СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии 8 класса "Минеральные ресурсы России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В уроке рассматривается разнообразие и классификация минеральных ресурсов России, их месторождения, способы их добычи и экологические проблемы, связанные с их добычей и перевозкой.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии 8 класса "Минеральные ресурсы России"»

Тема: Минеральные ресурсы России.

Класс: 8

Цель: изучить состав полезных ископаемых и особенности их размещения на территории страны.

Задачи:

Образовательные

- познакомить учеников с новыми терминами и понятиями;

- изучить состав и размещение полезных ископаемых на территории страны;

- сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами;

- познакомить учащихся с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых;

Развивающие: развитие ключевых компетенций учащихся (математической, читательской, естественнонаучной грамотности)

Воспитательные: формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, уважительного отношения к участникам образовательного процесса.

Оборудование: физическая карта России, карта «Тектоника и минеральные ресурсы России», видеопроектор

Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать физическую и тектоническую карты и выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением (осадочные, магматические, метаморфические).

Обсуждать преимущества и недостатки разных способов добычи полезных ископаемых и проблему их рационального использования.

Метапредметные: умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Личностные: формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.


Ход урока


Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, я рада знакомству с вами. Нас ждет большая работа, я рассчитываю на вашу помощь и поддержку и очень хочу, чтобы наш урок прошёл позитивно и продуктивно!

У каждого из вас на столе лежат рабочие листы, в них вы будете выполнять задания.

Начать наш урок я хочу словами известного писателя, мыслителя и естествоиспытателя Иоганнаа Вольфганг Гёте «Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них». И я надеюсь, что вы в течение нашего урока убедитесь в правоте этой фразы, и мы в конце нашей встречи вернемся к ней.

Актуализация знаний

Вы уже знаете, какими природными ресурсами богата наша страна. Давайте вспомним их. (минеральный, климатические, биологические, земельные и водные)

Посмотрите на доску, и скажите, о чем сегодня пойдет речь. Правильно, о минеральных ресурсах. Давайте подумаем и скажем, что именно мы должны сегодня узнать о минеральных ресурсах? (Какие минеральные ресурсы есть в России, где они расположены, почему именно в этих местах).

Сегодня на уроке мы изучим разнообразие полезных ископаемых и особенности их размещения. Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Поговорим о способах добычи полезных ископаемых, а также обсудим экологические проблемы, связанные с их добычей и транспортировкой.


Изучение нового материала.

Развитие хозяйства любого государства связано с минеральными ресурсами, которыми оно обладает.

Минеральные ресурсы – это полезные ископаемые недр, являющиеся основой для развития хозяйства

Полезные ископаемые - минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве. 

Всегда ли в природе месторождения ПИ удалены друг от друга? (нет)

Месторождения полезных ископаемых – это крупные скопления полезных ископаемых.

Бассейн - группы близко расположенных месторождений одного вида полезного ископаемого

Полезные ископаемые важное природное богатство страны

Поиском месторождений полезных ископаемых занимаются геологи

Давайте проанализируем карту и выясним, богата ли наша страна минеральными ресурсами? И велико ли их разнообразие? Скажите, какие полезные ископаемые на ее территории находятся. (ответы). (Анализ карты)

Россия богата разнообразием и количеством ПИ.

Россия занимает 1 место в мире по запасам газа

2 место в мире по запасам угля

3 место по запасам железной руды

7 место в мире по запасам нефти

большое количество разных руд – Fe, Cu, Zn, Pb, Au, Sn, W, Al и т.д.


Я предлагаю вам познакомиться с текстом в маршрутном листе и, опираясь на информацию в нем, заполнить схемы классификации полезных ископаемых по их происхождению и составу. На выполнение этого задания вам дано 3 минуты

По происхождению: магматические, метаморфические и осадочные

По составу выделяют следующие виды полезных ископаемых:

    1. Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)

    2. Руды (руды черных металлов, цветных и благородных металлов)

    3. Нерудные (строительные материалы: известняк, песок, глина; строительные камни – гранит, поделочные и драгоценные камни)

    4. Гидроминеральные (подземные минеральные воды)

По агрегатному состоянию: твердые, жидкие и газообразные.


Всего из земной коры человек добывает более 200 видов ископаемых. Россия – самая большая по площади страна. Наша страна является одной из самых богатых в мире по показателю количества минеральных ресурсов. Практически все элементы, которые есть сейчас в таблице Менделеева (а их 118!) можно найти в недрах России. И среди них есть очень и очень редкие.

Правильно, ребята. По потенциальной ценности полезных ископаемых в России можно увидеть следующую картину.

По потенциальной ценности запасы природного газа занимают 1 место (30,8%), уголь – 2 место (22,3%), нефть – 3 место (15%), руды черных металлов – 4 место (6,6%), руды цветных металлов – 5 место (6,1%).

Россия занимает 1 место в мире по запасам природного газа, по запасам угля – 2 место,

по запасам железной руды – 3 место, по запасам нефти – 7 место в мире.


В России открыто более 20 тысяч месторождений полезных ископаемых. Давайте сейчас на карте найдем самые большие бассейны ПИ. Для этого откроем карты «Тектоническое строение» и «Минеральные ресурсы»

Нефтегазоносные: Западно-Сибирский, Волго-Уральский, Сахалинский, Прикаспийский, шельф СЛО.

Угольные: Донбасс, Кузбасс, Печорский, Канско-Ачинский, Южно-Якутский, Тунгусский.

Железнорудные: Курская магнитная аномалия (КМА), Уральский, Кольско-Карельский, Ангарский.

В Ставропольском крае имеются нефть, газ, кварцевые пески, титано-циркониевые пески, строительные материалы, теплоэнергетические и минеральные воды


Равномерно ли размещены полезные ископаемые по территории России?

  1. Расположены они неравномерно.

В чём же причина? Есть ли закономерности в их размещении? Для ответа на этот вопрос опять обратимся к тектонической карте и карте минеральных ресурсов и определим, какие полезные ископаемые на какой форме рельефа и тектонической структуре располагаются. Для этого заполним таблицу на ваших рабочих листах.

Крупная тектоническая структура

Соответствующая ей форма рельефа

Распространенные полезные ископаемые

Западно-Сибирская

платформа



Восточно-Европейская платформа



Области герцинской складчатости



Балтийский щит




Области кайнозойской складчатости



  1. Сейчас какую мы можем увидеть закономерность? Какова закономерность в размещении полезных ископаемых осадочного происхождения (они залегают в чехле платформ, складчатом фундаменте или областях складчатостей)? Где они в основном могут быть найдены (на равнинах или в горах)? (Осадочные полезные ископаемые залегают в осадочном чехле платформ, т.е. в основном могут быть найдены на равнинах и краевых предгорных прогибах)

  2. Какова закономерность в размещении полезных ископаемых магматичекого и метаморфического происхождения (они залегают в чехле платформ, складчатом фундаменте или областях складчатостей)? Где они в основном могут быть найдены? (на равнинах или в горах) (Магматические и метаморфические полезные ископаемые залегают в фундаменте платформ и областях складчатостей, т.е. в основном могут быть найдены в горах или местах выхода фундамента на поверхность).

Добыча полезных ископаемых

-Добыча осуществляется разными способами в зависимости от глубины залегания пластов- открытым и шахтным. Жидкие полезные ископаемые добываются методом бурения.

-Какой способ является более дорогим? Почему?

-Какой способ оказывает наибольшее влияние на природу?

Открытый способ наносит наибольший ущерб природе, так как территория лишается растительного покрова, возникает индустриальная пустыня, земля на этой территории иссушается, что приводит к снижению уровня грунтовых вод.

В России 90% руд, 50% угля добывается открытым способом. Самый глубокий карьер располагается на Урале – Качканарский (добыча ванадиевой руды). Его глубина достигает более 700 метров.

К какой группе ресурсов относятся минеральные ресурсы: к неисчерпываемым или к исчерпываемым? (исчерпываемые). Экономика, а значит социальный уровень жизни населения, очень зависят от количества полезных ископаемых. А значит, человечество должно бережно к ним относиться. Сейчас вы, ребята, прочтете дополнительный материал и мы совместно сформулируем правила по сбережению полезных ископаемых:

1) Полнота извлечения;

2) Комплексное использование минерального сырья;

3) Утилизация вторичного сырья;

4) Улавливание ценных компонентов из выбросов заводов.


Для того чтобы узнать, на сколько лет хватит запасов того или иного полезного ископаемого, существует формула ресурсообеспеченности: Р=Запасы/добычу

Разведанные запасы нефти в России 11 млрд.тонн, а ежегодно добывают 480 млн. тонн нефти. Рассчитайте, на сколько лет хватит запасов нефти.

Р= 11000000000/480000000=1100/48=22,9 лет

Но добыча полезных ископаемых приводит к нарушению гармонии в окружающей среде, а именно создает экологические проблемы, карьеры, терриконы (отвалы пустой породы) изымают из с/х пользования плодородные земли; пустоты в земной коре приводят к проседанию грунта, что создает угрозу населению, у людей, проживающих около карьеров, возникают хронические заболевания.

Терриконы – искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных при подземной добыче угля и других полезных ископаемых

Чтобы минимизировать негативное воздействие, человек проводит следующие действия:

- Засыпка карьеров после окончания работ

- Выравнивание отвалов

- Посадка определенных растений, препятствующих развеиванию поверхности отвалов


Особо крупные проблемы связаны с загрязнением нефтью акваторий не только в процессе добычи, но во время ее перевозок.

Задание Согласно статистическим данным, в морские воды ежегодно попадает порядка 6 млн тонн нефти. Приведите доводы, подтверждающие высказывания, что загрязнение окружающей среды нефтью глобальны и губительны для живой природы.

1.Глобальны – захватывают большие площади акваторий, т.к. плотность нефти меньше плотности воды, значит нефть будет разливаться на поверхности воды, и объем вылившейся нефти распространяется тонким слоем на большие площади.

2. Через слой нефти практически не проходит кислород, необходимый для жизни всех живых организмов в воде.

3.Через огромное черное пятно солнечный свет не поступает вглубь воды, что является губительным для морских водорослей (растения без света существовать не могут), и как следствие нарушение цепочек питания, ведущее к гибели морских животных.

3.Нефть имеет маслянистую структуру, которая нарушает целостность в строении перьевого покрова птиц, которые приземлились на отдых при перелете. Вес птицы, покрытой нефтью становится больше. Дальнейший полет птиц не возможен, что ведет к гибели целых стай.


Закрепление изученного материала.

Тест.

1. Какие бывают горные породы?

р) твердые, жидкие и газообразные х) твердые и газообразные п) твердые и жидкие

2. В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений? и) глина е) торф; ю)  гранит
3.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

 н)оловянная и медная руды;  т) глина, известняк с) каменный уголь, природный газ;
  4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а) психологи;  у) геологи;  ё) строители
  5. Места залегания полезных ископаемых в количествах, достаточных для их добычи называются.

к)  карьерами в) шахтами р) месторождениями т)  кладами
  6. Какие полезные ископаемые заключены в осадочном чехле древних платформ?

д) рудные с) горючие л) алмазы

  1. Какое полезное ископаемое добывают в карьерах Курской магнитной аномалии

ф) Нефть т) Уголь у) Газ ы) Железную руду


1

2

3

4

5

6

7









Рефлексия

1.Урок полезен, всё понятно


2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно


3. Ещё придется потрудиться


4. Да, трудно всё-таки учиться



Итоги урока

Выставление оценок, озвучивание домашнего задания:

§25, вопросы. Контурная карта «Минеральные ресурсы».

Составить кроссворд по теме «Минеральные ресурсы»





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!