СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии в 7 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии в 7 классе»

Конспект урока по географии в 7 классе на тему

«Природные зоны Африки»

Учитель: Романова Н.М.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (изучение нового материала)

Цель: сформировать представление о природных зонах Африки и их компонентах.

Задачи:

  • образовательные: познакомить с особенностями природных зон Африки, проследить их зависимость от климата, дать характеристику географического положения, климата, почв, растительного и животного мира этих зон, закрепить понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность».

  • развивающие: создать условия для развития познавательной активности, развивать умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, развивать внимание, память, логическое мышление; развивать наблюдательность, умение внимательно слушать.

  • воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать в паре.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: давать определение понятиям «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность», устанавливать взаимосвязи между компонентами   природной зоны; объяснять закономерность расположения  природных зон на материке, характеризовать природную зону по плану.

Метапредметные:

- регулятивные: обучающиеся научатся планировать свою деятельность под руководством учителя, формулировать тему и цели урока, оценивать свою работу и работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

- познавательные: обучающиеся научатся вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, добывать новые знания из учебников, источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

- коммуникативные: обучающиеся научатся общаться и взаимодействовать друг с другом.

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование и технические средства обучения:

- учебник, атлас;

- ТСО: компьютер, проектор, экран, видеофрагмент «Природные зоны Африки», презентация.

Дидактические материалы: раздаточный материал с заданиями.

Автор учебника: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев, 7 класс, М.: Дрофа, 2017 год

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

II.Объяснение нового материала

1.Введение в тему

На уроках географии в 7 классе мы с вами путешествуем по материкам и океанам. Сегодня мы продолжим заочное путешествие. А вот какой материк мы изучали на прошлых уроках я предлагаю вспомнить послушав песню

( Слушать песню а в Африке горы….)

Но прежде чем мы сегодня совершим дальше увлекательное путешествие по материку … АФРИКА.
– Давайте вспомним, что нам известно об этом материке?


Назовите любые слова, которые у вас ассоциируются с африканским континентом.

А сейчас чтобы вы мне назвали тему урока я хочу показать вам видеоролик. ( Смотреть видеоролик)

Итак, сегодня на уроке мы будем изучать природные зоны Африки.

2.Актуализация знаний. 

Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющихся у учащихся по данной теме)

А что называется природной зоной?

(ПЗ - это крупный ПК, обладающий общими температурными условиями, увлажнением, почвами, растительным и животным миром)

По карте «Природные зоны» определите в каких природных зонах расположен этот материк, по каким ПЗ нам с вами предстоит совершить путешествие?

(Африка расположена в зоне экваториальных лесов, саванн, пустынь, жестколистных лесов)

Если проанализировать размещение ПЗ на материке, то вы увидите, что ПЗ изменяются от экватора к северу и югу. Как называется закон, по которому происходит смена климата, ПЗ от экватора к полюсам?

(закон широтной зональности)

Ребята, а в чём причина смены природных зон от экватора к полюсам

(c изменением климата, соотношения тепла и влаги). Сегодня на уроке мы ещё раз проследим и докажем проявление этой закономерности.

Мы сказали, что «природная зона» - это крупный природный комплекс. Назовите компоненты природного комплекса должны назвать 5 (рельеф, климат, почвы, животные и растения) Значит, чтобы узнать особенности природных зон нужно изучить …(ответ учащихся: особенности компонентов).

3. Определение целей урока

– Определив тему урока, попробуйте сформулировать цели урока, что сегодня на уроке мы должны будем узнать? 


  1. Какие природные зоны есть на материке Африка;

  2. Постараться понять существующие закономерности между климатическими поясами и природными зонами;

  3. Определить, какие климатические условия характерны для каждой природной зоны;

  4. Определить тип почв и разновидности растительного и животного мира природных зон;

  5. Приспособленность растений и животных к различным условиям;

  6. Использование природных зон человеком.


Внимание экспедициям! 

– Сейчас вы приступаете к изучению вашей природной зоны. 
Каждая экспедиция выбрала для изучения природную зону. –

Посмотрите на листочки, которые вы брали при делении на группы. Догадаетесь ли по цвету, с какой природной зоной вы будете работать? Почему?


 1.Зеленый – вечнозеленые влажные экваториальные леса.

«Это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав, бамбука. Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка».


3. Желто-зеленый – саванны и редколесья.

«Стоя спиной к стене экваториального леса, от которого до нас все еще будут доносится удушливые испарения, мы, наконец-то выпрямимся во весь рост, просто красота, но и богатство! Животный мир под стать богатой флоре. Без особого труда можно сфотографироваться на фоне бегемота, а если повезет и крокодила».


- На ваших столах лежат карточки с названием должности эксперта в этой экспедиции и инструктивные карточки по работе: руководитель, картограф, климатолог, почвовед, ботаники, зоологи и экологи. Распределите обязанности между собой.

- После работы с учебником, дополнительным материалом, картами атласа, вы заполняете таблицу. Она также перед вами.

- Поднятая рука руководителя будет сигналом об окончании работы. Время для групповой работы ограничено – 6 мин.

Не забудьте о распределении обязанностей, чтобы все успеть.



5. Представление результатов работы групп. (2 минуты на каждую группу.)

- Работа в группах завершена. Предлагаю обменяться информацией. Слушайте внимательно выступления каждой группы, так как полученную информацию вам предстоит применить на последующем этапе урока.


А сейчас давайте отдохнем

6.(Физкультминутка)

Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивания).
У меня над головой (наклоны в стороны с 
поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы фиников набрать.
Вот вельвичия, турист (руки поочередно 
вытягивают вперед):
Левый лист, правый лист (руки в стороны).
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места).

Учитель: Отдохнули, ребята? Я надеюсь, что у вас хорошее настроение! А теперь нам, как и всем путешественникам, для того, чтобы вернуться домой, нужно преодолеть следующее испытание.
7. Первичное закрепление знаний.
Закончив знакомство с природными зонами Африки, мы проводим ярмарку. Ярмарка у нас необычная, на ней географический товар, высокие цены, плата за них - глубокие знания.

Предлагаю на продажу географический экватор (написан на бумаге).

Купец гилеи. Мы хотим купить экватор, так как по обе стороны от него, в бассейне реки Конго расположены влажные экваториальные леса.

Учитель.  Сорок процентов.

Купец саванн.  Это наш товар. Саванны занимают около 40% площади материка.

Учитель.  Экваториальные воздушные массы.

Купец гилеи . В нашей природной зоне на протяжении года преобладают экваториальные воздушные массы, они теплые и влажные.

Купец саванн.  Мы тоже хотим купить экваториальные воздушные массы, так как летом они преобладают над саваннами. Это потому, что воздушные массы, можно сказать, передвигаются за Солнцем, а Солнце летом «двигается» от экватора до тропика Рака, и тогда в саванне стает жарко и влажно.

Учитель.  Тропические воздушные массы.

Купец саванн.  И нам нужны тропические воздушные массы, потому что зимой они проникают в саванну. Устанавливается жаркий и сухой период.

Учитель. Температура +24 С.

Купец гилеи.  Мы с большим желанием купим эту температуру, так как это среднегодовая температура воздуха во влажных экваториальных лесах. Такие высокие температуры на протяжении всего года обусловлены тем, что Солнце высоко стоит над горизонтом в этот период.

Учитель.  Осадков - более 1000 мм.

Купец гилеи. Более 1000 мм - именно то количество осадков, которое характерно для влажных экваториальных лесов, потому что территория получает много тепла, а теплый воздух расширяется, поднимается вверх, конденсируется и часто выпадают осадки.

Учитель . Почвы не плодородные.

Купец гилеи. В гилеях почвы не плодородные потому, что постоянные дожди сносят верхний слой, смывая питательные вещества.

Учитель.  Красно-бурые почвы.

Купец саванн.  Это наш товар, потому что эти почвы наиболее распространены в саваннах. Их красноватый цвет обусловлен содержанием железа. Эти почвы достаточно плодородные.

Учитель. Листья растений жесткие.

Купец гилеи. Жесткие листья имеют самые высокие деревья во влажных экваториальных лесах, это спасает их от чрезмерного испарения и ожогов палящего солнца.

Учитель.  Сейба.

Купец гилеи.  Сейба - дерево первого яруса, которое растет во влажных экваториальных лесах, достигает высоты 60-80 м, имеет дополнительные корни.

Учитель.  Баобаб.

Купец саванн.  Баобаб - священный символ Африки, дерево живет до 4-5 тыс. лет. Высота его 25 м. Не горит в огне, ствол собирает до 120 л воды. С плодов люди делают крахмал, пекут хлеб, из шкарлупы изготавливают музыкальные инструменты, из семян - лекарства, из волокон коры - струны для гитар. Его плоды очень любят обезьяны.

Учитель.  Зонтичная акация.

Купец саванн.  Зонтичная акация не дает тени, потому, что листья ее размещены ребром к Солнцу. В сухой период она сбрасывает листву. Выделяет смолу, которая используется в легкой промышленности.

Учитель.  Слон.

Купец саванн. Слоны - самое большое животное суши, вес - 5 т, ежедневно слону нужно 600 кг травы и 100 л воды.

Купец гилеи . Слоны живут и в нижнем ярусе экваториальных лесов. Живут они 70-80 лет. Питаются листьями, иголками и корнями деревьев и кустов.

Учитель . Обезьяны.

Купец гилеи. Во влажных экваториальных лесах обезьян очень много, есть человекоподобные обезьяны: гориллы и шимпанзе. Горилла покрыта густой черной шерстью, рост ее до 2 м, большую часть времени проводит на земле. Шимпанзе живет на деревьях.

Учитель.  Жираф.

Купец саванн. Жирафы - самые высокие животные суши, их рост - до 6м. В случае опасности развивают скорость до 50 км/час. Глаза выпуклые, поэтому животное, не поворачивая головы, может наблюдать за тем, что делается за спиной. Имеют сильные ноги, удара которых бояться львы. Каждый жираф имеет свой рисунок на шее, который отличает его от других.

Учитель . Леопард.

Купец гилеи. Леопард - хищник, ночное животное. Иногда нападает на людей, быстро лазит по деревьям.

Учитель . Страус.

Купец саванн. Страус - самая большая нелетающая птица мира, весом 50-90 кг. Масса яйца равняется массе 40 куриных яиц. Во время бега развивает скорость до 50 км/час. Может подавать звуки похожие на звуки, которые подает лев.

Учитель. Муха цеце.

Купец гилеи. Муха цеце встречается во влажных экваториальных лесах вблизи водоемов, очень опасна для многих животных и людей. Она в двое больше, чем обычная муха, переносит сонную болезнь.

Учитель. Птица-секретарь.

Купец саванн. Птица-секретарь питается земноводными и пресмыкающимися, быстро бегает; чтобы взлететь, ей нужно разогнаться. Население приручает этих птиц, чтобы они охраняли курей от крыс и змей.

Учитель. Зебры.

Купец саванн. Зебры - дикие африканские кони. На них охотятся из- за крепкой красивой шкуры.

Учитель. Пигмеи.

Купец гилеи. Пигмеи - самые маленькие люди на планете, их рост 140-149 см. Живут в небольших селах на возвышениях среди влажного леса. Жилище строят женщины с листьев и веток деревьев.

8. Рефлексия и оценивание. -

- Вот наш урок подошел к концу.

Все ли вам удалось узнать?

- Еще попрошу вас одним предложением высказать свое отношение к уроку, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1.сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я понял, что…

5. теперь я могу…

6. я почувствовал, что…

7. я приобрел…

8. я научился…

9. меня удивило…

10. мне захотелось…

- А я ухожу с сегодняшнего урока с радостным настроением, с чувством благодарности к вам и вашей работе. Спасибо вам большое!

(Учитель прикрепляет к доске улыбающееся солнышко).

- Вас ребята, я тоже попрошу выразить свое настроение от урока. У вас на столах лежат конверты, посмотрите, что в них? (Солнышки). Возьмите то, которое соответствует настроению вашей группы и, уходя, прикрепите на доску.

Спасибо за работу! До свидания!

9. Домашнее задание

§21, Подготовить сообщение об интересных животных

и растениях Африки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!