СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по физике для 7 класса по теме "Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 "Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирования экспериментальных умений по теме "Равновесие тел".  

Просмотр содержимого документа
«Урок по физике для 7 класса по теме "Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 "Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения"»

Конспект урока по физике для 7 класса по теме

«Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения»

1.

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Окуневская средняя школа им. Дьяченко Ф.С.» муниципального образования Черноморский район Республики Крым

2.

ФИО (полностью)

Сеферова Анджелла Сеферовна

3.

Должность

Учитель физики

4.

Предмет

Физика

5.

Тема урока

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения»

6.

Базовый учебник

Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / О.Ф. Кабардин. – 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014. – 176 с. : ил.



Цель урока: проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов.

Задачи:

  • Обучающие: создание условий для выяснения учащимися условия равновесия рычага, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения формул на практике.

  • Развивающие: расширить естественнонаучную систему взглядов на процессы, происходящие в природе, развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать, формирование представления о компьютере как о средстве обучения.

  • Воспитательные: развитие речи учащихся, наблюдательности, зрительного восприятия,  самостоятельности  в выдвижении гипотезы и формулирования выводов, воспитание коммуникативной культуры, умения оценивать себя и своих товарищей.

Цель урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих результатов:

  • Личностных:

    • Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.

    • Формировать целостную картину мира.

    • Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

    • Формировать умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).

  • Метапредметных:

    • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

    • Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач.

    • Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.

  • Предметных:

    • Понимать смысл понятий плечо силы, момент силы, физической величины силы, их единиц измерения.

    • Уметь описывать и объяснять физические явления на основе условия равновесия рычага.

    • Представлять результаты измерений силы, плеча силы с помощью таблиц.

    • Делать выводы на основе экспериментальных данных.

    • Приводить примеры практического применения рычага.

    • Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности.

Тип урока: урок формирования экспериментальных умений.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в группе.

Необходимое техническое оборудование: 

  • мультимедиа проектор;

  • интерактивная доска;

  • компьютер; рычаг на штативе;

  • набор грузов;

  • линейка;

  • динамометр.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время
(в мин.)

1.

Организационный момент

Презентация на доске (слайд 1)

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, ставит учебные задачи, подводит учащихся к формулировке цели урока

Слушают, формулируют цели урока

1 мин.

2.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному выполнению заданий

Презентация на доске (слайд 2, 3, 4) 

Знакомит с принципами организации урока, проводит Инструктаж по ТБ, организовывает выполнение заданий

Слушают, берут приборы для работы

3 мин

3.

Актуализация опорных знаний

 Презентация на доске (слайд 5 слайд 6 Проверка)

Проводит фронтальный опрос Проводит проверку по карточкам с разноуровневыми заданиями

Слушают, отвечают на вопросы Слушают, заполняют карточки, проводят взаимоконтроль.

10 мин.

4.

Выполнение лабораторной работы

Презентация на доске (слайды  7 Цель работы, Сл.8 Оборудование.

Сл. 10, - 17), учебник по физике, физические приборы, тетрадь.

Помогает выполнить лабораторную работу на основе компьютерных слайдов. Сопровождает выполнение учащимися заданий, дает пояснения.

Просматривают слайды, отвечают на вопросы взаимоконтроля, записывают конспект в тетрадь, заполняют таблицу, выполняют эксперименты.

25 мин

5.

физкультминутка 

Презентация на доске (слайд 9)

Показывает упражнения.

Выполняют упражнения.

1 мин

7.

Подведение итогов урока, рефлексия

 Презентация на доске (слайды 18, 20)

Организует совместное обсуждение выводов работы. Выставляет оценки.

Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, формулируют выводы.

3 мин

8.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Презентация на доске (слайд 19)

Озвучивает домашнее задание:§14 повторить;

с. 67 решить задачу № 14.3;

Для желающих подготовить сообщение на тему «Рычаги в природе, быту и технике»


Записывают задания в дневники

2 мин





ХОД УРОКА

I.Организационный момент

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

II. Формулировка цели урока (формулируют учащиеся с помощью учителя).

Слайд1.

Отрывок из стихотворения русского поэта Павла Антокольского «Канатоходцы».

Вся работа канатоходца

Только головоломный танец.

Победителю тут венца нет,

А с искусством ничтожно сходство.

Наше дело очень простое:

Удержать вверху равновесье,

Верить в звездное поднебесье.

Как деревья погибнуть стоя.

Учитель: С помощью чего канатоходцы удерживают равновесие? Давайте сформулируем цель нашего урока.

Цель урока: проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов.

Слайд 2.

Тема нашего урока:

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения».

Слайд 3. Цель урока.

Слайд 4. Инструктаж по ТБ

Правила техники безопасности для учащихся в кабинете физики:

  • Лабораторное оборудование размещайте на своем рабочем месте аккуратно, чтобы предупредить падение приборов или их опрокидывание.

  • Четко придерживайтесь порядка выполнения лабораторной работы и правил техники безопасности.

  • Будьте внимательны и дисциплинированы, точно выполняйте указания учителя.

  • Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

  • При проведении опытов не допускайте перегрузок измерительных приборов.

  • Следите за исправностью креплений используемого оборудования, пользуйтесь только исправными устройствами и оборудованием.

  • После завершения лабораторной работы тщательно уберите свое рабочее место.

  • Из класса выходите только с разрешения учителя.

  • При получении травмы или плохом самочувствии сообщите об этом учителю.

Учитель: Открыли тетради для лабораторных работ. Записали дату, название работы и цель работы. Слайд 5.

Слайд 6. Переписали оборудование.

III.Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

1) Что представляет собой рычаг?

(Рычаг представляет собой твёрдое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры.)

2) Что называют плечом силы?

(Плечом силы называют кратчайшее расстояние от точки опоры до линии действия силы.)

3) Что называют моментом силы?

(Моментом силы называют произведение модуля силы, вращающей тело, на ее плечо.)

4) Сформулируйте правило равновесия рычага.

(Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него обратно пропорциональны плечам этих сил.)

5) В чем состоит правило моментов?

(Рычаг находится в равновесии под действием двух сил, если момент силы, вращающей его по ходу часовой стрелки, равен моменту силы, вращающей его против хода часовой стрелки).

Слайд 7. Повторение пройденного.

Учитель: Ребята у вас на столах карточки, в которые вы должны вписать свою фамилию, заполнить таблицу (ответить на вопросы).

Взаимопроверка.

Учитель: Поменялись карточками с соседом по парте и проверяем по образцу. Слайд 8. ОТВЕТЫ. Каждый правильные ответ 1 балл, всего пять баллов.

Слайд 9. Физкультминутка.

Очень физику мы любим! Шеей влево вправо крутим.

Воздух – это атмосфера, если правда, топай смело.

В атмосфере есть азот, делай вправо поворот.

Так же есть и кислород, делай влево поворот,

Воздух обладает массой мы попрыгаем по классу.

Друг к другу повернемся и дружно улыбнемся!

IV.Выполнение лабораторной работы.

Слайд 10.

1. Уравновесили рычаг.

2. Измерьте с помощью динамометра вес одного грузика и запишите результат в тетрадь. F = 1 Н

Слайд 11.

3. Подвесили ДВА груза на левой части рычага на расстоянии, равном примерно 6см от оси вращения.

Опытным путем установили, на каком расстоянии вправо от оси вращения надо подвесить ОДИН груз, чтобы рычаг пришел в равновесие.

F1=2H; l1=6cм; F2=1H; l2=12см (Результаты записали в Таблицу 1)

Слайд 12.

4. Опытным путем установили, на каком расстоянии вправо от оси вращения надо подвесить ДВА груза, чтобы рычаг пришел в равновесие.

F1=2H; l1=6cм; F2=2H; l2=6см (Результаты записали в Таблицу 1)

Слайд 13.

5. Опытным путем установили, на каком расстоянии вправо от оси вращения надо подвесить ТРИ груза, чтобы рычаг пришел в равновесие.

F1=2H; l1=6cм; F2=3H; l2=4см (Результаты записали в Таблицу 1)

Слайд 14.

6. Вычислили отношение сил и отношение плеч для каждого из трех опытов.

(Результаты записали в Таблицу 1)

Слайд 15.

7.Таблица 1

№ Опы-та

Сила

F1

на левой части рычага, Н

Плечо

l1,

см

Сила

F2

на правой части рычага, Н

Плечо

l2,

см

Отношение

сил и плеч

1

2

6

1

12

2

2

2

2

6

2

6

1

1

3

2

6

3

4

Слайд 16.

8. Вычислите моменты сил для левой и правой частей рычага и полученные результаты запишите в Таблицу 2:

1 опыт: l1=0,06 м; l2=0.12 м; 2 опыт: l1=l2=0,06 м; 3 опыт: l1=0,06 м; l2=0,04м.

Таблица 2

Опыта

Момент силы F1 на левой части рычага

М1 = F1 · l 1 ,

Н · м

Момент силы F2 на правой части рычага

М 2= F2 · l 2 ,

Н · м

1

0,12

0,12

2

0,12

0,12

3

0,12

0,12

Слайд 17.

9.Проверьте, подтверждают ли результаты опытов условие равновесия рычага и правило моментов сил.

М1 = М2

Слайд 18.

10. Сделайте вывод о проделанной работе.

Слайд 19. (Учащиеся записывают в дневники домашнее задание.)

§ 14 повторить основные понятия и формулы;

с. 67 решить задачу письменно № 14.3;

Для желающих подготовить сообщение на тему «Рычаги в природе, быту и технике»

Слайд 20 Рефлексия Подведение итогов.

1. На уроке я работал …

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я …

доволен / не доволен

3. За урок я …

не устал / устал

4. Мое настроение …

стало лучше / стало хуже

5. Материал урока мне был …

понятен/ не понятен

полезен/ не полезен

интересен/ не интересен

6. Домашнее задание мне кажется …

легким/ трудным

интересным/ неинтересным




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!