Тема: Минеральные ресурсы России.
Класс: 8
Цель: изучить состав полезных ископаемых и особенности их размещения на территории страны.
Задачи:
Образовательные
- познакомить учеников с новыми терминами и понятиями;
- изучить состав и размещение полезных ископаемых на территории страны;
- сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами;
- познакомить учащихся с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых;
Развивающие: развитие ключевых компетенций учащихся (математической, читательской, естественнонаучной грамотности)
Воспитательные: формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, уважительного отношения к участникам образовательного процесса.
Оборудование: физическая карта России, карта «Тектоника и минеральные ресурсы России», видеопроектор
Планируемые результаты:
Предметные: умение анализировать физическую и тектоническую карты и выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением (осадочные, магматические, метаморфические).
Обсуждать преимущества и недостатки разных способов добычи полезных ископаемых и проблему их рационального использования.
Метапредметные: умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Личностные: формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, я рада знакомству с вами. Нас ждет большая работа, я рассчитываю на вашу помощь и поддержку и очень хочу, чтобы наш урок прошёл позитивно и продуктивно!
У каждого из вас на столе лежат рабочие листы, в них вы будете выполнять задания.
Начать наш урок я хочу словами известного писателя, мыслителя и естествоиспытателя Иоганнаа Вольфганг Гёте «Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них». И я надеюсь, что вы в течение нашего урока убедитесь в правоте этой фразы, и мы в конце нашей встречи вернемся к ней.
Актуализация знаний
Вы уже знаете, какими природными ресурсами богата наша страна. Давайте вспомним их. (минеральный, климатические, биологические, земельные и водные)
Посмотрите на доску, и скажите, о чем сегодня пойдет речь. Правильно, о минеральных ресурсах. Давайте подумаем и скажем, что именно мы должны сегодня узнать о минеральных ресурсах? (Какие минеральные ресурсы есть в России, где они расположены, почему именно в этих местах).
Сегодня на уроке мы изучим разнообразие полезных ископаемых и особенности их размещения. Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Поговорим о способах добычи полезных ископаемых, а также обсудим экологические проблемы, связанные с их добычей и транспортировкой.
Изучение нового материала.
Развитие хозяйства любого государства связано с минеральными ресурсами, которыми оно обладает.
Минеральные ресурсы – это полезные ископаемые недр, являющиеся основой для развития хозяйства
Полезные ископаемые - минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.
Всегда ли в природе месторождения ПИ удалены друг от друга? (нет)
Месторождения полезных ископаемых – это крупные скопления полезных ископаемых.
Бассейн - группы близко расположенных месторождений одного вида полезного ископаемого
Полезные ископаемые важное природное богатство страны
Поиском месторождений полезных ископаемых занимаются геологи
Давайте проанализируем карту и выясним, богата ли наша страна минеральными ресурсами? И велико ли их разнообразие? Скажите, какие полезные ископаемые на ее территории находятся. (ответы). (Анализ карты)
Россия богата разнообразием и количеством ПИ.
Россия занимает 1 место в мире по запасам газа
2 место в мире по запасам угля
3 место по запасам железной руды
7 место в мире по запасам нефти
большое количество разных руд – Fe, Cu, Zn, Pb, Au, Sn, W, Al и т.д.
Я предлагаю вам познакомиться с текстом в маршрутном листе и, опираясь на информацию в нем, заполнить схемы классификации полезных ископаемых по их происхождению и составу. На выполнение этого задания вам дано 3 минуты
По происхождению: магматические, метаморфические и осадочные
По составу выделяют следующие виды полезных ископаемых:
Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)
Руды (руды черных металлов, цветных и благородных металлов)
Нерудные (строительные материалы: известняк, песок, глина; строительные камни – гранит, поделочные и драгоценные камни)
Гидроминеральные (подземные минеральные воды)
По агрегатному состоянию: твердые, жидкие и газообразные.
Всего из земной коры человек добывает более 200 видов ископаемых. Россия – самая большая по площади страна. Наша страна является одной из самых богатых в мире по показателю количества минеральных ресурсов. Практически все элементы, которые есть сейчас в таблице Менделеева (а их 118!) можно найти в недрах России. И среди них есть очень и очень редкие.
Правильно, ребята. По потенциальной ценности полезных ископаемых в России можно увидеть следующую картину.
По потенциальной ценности запасы природного газа занимают 1 место (30,8%), уголь – 2 место (22,3%), нефть – 3 место (15%), руды черных металлов – 4 место (6,6%), руды цветных металлов – 5 место (6,1%).
Россия занимает 1 место в мире по запасам природного газа, по запасам угля – 2 место,
по запасам железной руды – 3 место, по запасам нефти – 7 место в мире.
В России открыто более 20 тысяч месторождений полезных ископаемых. Давайте сейчас на карте найдем самые большие бассейны ПИ. Для этого откроем карты «Тектоническое строение» и «Минеральные ресурсы»
Нефтегазоносные: Западно-Сибирский, Волго-Уральский, Сахалинский, Прикаспийский, шельф СЛО.
Угольные: Донбасс, Кузбасс, Печорский, Канско-Ачинский, Южно-Якутский, Тунгусский.
Железнорудные: Курская магнитная аномалия (КМА), Уральский, Кольско-Карельский, Ангарский.
В Ставропольском крае имеются нефть, газ, кварцевые пески, титано-циркониевые пески, строительные материалы, теплоэнергетические и минеральные воды
Равномерно ли размещены полезные ископаемые по территории России?
Расположены они неравномерно.
В чём же причина? Есть ли закономерности в их размещении? Для ответа на этот вопрос опять обратимся к тектонической карте и карте минеральных ресурсов и определим, какие полезные ископаемые на какой форме рельефа и тектонической структуре располагаются. Для этого заполним таблицу на ваших рабочих листах.
Крупная тектоническая структура | Соответствующая ей форма рельефа | Распространенные полезные ископаемые |
Западно-Сибирская платформа | | |
Восточно-Европейская платформа | | |
Области герцинской складчатости | | |
Балтийский щит | | |
Области кайнозойской складчатости | | |
Сейчас какую мы можем увидеть закономерность? Какова закономерность в размещении полезных ископаемых осадочного происхождения (они залегают в чехле платформ, складчатом фундаменте или областях складчатостей)? Где они в основном могут быть найдены (на равнинах или в горах)? (Осадочные полезные ископаемые залегают в осадочном чехле платформ, т.е. в основном могут быть найдены на равнинах и краевых предгорных прогибах)
Какова закономерность в размещении полезных ископаемых магматичекого и метаморфического происхождения (они залегают в чехле платформ, складчатом фундаменте или областях складчатостей)? Где они в основном могут быть найдены? (на равнинах или в горах) (Магматические и метаморфические полезные ископаемые залегают в фундаменте платформ и областях складчатостей, т.е. в основном могут быть найдены в горах или местах выхода фундамента на поверхность).
Добыча полезных ископаемых
-Добыча осуществляется разными способами в зависимости от глубины залегания пластов- открытым и шахтным. Жидкие полезные ископаемые добываются методом бурения.
-Какой способ является более дорогим? Почему?
-Какой способ оказывает наибольшее влияние на природу?
Открытый способ наносит наибольший ущерб природе, так как территория лишается растительного покрова, возникает индустриальная пустыня, земля на этой территории иссушается, что приводит к снижению уровня грунтовых вод.
В России 90% руд, 50% угля добывается открытым способом. Самый глубокий карьер располагается на Урале – Качканарский (добыча ванадиевой руды). Его глубина достигает более 700 метров.
К какой группе ресурсов относятся минеральные ресурсы: к неисчерпываемым или к исчерпываемым? (исчерпываемые). Экономика, а значит социальный уровень жизни населения, очень зависят от количества полезных ископаемых. А значит, человечество должно бережно к ним относиться. Сейчас вы, ребята, прочтете дополнительный материал и мы совместно сформулируем правила по сбережению полезных ископаемых:
1) Полнота извлечения;
2) Комплексное использование минерального сырья;
3) Утилизация вторичного сырья;
4) Улавливание ценных компонентов из выбросов заводов.
Для того чтобы узнать, на сколько лет хватит запасов того или иного полезного ископаемого, существует формула ресурсообеспеченности: Р=Запасы/добычу
Разведанные запасы нефти в России 11 млрд.тонн, а ежегодно добывают 480 млн. тонн нефти. Рассчитайте, на сколько лет хватит запасов нефти.
Р= 11000000000/480000000=1100/48=22,9 лет
Но добыча полезных ископаемых приводит к нарушению гармонии в окружающей среде, а именно создает экологические проблемы, карьеры, терриконы (отвалы пустой породы) изымают из с/х пользования плодородные земли; пустоты в земной коре приводят к проседанию грунта, что создает угрозу населению, у людей, проживающих около карьеров, возникают хронические заболевания.
Терриконы – искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных при подземной добыче угля и других полезных ископаемых
Чтобы минимизировать негативное воздействие, человек проводит следующие действия:
- Засыпка карьеров после окончания работ
- Выравнивание отвалов
- Посадка определенных растений, препятствующих развеиванию поверхности отвалов
Особо крупные проблемы связаны с загрязнением нефтью акваторий не только в процессе добычи, но во время ее перевозок.
Задание Согласно статистическим данным, в морские воды ежегодно попадает порядка 6 млн тонн нефти. Приведите доводы, подтверждающие высказывания, что загрязнение окружающей среды нефтью глобальны и губительны для живой природы.
1.Глобальны – захватывают большие площади акваторий, т.к. плотность нефти меньше плотности воды, значит нефть будет разливаться на поверхности воды, и объем вылившейся нефти распространяется тонким слоем на большие площади.
2. Через слой нефти практически не проходит кислород, необходимый для жизни всех живых организмов в воде.
3.Через огромное черное пятно солнечный свет не поступает вглубь воды, что является губительным для морских водорослей (растения без света существовать не могут), и как следствие нарушение цепочек питания, ведущее к гибели морских животных.
3.Нефть имеет маслянистую структуру, которая нарушает целостность в строении перьевого покрова птиц, которые приземлились на отдых при перелете. Вес птицы, покрытой нефтью становится больше. Дальнейший полет птиц не возможен, что ведет к гибели целых стай.
Закрепление изученного материала.
Тест.
1. Какие бывают горные породы?
р) твердые, жидкие и газообразные х) твердые и газообразные п) твердые и жидкие
2. В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений? и) глина е) торф; ю) гранит
3.Какие из полезных ископаемых служат топливом?
н)оловянная и медная руды; т) глина, известняк с) каменный уголь, природный газ;
4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) психологи; у) геологи; ё) строители
5. Места залегания полезных ископаемых в количествах, достаточных для их добычи называются.
к) карьерами в) шахтами р) месторождениями т) кладами
6. Какие полезные ископаемые заключены в осадочном чехле древних платформ?
д) рудные с) горючие л) алмазы
Какое полезное ископаемое добывают в карьерах Курской магнитной аномалии
ф) Нефть т) Уголь у) Газ ы) Железную руду
Рефлексия
1.Урок полезен, всё понятно | |
2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно | |
3. Ещё придется потрудиться | |
4. Да, трудно всё-таки учиться | |
Итоги урока
Выставление оценок, озвучивание домашнего задания:
§25, вопросы. Контурная карта «Минеральные ресурсы».
Составить кроссворд по теме «Минеральные ресурсы»