СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии "Рельеф. Горы суши."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии в 6 классе проводится по учебному плану. Разработана презентация и опрос учащихся по теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии "Рельеф. Горы суши."»

Урок географии в 6 классе «Рельеф суши. Горы»

Планируемые результаты:

Предметные: формирование представлений об основных формах рельефа и их классификации по высоте, объяснять значение понятий «горы», «рельеф»

Метапредметные:

Коммуникативные: формирование умений учебного сотрудничества работать в парах

Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности

Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности ,формирование ИКТ-компетентности -работать с информацией, представленной в разных источниках (учебник, карта)

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету, самостоятельности, эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде

Тип урока: открытия нового знания

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, атлас с набором контурных карт для 6 класса, настенная карта полушарий.


























Ход урока:


1.Организационный этап (приветствие учащихся, проверка готовности необходимых для урока учебных принадлежностей, создание ситуации успеха). 2 мин

2.Мотивация


Учитель: Хребтами горбились породы,

Взрывались, плавились, кипя,

И миллионы лет природа

Лепила самое себя. (С. Щипачев)

Вопрос классу: О чем говорится в данном отрывке? (О горных породах, о поверхности Земли.) Нам сегодня предстоит больше узнать о поверхности Земли

II. Мотивация

(5 мин.)

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на

слайд 1. Что вы видите?

А какое понятие объединяет эти картинки?

Вспомните, пожалуйста, что называют рельефом?

Работа с понятием «рельеф»



Рельеф земной коры создан под действием процессов: каких?



- Вспомните, что относится к внутренним и внешним силам и к чему они приводят

Игра «Четвертый - лишний» ( Работа в парах по рядам)

Найдите лишнее.

МЛ пункт 1

Что может объединять эти слова?

Как вы думаете какая тема нашего урока сегодня?

Итак, тема урока – «Рельеф суши. Горы» Слайд 4

МЛ пункт 2





Горы и равнины.

Рельеф



Слайд 2. Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности отличающиеся друг от друга по размерам, формам, происхождению.

Рельеф земной коры создан под действием внешних и внутренних процессов.



Внутренние силы - это вертикальные и горизонтальные движение земной коры и вулканизм, приводящие к образованию разломов, складок, поднятий и опусканий.

Внешние - это работа ветра, воды, выветривания, ледника, они выравнивают и сглаживают рельеф, разрушая горные породы и перемещая их с одного места на другое.

Слайд 3



Учащиеся отвечают, аргументируя свой ответ. Методом исключения они могут найти ответ, не зная его определения. (1парта - Гималаи, 2 парта - Кавказские, 3 парта - Кордильеры).





Это горы.

«Рельеф суши. Горы»

Записывают тему урока.





«Четвертый – лишний»

1 группа

2 группа

3 группа

Магеллан

Амазонка

Кордильеры

Беллинсгаузен

Нил

Байкал

Гималаи

Ориноко

Ладожское

Лазарев

Кавказские

Виктория

3. Осмысление учебных задач. Целеполагание

(6 мин.)

Давайте выясним, что вам уже известно о горах. На ваших карточках начерчен круг с секторами, впишите в каждый сектор какое-то слово, которое у вас ассоциируется с горами. Вы имеете представление о горах, но многое вам ещё неизвестно, поэтому необходимо определить задачи нашего урока:

МЛ пункт 3

Слайд 5







Одновременно, достигая поставленных нами целей мы сегодня познакомимся с терминами

Слайд 6 «Словарь к уроку»

♦ Гора

♦ Горный хребет

♦ Горные долины

♦ Нагорье

♦ Горная система

МЛ пункт 4

Работа по вариантам.

Составляют кластер «Горы»

Учащиеся озвучивают свои варианты. (Холм, вершина, склон, ледник, подошва, высота).

Совместно с учителем формулируют цель урока:

- Объяснить понятие гора;

- Объяснить как различаются горы по высоте;

- Объяснить как изменяются горы во времени;

- Научиться определять по карте горные системы земного шара




4. Открытие нового знания(20 мин.)











































































































































































































Дать домой





























В зависимости от времени

Ребята, кто нарисует на доске гору? Подпишите на рисунке, где находится вершина, склон, подошва.

Что такое вершина?



Что такое склон?



Что такое подошва?



Проверим (слайд 7)

- Подпишите составные части горы на рисунке в своих раздаточных листках.

МЛ пункт 5


- Что же нам нужно знать, чтобы объяснить разницу между горой и холмом?



Учитель обобщает, уточняет



- Предложите свое определение этому термину, исходя из того, что мы с вами уже установили

Давайте сравним наше определение с определением в учебнике, правы ли мы. Что такое горы?

Слайд 8

МЛ пункт 6







Решение проблемной задачи. Заспорили между собой Уральские, Скандинавские горы и Альпы. Урал говорит: «Я выше всех гор, потому что я уже старый, покрыт лесом!». «Нет,- отвечают горы Альпы,- мы выше всех. Мы носим снежные шапки, склоны наши крутые и снежные лавины сползают!». «Не спорьте,- вмешались Скандинавские горы- мы выше всех поднимаемся над уровнем моря!». Кто прав?

«С давних пор привыкли горы

О высотах вести споры.

Трудно это или просто

Нам расставить их по росту?»

Можете ли вы дать ответ на этот вопрос? Как определить?

Чтобы расставить их по росту, нужно знать их высоты.

Слайд 9. Различие гор по высоте.

Низкие (от 200 до 1000 метров)

Средние (от 1000 до 2000 метров)

Высокие (более 2000 метров)

МЛ пункт 7

. Каким цветом на физической карте показаны горы разной высоты?



Проблемная ситуация

- Ребята, внимательно посмотрите на карту, горы на карте обозначены разными оттенками коричневого цвета. Почему? Как узнать среднюю высоту гор? Какой метод нужно применить?

Итак, давайте определим высоту Уральских, Альпийских и Скандинавских гор.

- Приведите примеры низких, средних и высоких гор.





Посмотрите на слайд 10,11,12. Найдите и покажите горы на карте

13,14,15,16

Чем ещё отличаются горы?

Поверхность гор рассечена разломами и трещинами, речными долинами и ледниками. У одних гор вершины острые (рис. 37, стр.59), у других – плоские или сглаженные (рис. 36, стр. 58).

Как вы думаете, на что это влияет?

Горы бывают старые и молодые.

МЛ пункт 8

Подпишите горы на рисунке в своих раздаточных листках (молодые или старые).



Горы, за исключением вулканов, редко встречаются поодиночке. Обычно они образуют групповые скопления, имеющие сверху вид или правильных рядов, или беспорядочно разбросанных глыб.

Физкультминутка

Остановку совершим,

отвлечёмся от вершин.

Руки вверх, затем вперед,

приседает весь народ,

встали, дружно повернулись

и друг другу улыбнулись

Горный хребет (слайд 16). Приведите примеры.



Горные долины (слайд 17). Приведите примеры.

Нагорье (слайд ). Примеры.





Горная система (слайд 18). Примеры.

Поверхность гор рассечена разломами и трещинами, речными долинами и ледниками. У одних гор вершины острые (рис. 37, стр.59), у других – плоские или сглаженные (рис. 36, стр. 58).



Изменение гор во времени

Со временем горы изменяются. Этому способствуют вода, мороз, ветер. Они разрушают горы. Чем быстрее горы поднимаются, тем быстрее разрушаются

Значение гор.

Так оставьте ненужные споры. 
Я себе уже все доказал — 
Лучше гор могут быть только горы, 
На которых еще не бывал. 

(Владимир Высоцкий)



Какое значение горы имеют для человека?

.

Ребята рисуют





Вершина – самая высокая часть горы.

Склон – расстояние между вершиной и подошвой.

Подошва – перегиб от равнинной поверхности к склонам горы





Подписывают составные части горы



Высотой. Горы имеют большую высоту. Гора имеет относительную высоту более 200 м.)



Учащиеся совместно с учителем составляют определение





Чтение определения в учебнике на стр.57, также определение появляется на слайде

Горы – обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот (более 200 метров).







Находят эти горы на физической карте мира













































Разные оттенки коричневого цвета.













Метод послойной окраски



Уральские – низкие и средние, Скандинавские – средние, Альпы – высокие горы.

Учащиеся работают по картам атласа и физической карте мира. Сначала находят в атласе, а затем поднимают руку и показывают на карте.







Рассматривают рис 36 и 37 в учебнике

У одних остроконечные вершины, крутые склоны, у других склоны и вершины пологие.

На возраст гор.





Подписывают на своих листах молодые и старые горы





























Находят определения в учебнике

Горный хребет – горы, расположенные одна за другой в ряд. Кавказские, Анды, Уральские, Кордильеры.

Горные долины - понижения между соседними горными хребтами.

Нагорье - обширное горное поднятие, состоящее из горных хребтов и массивов, иногда разделённых межгорными котловинами. Алданское, Чукотское

Горная система  - большая группа горных хребтов, межгорных впадин и нагорий.






















Регулятивные, коммуникативные, познавательные

Слайды 10-13



Учебник (§ 16), карты атласа («Физическая карта мира».







5. Самостоятельная работа (4 мин)

Проводится по вариантам:

МЛ пункт 9 (работа с карточкой)

1 группа: Найти соответствие между горами и материком, показать его стрелками.

2 группа: Найти соответствие между горами и вершиной, показать его стрелками.

Приложение 3

Слайд 17

Оценка работы

Выполняют работу, затем отчет групп о проделанной работе










Приложение 3

6. Этап закрепления изученного (2 мин)


Географический тренинг.

Игра "Самые - самые"

Задание: Я задаю вопрос, вы, ребята, работая с физической картой полушарий (атлас) находите ответ, поднимаете руку.

- Самые длинные горы на Земле. (Анды)

- Самые высокие горы на суше. (Гималаи)

- Самая высокая гора мира. (Джомолунгма или Эверест)

- Самая большая горная страна в Азии. (Тибет)

- Самые высокие горы России (Кавказские)

- Самая высокая вершина Кавказских гор. (Эльбрус)

- Самые длинные горы России (Уральские)












Учащиеся находят в атласе, а затем показывают нужный объект на карте у доски.




















































7. Домашнее задание

1 мин


§16, выучить определения, подготовить сообщение (презентацию) «Самые необычные горы и скалы мира»

Слайд 18

Всем спасибо за работу

Слайд 19




8. Рефлексия (2 мин.)

Проверка достижения цели и задач урока.

На доске нарисована гора, с отметками разных высот.

Выбрать уровень овладения знаниями на уроке

вершина: «я изучил, понял и хорошо усвоил материал урока, работал активно и при этом не допускал неправильных ответов»

середина склона: «я изучил, понял, но мог бы работать лучше, чем сегодня на уроке»

у подножия: «я не совсем понял тему урока, мне не удалось реализовать свои возможности»

Побуждает оценить свою работу на уроке. Учит давать объективную оценку, аргументировать свою точку зрения.

Делают вывод о достижении цели и задач на уроке.

Вымпелом отмечают уровень овладения знаниями на уроке. 

Намечают дальнейшие цели деятельности

Регулятивные






















Самостоятельная работа



1 вариант

Найти соответствие между горами и материком, показать его стрелками.



Горы

Материк

Гималаи

Кордильеры

Анды

Большой Водораздельный хребет

Кавказ

Атлас

Северная Америка

Австралия

Африка

Евразия

Южная Америка















Самостоятельная работа

2 вариант

Найти соответствие между горами и вершиной, показать его стрелками.



Горы

Вершина

Гималаи

Кордильеры

Анды

Уральские

Кавказ

Большой Водораздельный хребет

Народная

Косцюшко

Денали

Эльбрус
Аконкагуа

Эверест



  

                                                                                                                                                         









Дополнительный материал к уроку



Самые необычные горы планеты — Маньпупунёр

Удивительная гора есть и на территории России, а если быть точнее, то гора находится в Республике Коми. Гора настолько прекрасна и необычна, что ее занесли в семерку чудес России. Вертикальные столбы больше напоминают сооружения какой-нибудь древней цивилизации, чем естественные природные образования. Больше всего поражает, что вершины гор гораздо шире их оснований, однако это не помешало им простоять несколько тысячелетий и не обвалиться. Манси с древних времен считают это место священным. Маньпупунер располагается в труднодоступном месте, поэтому туристам придется немало потрудиться, чтобы добраться до горы.



Гора Рорайма

Эта необычная, неприступная гора с плоской вершиной находится в Венесуэле (Южная Америка). Пейзажи, открывающиеся с ее вершины, впечатляющие, поскольку русла многих речушек на многие километры покрыты кристаллами кварца разного цвета. Да и от вида самой горы, захватывает дух.




Цветные горы Китая (Розовое облако)

В китайскую провинцию Ганьсу туристы съезжаются со всего мира. Главная местная достопримечательность – ландшафт Дэнксия (Розовое облако). Именно под таким названием цветные горы Китая известны во всем мире. Формирование этой красоты началось много миллионов лет назад в результате накопления большого количества песчаника и других минеральных отложений. Воздух и вода способствовали медленному окислению горных пород. Это и стало причиной столь необычного буйства красок.


Каменная волна

Удивительное скальное образование в Западной Австралии находится в 340 км от города Перт. Гранитная глыба напоминает каменное цунами. Видимая часть скалы возвышается над землей на высоту около 15 метров, а ее протяженность – 110 метров. Согласно гипотезам ученых скала-волна появилась более 27 миллионов лет назад. Австралийские аборигены отметили сходство каменной волны с настоящей водой и считали, что именно в этом месте сплетались силы духов и силы природы. Для защиты этой уникальной горы от природных разрушений была построена дамба.


Причудливые рисунки в горах Аризоны

Волна – это горное образование из песчаника, расположенное в Соединённых Штатах Америки неподалёку от границы Аризоны и Юты, на склонах каньона Койот Бют, который расположен в горной пустыне Пария Каньон-Вермилен на плато Колорадо. Это местоизвестно среди туристов и фотографов своими красочными волнообразными формами. Но добраться сюда можно только пешком. Волны образовались из Песчанника Навахо времён юрского периода, то есть примерно 190 миллионов лет назад.

Учёные, исследовавшие образование, утверждают, что на протяжении веков старые песчаные дюны окаменели, превратившись в уплотнённую породу благодаря накоплению кальция в вертикальных и горизонтальных слоях.

Эрозия от ветра и дождя создала впечатляющий пейзаж, который мы сейчас видим на снимках.

Созданная из мягкого песчаника, Волна достаточно хрупка, поэтому тут следует ходить осторожно, чтобы не разрушить мелкие хребтообразные наросты.



Так оставьте ненужные споры. 
Я себе уже все доказал — 
Лучше гор могут быть только горы, 
На которых еще не бывал. 

Владимир Высоцкий

Горы занимают более одной четвертой поверхности суши (27%), играют важнейшую роль в продвижении нашего мира к устойчивому экономическому развитию и являются домом почти 10 процентов населения. Они не только дают источник средств к существованию и благополучию почти для 720 миллионов людей, проживающих в горных районах, но опосредовано благоприятно влияют на миллиарды проживающих у их подножья. И, конечно же, нельзя забывать, что горы - это заповедник для многих уникальных видов растений и животных, источник воды всех основных рек Земли. Однако, сегодня все шире признается, что горы являются уязвимыми экосистемами, имеющими глобальное значение как источник большей части мировых запасов пресной воды, место обитания уникального биологического разнообразия и расположения богатого культурного наследия, популярное место отдыха и туризма. Горы - это заповедник для многих уникальных видов растений и животных.

Ведь ухудшение состояния окружающей среды приводит к засухе, оползням, обвалам и другим стихийным бедствиям в горах, а обострение политической обстановки в горных регионах — к локальным войнам, распространению терроризма, росту числа беженцев, голоду и болезням. И все это приводит к потере уникального природного и человеческого потенциала горных регионов. Поэтому так важно привлекать внимание мирового сообщества к этим проблемам для сохранения гор.

В России горы и возвышенности располагаются в 43 субъектах Федерации и покрывают более половины территории страны. Среди любимых горнолыжных и альпинистских зон одно из первых мест занимает Кавказ.





11 декабря мы отмечаем праздник всех возвышенностей и гор нашей любимой планеты. О появлении Международного дня гор объявила в 2003 году Генеральная Ассамблея ООН. Таким нехитрым способом Организация решила напомнить всем государствам о проблемах горных регионов.

Довольно необычно, что праздник посвящен частям земной поверхности, возвышающимся над равнинами. Впрочем, горными образованиями покрыта четверть поверхности Земли и там проживает 10 процентов населения планеты и обитает немало животных, не говоря уже о растениях. Это немаловажный праздник для России, ведь горы занимают огромную площадь государства.

11 декабря отмечают, проводя различные ярмарки, выставки, лекции и конференции. Цель большинства мероприятий – улучшить состояние горных районов, сохранить горные массивы, улучшить условия жизни обитающих там людей. Кроме официальных встреч, существуют также неофициальные. Например, альпинисты празднуют эту дату, совершая восхождения на горы, а барды прославляют объекты празднования в своих песнях. Данное направление в творчестве бардов появилось во многом благодаря киноленте 1966 года “Вертикаль” и Владимиру Высоцкому в частности.









Маршрутный лист



1.

1 группа

Магеллан

Беллинсгаузен

Гималаи

Лазарев



2. Тема урока ____________________________________________________

3. Кластер











4. «Словарь к уроку»

Гора

Горный хребет

Горные долины

Нагорье

Горная система



5. Схема гор









6. Горы – это_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



7.  Различие гор по высоте.

Низкие -

Средние -

Высокие –



8. Горы по возрасту









9. Работа с карточкой























Маршрутный лист



1.

2 группа

Амазонка

Нил

Ориноко

Кавказские



2. Тема урока ___________________________________________________

3. Кластер











4. «Словарь к уроку»

Гора

Горный хребет

Горные долины

Нагорье

Горная система



5. Схема гор













6. Горы – это



____________________________________________________________________________________________________________________________________



7.  Различие гор по высоте.

Низкие -

Средние -

Высокие –



8. Горы по возрасту











9. Работа с карточкой

























Маршрутный лист



1.

3 группа

Кордильеры

Байкал

Ладожское

Виктория



2. Тема урока _________________________________________________

3. Кластер











4. «Словарь к уроку»

Гора

Горный хребет

Горные долины

Нагорье

Горная система



5. Схема гор













6. Горы – это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



7. . Различие гор по высоте.

Низкие -

Средние -

Высокие –



8. Горы по возрасту











9. Работа с карточкой












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!