СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ФГОС "Волшебная палочка дирижёра"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по ФГОС "Волшебнаяч палочка дирижёра"5 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок по ФГОС "Волшебная палочка дирижёра"»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе

Тема: «Волшебная палочка дирижера» (по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной)

Цель урока: Способствовать формированию ключевых компетенций учащихся в ходе изучения учебного материала по теме урока.

Задачи урока:

Предметные: Сформировать представление о роли дирижера, видах и группах симфонического оркестра, об истории возникновения дирижирования и дирижерской палочки, о дирижерских схемах (2-х и 3-х-дольной), о партитуре, познакомить ребят со знаменитыми дирижерами.

Личностные: воспитывать художественно-эстетический вкус, культуру общения при выполнении групповых заданий, развивать интерес к предмету, развивать исполнительскую и слушательскую культуру школьников.

Метапредметные: развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, совершенствовать навык работы с информацией.

Планируемый результат:

Школьники научатся:

Знать понятия дирижер, оркестр, группы инструментов симфонического оркестра, виды оркестров, ауфтакт, партитура, имена выдающихся дирижеров, 2-х и 3-х-дольные схемы дирижирования, историю возникновения дирижерской палочки.

Школьники получат возможность научиться:

различать на слух различные тембры инструментов симфонического оркестра, эмоционально откликаться на музыку во время исполнения и слушания, работать с информацией, дирижировать по 2-х и 3-х-дольной схемам.

Оборудование: проектор, компьютеры с колонками, установленный на компьютере ОМС-плеер (http://fcior.edu.ru/), раздаточный материал, фортепиано.

Ход урока

1.Организационный момент. Музыкальное приветствие. Урок начинается на фоне звучания симфонической музыки.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, вы уже обратили внимание на доску. На ней нет пока темы урока. Я надеюсь, вы сами ее назовете через некоторое время. Чтобы назвать ключевое слово темы вам понадобится разгадать кроссворд. (Загадки сопровождаются звучанием инструментов).

-Молодцы, ребята, теперь вы знаете главное слово темы урока.(Дирижер). Слайд №9

-Что обычно у дирижера в руках? (Палочка)

-А каким словом можно называть палочку дирижера? (Волшебной)

-Попробуйте назвать тему урока. Дети предлагают свои варианты. Вместе с детьми учитель формулирует тему урока и показывает ее на слайде. Слайд №10 Дети записывают тему в тетрадь.

-Почему же палочку дирижера называют волшебной? На этот вопрос нам придется ответить в конце урока. Слайд №11.

3. Изучение нового материала

-Как вы думаете, какие знания нам сегодня понадобятся, чтобы ответить на этот вопрос (о том как возникла дирижерская палочка, о профессии дирижера, об

оркестре, инструментах симфонического оркестра). Сейчас вы будете работать в командах. Каждая команда получит свое задание. На подготовку дается не более 5 минут. После ознакомления с информационным материалом представитель (представители) от каждой группы с места или у доски знакомят с ним класс. Слайд №12. Слайд №13.

1команда:

а)изучить краткую информацию об основных видах оркестра (Приложение 1)

б)изучить схему расположения инструментов симфонического оркестра на сцене (Приложение 2)

2 команда: а) изучить информацию о появлении и развитии дирижирования (Приложение 3 )

- Мы познакомились с видами и группами оркестра, узнали много интересного о возникновении дирижирования. А сейчас давайте с вами побудем в роли исполнителей, организуем оркестр и подумаем, зачем нужен дирижер оркестру.

Учитель распределяет инструменты, дает командам задание: придумать ритмическую формулу для сопровождения уже хорошо знакомой вам песни, научиться организованно исполнять ритмический аккомпанемент. Во время работы звучит песня «Во поле береза стояла». Слайд №14.

После подготовки каждая команда исполняет ритмический аккомпанемент (первые 2 строчки без дирижера, а вторые 2 строчки под управлением дирижера).

Вывод: музыкантам без дирижера трудно исполнять музыку, оркестр звучит несогласованно.

- Для чего нужен дирижер в оркестре?

Учитель с помощью дирижерских жестов просит детей петь одну и ту же фразу то громко, то тихо, то стаккато, то легато, то ускоряя, то замедляя ,то на ¾, то на 2/4

Вывод: дирижер управляет скоростью звучания (темпом), громкостью звучания (динамикой), характером музыки, а так же показывает вступление инструментам.

Оказывается, дирижер руководит оркестром не только дирижерской палочкой. Существует своеобразный язык дирижера (жесты, мимика). Дирижерские жесты понятны любому музыканту мира.

Учитель: Но прежде чем выйти к оркестру дирижеру предстоит выучить партитуру. Слайд №15

Он должен выучить все произведение, партии всех инструментов. Только тогда дирижер может может приступить к репетициям.

-Посмотрите фотографии (Слайд (№16) и представьте, как может звучать музыка под управлением этих дирижеров?

Вывод: Чтобы стать дирижером, иметь хорошие музыкальные способности память, слух, музыкальный вкус, чтобы верно трактовать замысел композитора,)нужно много учиться, нужно быть высокообразованным человеком в разных областях, иметь широкий кругозор.

Оркестр –это коллектив профессионалов-музыкантов, каждый из которых слышит по-своему музыку. И самым трудным для дирижера является то, что он должен убедить в своей трактовке произведения, убедить музыкантов исполнять музыку так, как он ее слышит.

-Как вы думаете, какие личные качества при этом ему понадобятся? (уверенность, настойчивость, сила характера...) Дирижер для оркестра как капитан на корабле, как полководец, который ведёт в атаку.

Вывод на вопрос «Кто такой дирижер?» делают ребята. Специальность дирижера очень сложная, потому что он должен совмещать в себе много качеств, должен уметь трактовать замысел композитора, обеспечивать качество исполнения. Дирижер должен владеть системой движения рук, знать партии всех музыкальных инструментов или голосов.

Учитель:А почему же дирижерскую палочку называют волшебной?

Ученики предлагают свои варианты ответов. (Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки заставляет звучать огромный коллектив музыкантов. Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки может заставить людей плакать или смеяться).

4. Вокально-хоровая работа

В завершении урока школьникам предлагается разучить песню О. Хромушина «Дружба-дирижер».

5. Закрепление нового материала

Каждой команде предлагается выполнить задания в ОМС-плеере «Помоги дирижеру» и «Виды оркестров». Задания направлены не только на закрепление нового материала, но и на рефлексию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!