготовленные ребята Стратегия «Информатор» Солнце - это ближайшая к нам звезда и светит оно не ярче других небесных светил. Однако, именно потому, что Солнце расположено так близко к Земле, его свет затмевает свет звёзд, расположенных на значительном удалении. Точно также в дневное время не так заметен свет фонаря или включенной лампы. Группа 4 Критерии: дают определение понятию «космос», «созвездие»; Работает на стр 51. Практическая работа. Попробуйте создать из кругов созвездие «Большая медведица» и «Малая медвидица» Расскажите, что такое созвездие? Чем оно отличается от звезды? Кто придумывал название созвездиям? Какие названия созвездий вы знаете или сегодня запомнили? Группа 5: дают определение понятию «созвездие» Исследование: Задание для одарённых Объясните по рисунку, как правильно найти Полярную звезду. Сосчитайте количество звёзд в двух созвездиях, выстройте диаграмму. Если разделить на картинке тела на группы, то сколько получится групп, дайте им название. Почему вы так считаете? Ф.О. верно ребята высчитали количество звёзд? Словесная оценка учителя: Молодцы. Презентации команд (8 мин) Ф.О. Стратегия « Подари звезду» Каждая группа должны отдать звезду команде, выступление, которой им больше было понятнее и они запомнили больше информации. Самостоятельная работа (5 мин). Критерии: знают понятия звёзды, планеты, кометы, астероиды, спутники и их названия. Выполнить задание на стр 33. Дескрипторы: Назвал(а) от 3 – 7 слов слов - 1б Назвал(а) от 7 – 10 слов - 2 б Назвал (а) более 10 слов – 3б Ф.О. те учащиеся, которые получили 1- б, тему усвоили. Те, учащиеся, которые получили 2-3б. Тему усвоили достаточно хорошо. Те, кто не заработал балл, будут работать с учителем усиленно на последующих уроках по данной теме. |