Тема: Смешон или жалок Митрофан? Заключительный урок по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Дата: 21.11.2018г
Класс: 7А
Педагогическая технология : урок с использованием метода «Шесть шляп мышления» технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения:
знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр, формулировать тему и идею, давать характеристику героям, аргументированно выражать своё отношение к прочитанному, владеть навыками анализа художественного произведения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: осознаёт трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков; положительно относится к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в тексте художественного произведения.
Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочей группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач, задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает собственную точку зрения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Стадия ««Вызов»
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, сегодня у нас заключительный урок по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Как вы думаете, а что мы должны сделать на заключительном уроке?
Ответы обучающихся: понять, что хотел сказать нам автор; к каким выводам мы пришли после изучения произведения; дать оценку и характеристику главному герою.
Конечно. А может ли быть у героя литературного произведения однозначная характеристика (Нет). Почему? (У каждого своё мнение, своё отношение). Правильно. Сегодня мы должны разобраться в том, каков же на самом деле герой комедии Митрофан. Попытаемся рассмотреть его личность с разных сторон.
Для начала давайте вспомним его характеристику.
Приём «Верные и неверные утверждения». Задание обучающиеся готовили дома. Каждый приготовил 4-5 утверждений о Митрофане. Ученики называли свои утверждения, класс соглашался или опровергал.
Пример:
Семья Простаковых живёт в столице
Митрофан сын поместных дворян
Родители дали сыну блестящее образование
Митрофан с уважением относится к своим родителям
Митрофан не желает учиться
Стадия «Осмысление»
Приём «Шесть шляп мышления»
Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает шляпу определённого цвета.
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
- историческая эпоха, когда была создана пьеса
- кто такой недоросль
- историческая эпоха, показанная в комедии
Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
- положительные черты Митрофана
Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
- отрицательные черты Митрофана
Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
- эмоциональное восприятие поступков Митрофана
Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
- положительный выход из сложившейся ситуации для Митрофана
Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.
Стадия «Рефлексия»
Приём «Эссе»
Учитель: В начале урока мы с вами задали вопрос: Смешон или жалок Митрофан? Сейчас каждый из Вас даст ответ на этот вопрос, написав небольшое эссе, в котором будет отражена Ваша точка зрения.
После написания обучающиеся по желанию зачитывают свои работы
Итоги урока