Урок по ФГОС в 8 классе
на тему «Ферменты в реакциях»
Этапы урока
1 этап – организационный и мотивационный (3 мин)
2 этап – актуализация знаний (3 мин)
3 этап – целеполагание (5 мин)
4 этап – изучение нового материала (20 мин)
5 этап – закрепление (4 мин)
6 этап – рефлексия и самооценка (5 мин)
Ход урока
1и 2 этапы. Организационный.
Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок, интеграция двух предметов – ХИМИЯ + БИОЛОГИЯ. Эти две удивительные науки полны тайн и чудес. Сегодня мы с вами будем волшебниками.
Разминка
Какой сегодня день недели?
Какие явления Вы знаете?
Плавление сливочного масла, это какое явление?
Скисание молока?
Кто открыл закон сохранения массы веществ?
Спасибо. Молодцы!
3 этап – целеполагание
Слайд УЧИТЕЛЬ: ВНИМАНИЕ!!!
Вам алхимики (вот 8 А классу) отправили письмо. Это письмо волшебное. Почему? Может в нём засекречена, какая-то информация? Тема нашего урока? ….
Письмо пришло с приложением. Ребята Вы любите получать посылки? Посылка необычная, а полна химических реактивов. Все содержимое посылки на этом лотке. Пероксид водорода, лучинка, оксид марганца (IV). Раз алхимики отправили такие реактивы, нам остается с Вами химичить.
Вы согласны?
О чем пойдет речь на уроке?
Ученики: о реакциях!
Реакции бывают разные.
Слайд с картинками. Что объединяет эти картинки.
Дети: это ферменты.
Наша тема: ФЕРМЕНТЫ В РЕАКЦИЯХ
Учитель: О чем будем говорить?
Учитель Дети
1.Что….. такое ферменты
2.В каких… реакциях участвуют ферменты
3.Тип реакций в которых участвуют ферменты
4.Где…. применяются ферменты
4 этап – изучение нового материала.
Проблемная ситуация.
Учитель. Берем раствор пероксида водорода, по-другому называют перекисью водорода. Нальем в стакан 5 мл.
Посмотрим, протекает ли реакция?
Ученики. Нет, нам ничего не видно.
Учитель: Что делать? Какие условия необходимы, чтобы реакция началась?
Ученики: Можно нагреть или добавить какие – то вещества….
Учитель: Нагреем наш стакан.
Демонстрация учителем ЛО. Стакан с пероксидом водорода закрепляем в держателе и слегка нагреваем.
Что наблюдаем?
Ученики: выделение пузырьков газа. Реакция идет с маленькой скоростью.
Пояснение. Если подогреть небольшое количество пероксида водорода, не доводя его до кипения, кислород выделяется очень медленно. Об этом можно судить, если поднести к пробирке, где собирался кислород, тлеющую лучинку. Но она практически не загорается. Для того чтобы она вспыхнула, кислорода в данном случае недостаточно, т.е. реакция идет с небольшой скоростью.
Учитель. Что еще можно использовать?
Ученики: Какие-то вещества. Вещества - ускорители
Учитель. Верно. Одно из этих веществ на лоточке - это оксид марганца (IV).
Добавим немного порошка оксида марганца (IV)!
(если, в пероксид водорода добавить порошка оксида марганца (IV), то реакция пойдет очень быстро, кислород интенсивно выделяется в виде газа, и если поднести тлеющую лучинку)
Учитель: Что наблюдаем? лучина вспыхнет из-за большого количества кислорода. Тушим и вновь опускаем в колбу, она горит.
Учитель: Почему?
Ученики: В стакане собирается кислород, который поддерживает горение.
Запись на доске (ученики в тетради, один ученик на доске из листов составляет эту реакцию и прикрепляет ее на доске магнитами). Надо уравнять реакцию? Потом сверяем со слайдом
2Н₂О₂ = 2Н₂О + О₂↑.
Таким образом, сколько веществ вступило в реакцию?
Взяли только одно вещество (какое?).
Сколько веществ образовалось? Два (кислород и вода).
Добавление оксида марганца (IV), только ускорило реакцию. Само вещество осталось, не прореагировало.
Обобщим. Обратите внимание, что в реакцию вступило одно вещество, а образовалось два вещества. Эта реакция требует нагревания, поэтому температуру ставят в уравнении над знаком равенства. Если используется катализатор, то его также указывают над знаком равенства.
Напоминаю. Стрелка, направленная вверх у кислорода, показывает, что это газ.
Учитель: какой можно сделать вывод? С какой реакцией мы познакомились?
Ученики: возможно – это реакции разложения.
Учитель: Что такое реакции разложения?
реакции разложения – это реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется два и более новых веществ.
Прочитайте в учебнике на стр. 177 определение реакций разложения.
Вы оказались правы! Молодцы!
Подведем итог. Вопросы учителя детям:
Какая была скорость реакции?
Что позволило увеличить скорость реакции?
Как называются эти вещества – ускорители?
(В данном случае, можно говорить о большой скорости реакции. Т.е. скорость реакции – это быстрота ее протекания или быстрота превращения одних веществ в другие. Вторая реакция пошла гораздо быстрее первой. В первом случае мы нагревали пероксид водорода, а во втором – использовали вещество – оксид марганца (IV), именно оно ускорило химическую реакцию. Его называют катализатором).
Учитель Что такое катализатор?
Катализатор – это вещество, ускоряющее химическую реакцию, но само при этом остается неизмененным. В химических синтезах катализаторы часто используются. Например, для получения кислорода в лаборатории, используют пероксид водорода (Н2О2).
ДЕМОНСТРАЦИЯ учителя!Я докажу вам, что оксид марганца (IV) не расходуется в реакции. Это очень просто. В результате разложения пероксида водорода образуется вода, мы ее удалим из системы, а затем прилить свежую порцию пероксида водорода, то реакция опять протекает так же бурно, т.е. оксид марганца (IV) остался в результате реакции неизменным.
В жизни мы часто используем перекись водорода, обрабатывая раны. Вспомните, что при этом наблюдаем:
УЧЕНИКИ: При этом происходит шипение.
Учитель О чем это может говорить?
Ученики О выделении газа.
Учитель Действительно, это бурное выделение газа кислорода.
Учитель:
Как вы думаете, почему возможен этот процесс?
Сам процесс идет с помощью биологического катализатора – фермента каталазы.
Учитель. Обратимся к учебнику? Что такое ферменты?
Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Большинство процессов в живых организмах протекает благодаря ферментам.
Слайд Ферменты используются в стиральных порошках для удаления крови, белков, чая; с помощью ферментов варят пиво, изготавливают сыры, лекарственные средства.
Сейчас вы сами проверите действие ферментов. Предлагаю выполнить Пр/р. (Время выполнения - 4 минуты). Работаем в группах, пользуемся инструктивной картой (на столах), вывод по работе - обязательный!
Слайд 9. Практическая работа: «Реакция разложения пероксида водорода под действием фермента»
Оборудование, реактивы: подставка для пробирок, 2 пробирки, пипетка; кусочки сырого и вареного картофеля; пероксид водорода (3%-ый раствор или 0,5%-ый раствор); лучинка; спички.
Цель опыта: экспериментальным путем обнаружить ферменты, расщепляющие пероксид водорода.
Ход работы. В первую пробирку помещают ломтики сырого картофеля, в вторую – вареного. В каждую пробирку с помощью пипетки приливают 0,5 мл 3%-ного раствора пероксида водорода Н2О2.
Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок. Доказать выделение кислорода.
2.Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани.
№ пробирки | Содержимое | Что делаю? | Что наблюдаю? |
№ 1 | Ломтик сырого картофеля | + Н2О2 и опустить тлеющую лучинку | |
№ 2 | Ломтик вареного картофеля | + Н2О2 и опустить тлеющую лучинку | |
Вывод: что наблюдали, объясните полученные результаты.
Наблюдения.
В пробирке с сырым картофелем под №1 будет наблюдаться бурное образование пузырьков («вскипание»).
В пробирке с вареным картофелем под №2пузырьки не выделяются, пероксид водорода не расщепляется. Почему?
Обсуждение результатов. Образование пузырьков в пробирке с сырым картофелем объясняется присутствием в клетках фермента пероксидазы – у растений (или каталазы – в мышцах), которые расщепляют перекись водорода до воды и кислорода. Молекулярный кислород выделяется в виде пузырьков. Наличие кислорода можно определить с помощью тлеющей лучинки, которая вспыхивает, если ее внести в пробирку с выделяющимися пузырьками.
В пробирке с вареным картофелем пероксид водорода не расщепляется, т. к. при варке ферменты (вещества белковой природы) исчезают (разрушаются).
Слайд . В организме протекает несколько тысяч биохимических реакций. В результате этих реакций накапливается в организме пероксид водорода. Это соединение токсично для клеток, ядовито. Это вещество эффективно удаляют ферменты - пероксидаза, если растительная клетка и каталаза, если животная клетка.
Пероксид водорода тотчас расщепляется до молекулярного кислорода и воды. Это происходит в нашем организме ежедневно!
ПЕРЕХОД на биологию
1. Итак, ферменты, этовеществабелковойприроды, которыеускоряюреакции в живыхорганизмах.
2. В какихреакцияхорганизмапринимаютучастиеферменты?
Например, в пищеварении.
Что такое пищеварение?
Из каких этапов состоит этот процесс?
Что происходит с пищей на каждом этапе?
Где принимают участие ферменты?
В чем содержатся ферменты?
(прочитать текст параграфа на стр. 175 учебника и найти ответы на эти вопросы).
Ответыучащихся: Пищеварение – процесспревращенияпитательныхвеществ в доступныедляорганизмавещества.
Механическая и химическаяобработкапищи.
На первом – пищаизмельчается и смачиваетсяпищеварительнымисоками.
На втором – сложныемолекулывеществраспадаютсянапростые, растворимые в воде.
Ферментыпринимаютучастиенаэтапехимическойпереработкипищи.
Ферментысодержатся в пищеварительныхсоках (кромежелчи).
3. Пищеварение происходит в органах пищеварительной системы, котораясостоитизпищеварительногоканала и пищеварительныхжелез.
Пищеварительная система
Пищеварительный канал Пищеварительные железы
Ротовая полость Слюнные железы
Глотка Железы желудка
Пищевод Поджелудочнаяжелеза
Желудок Печень
Двенадцатиперстная кишка Железы кишечника
Тонкая кишка
Толстая кишка
Слепая кишка
Прямая кишка
(Изучитьстроениепищеварительнойсистемыпоучебникустр. 176)
Схема на слайде
В тетрадях заполняют схему «Пищеварительная система»
4. В каждомотделепищеварительной системы с пищейпроисходитпревращение.
Прочитайте текст „Пищеварительные ферменты» и ответьте на вопросы:
1. Какие ферменты принимают участие в пищеварении?)
2. В каких органах пищеварительной системы они вырабатываются?
3. В каких реакциях участвуют?
Пищеварительныеферменты.
Многие считают, чтопищеварениепроисходитисключительно в желудке, однакоэтонетак. В пищеваренииучаствуетмножествоорганов, и этотпроцессначинается в моментжевания, а заканчивается в кишечнике. Напротяжениивсегопутинапищевойкомоквоздействуютразличныеферменты, благодарякоторымпищарасщепляетсянаотдельныекомпоненты и усваивается. Чтоэтозавещества, откудаониберутся и почемуферментытакважныдляздоровья?
Пищеварительныеферменты — этобелковыеструктуры, в составкоторыхвходятразличныеаминокислоты. Ноеслинеуглубляться в химическийсостав, пищеварительныеферменты — вещества, участвующие в перевариваниипищи. Они «разбирают» любуюедунабазовыеэлементы и помогаютнамусваиватьполезныевеществ.
Человеческийорганизмвырабатываетогромноеколичествопищеварительныхферментов — десяткиразныхтипов. Длячеготакмного? Дело в том, чтокаждыйвыполняетопределеннуючастьработы. Одниферментымогутрасщеплятьтолькомолочныйсахар — лактозу, другиеотвечаютзарасщеплениебелковойпищи, третьизанимаютсяжирами
Обработкапищиначинаетсяещеворту, припережевываниипищи. Слюнныежелезывыделяютферментподназваниемамилаза. Онотвечаетзарасщеплениекрахмала и превращениеего в сахар. Любойспособенпроследить, какработаетамилаза: попробуйтепожеватьдве–триминутынебольшойкусочекхлеба, и выпочувствуете, каквортупоявитсясладковатыйпривкус. В хлебесодержитсяоченьмногокрахмала, которыйподвоздействиемферментараспадаетсяналегкоусвояемыесахара.
Пройдяобработкуслюной, пищапопадает в желудок, гдезанеепринимаетсяцелыйрядферментов: пепсин, расщепляющийбелки, желатиназа, котораяобрабатываетколлаген (например, хрящи и соединительныетканимяса), амилаза, котораязавершаетначатоевортурасщеплениекрахмала, липаза, с помощьюкоторойначинаетсяусвоениежиров.
Большинстволюдейдумает, что в желудкевсе и заканчивается, нонет — здесьвсетольконачинается. Пища, обработаннаятолькожелудочнымиферментами, неможетполноценноусвоиться. Поэтомуонанаправляется в двенадцатиперстнуюкишку и тамподвергаетсяобработкеферментами, вырабатываемымиподжелудочнойжелезой. Ихоченьмного, неменее 20. Например, липаза, которая участвует в расщеплении жиров.
Процесспродолжается в тонкомкишечнике, тамприсутствуютотдельныеферменты, которыезавершают «разборку» соединений, начатую в верхнихотделахжелудочно-кишечного тракта.Только в кишечникекомпонентыпищинаконец-тоначинаютвсасываться и усваиватьсяорганизмом. Наэтойстадиивсасываетсябольшаячастьполезныхвеществ, а окончательнуюобработкупищапроходит в толстомкишечнике, гдепроцессзавершаютферменты, вырабатываемыенашейкишечноймикрофлорой.
Надобработкойпищитрудитсяогромноеколичествоферментов, и сбойналюбомизэтаповприводит к различнымпроблемам с пищеварением: диарееилизапорам, вздутию, изжоге, отрыжке.
1. Какие ферменты принимают участие в пищеварении?)
2. В каких органах пищеварительной системы они вырабатываются?
3. В каких реакциях участвуют?
Ответы:
1. Амилаза, пепсин, липаза
2. Ротовая полость, желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкая кишка
3. В расщеплении углеводов, белков и жиров
Н
а самом деле пищеварительных ферментов очень много. Посмотрите на слайд. Здесь представлена таблица пищеварительных ферментов, в ней мы видим где образуются и в каких реакциях принимают участие те или иные ферменты.
Выполнить задание: на схеме подписать соответствующие органы пищеварительной системы. В какихорганахобразуютсяферменты – амилаза, пепсин, липаз
Ответы: 1. Ротовая полость
Глотка
Пищевод
Желудок
Поджелудочная железа
Тонкая кишка
Толстая кишка
Аппендикс
Слюнные железы
Печень
ДОМА. Вы знаете, что очень многие замораживают тертую морковь в морозильниках. Дома (у кого есть) проверьте, пожалуйста, сохраняются ли ферментативные свойства в замороженной моркови? Итак, вам нужны будут перекись водорода и кусочки тертой замороженной моркови. Будут ли выделяться пузырьки газа?
6. Закрепление изученного материала
Ну, а теперь закрепим знания, полученные на этом уроке.
Задание 1. Вставьте пропущенное слово:
Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется два и более новых веществ называются_____________ _________ .
Задание 2. (Слайд 16.) Все ли реакции относятся к реакциям разложения? Вычеркните лишнее. Найдите ошибку и дайте объяснение. За каждый правильный ответ 1б.
1) 2H2O = 2H2 + O2
2) 2Na + Cl2 = 2NaCl
3) CaO + H2O = Ca(OH)2
4) 2KMnO2 = K2MnO4 + MnO2 + O2
5) 2H2 + O2 = 2H2O
6) Cu(OH)2 = CuO + H2O
Задание 3. (Слайд 17):
Соотнесите левые и правые части уравнений реакций. Расставьте коэффициенты:
1. H2SiO3→ | А. NaNO2+ O2↑ |
2. NaNO3 → | Б. CО2 + H2О |
3. CuO → | В. SiO2+ H2O |
4. C6H12О6→ | Г. Cu+O2↑ |
Задание 4. Что не содержит ферментов:
А. слюна
Б. желчь
В. желудочный сок
Г. сок поджелудочной железы
Задание 5.
В каком отделе пищеварительной системы начинается пищеварение:
А. желудок
Б. ротовая полость
В. кишечник
Г. поджелудочная железа
Задание 6
Какой фермент расщепляет белки:
А. пепсин
Б. амилаза
В. липаза
Г. лактаза
7. Рефлексия
Ученикам предлагается расшифровать главную идею урока:
Фермент – катализатор в организме
Головоломка – ребус (зашифровано слово фермент)
Загадка
«В руках у химика крупинка, как для ленивого дубинка» (катализатор)
Слайд с картинками живых организмов (слово-организм)
Вернемся к нашему письму, что на нем могло быть написано:
«Ферменты в реакциях»
7. Оценивание
Игра Цепочка.
Продолжи фразу
Я узнал сегодня на уроке…
Я понял сегодня на уроке…
Я научился сегодня на уроке…
8.Домашнее задание
Биология – Д/З стр. 175-176 учебник, выполнить Л.Р. «Действиеферментовслюнынакрахмал»
Лабораторная работа «Действие ферментов слюны на крахмал»
1. С помощьюватноготампонасмочитьчастькрахмальнойполоскислюной. Подержитеполоску в течении 2 минутмеждуладонями.
2. Поместитеполоску в слабыйрастворйода.
3. Обратитевнимание, какокрасиласькрахмальнаяполоска. Какиеучасткиизменилицвет? Какиеучасткиосталисьбезизменения? Помните, чтопридействиийодакрахмалокрашивается в темно-синийцвет.
4. Сделайтевывод, чтопроизошло с крахмаломнаучастке, смоченномслюной. Почемуэтопроизошло?
Химия – п.30, зад. 1 стр. 178