СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК ПО БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ «Вредное влияние курения и употребления спиртного на органы пищеварения»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация по биологии дя обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождается презентацией.

Просмотр содержимого документа
«УРОК ПО БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ «Вредное влияние курения и употребления спиртного на органы пищеварения»»

СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»











УРОК ПО БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ



«Вредное влияние курения и употребления спиртного на органы пищеварения»







Учитель биологии: Яковченкова Валентина Михайловна































Цель: выяснение влияния курения и алкоголизма на органы пищеварения.



Задачи:

- обучающие:

  • систематизация знаний о вреде алкоголя и курения на органы пищеварения;


  • усвоение знаний о функции органов в пищеварительном тракте и о последствиях употребления алкоголя и курения на органы пищеварения;



- развивающие:

  • формирование бережного отношения к своему здоровью;

  • развитие негативного отношения к употреблению алкоголя и курению табак

-коррекционные:

  • активизация внимания, логического мышления ;



- воспитательные:

  • формирование умения видеть и понимать какой вред наносит алкоголь и курение на органы пищеварения.





Методы: рассказ, объяснительная беседа, самостоятельная работа.

Оборудование: компьютер, учебник, наборы карточек.



























ХОД УРОКА



Слайд 2.

I.Организационный момент.



II.Актуализация опорных знаний.

Игра «Назови правильно!»



На экране будут появляться рисунки, загадки, стихотворения на тему «Органы пищеварения».

Нужно дать правильный ответ.



Слайд 3-6.




1.Ваша пища в рот попала,
Сразу мелкой она стала.
Амилаза и мальтоза тут содержатся в слюне,
Расщепляют углеводы.
В слабощелочной среде.
И белки, и углеводы
Все, что нужно, мы едим, 
Чтобы не было бактерий, 
Помогает лизоцим.
Посмотреть на них нам любо.
32 их – это зубы.
Все нужны нам, как один,
В них содержится дентин.


Ответ: Ротовая полость



2.Висит мешочек небольшой – 
То полный, то пустой. 
В него вагончики бегут, 
Пищу, жидкости везут. 
Кипит работа целый день, 
Нам помогать ему не лень. 
Готовит пищу, нас питает, 
А что не нужно – выгоняет. 
Ответ:

Желудок





3.Ну, а теперь расскажу вам про …….

Знайте, что надо её поберечь нам.
……. устроилась, как королева,
Конечно же, справа, а вовсе не слева.

Зачем она нам? Я отвечу, к примеру,
Является ……. защитным барьером.
Первый удар на себя принимает.
Если попалась отрава какая.

Ну а ещё, словно тайный заводик,
Желчь постоянно она производит.
С этой работой своею незримой
Печень нам просто необходима

Ответ: печень










4.Всегда на кого-то он зол и сердит,
Желчью своей до краев он налит —
Жидкостью горькой такою особой,
Она нам нужна, переваривать чтобы

Суп и котлету, и винегрет.
Словом, всё то, что съедим на обед!


Ответ: Желчный пузырь











5.После желудка идет расщепленье
В 12-перстной кишке.
Здесь идет пищеваренье
В щелочной среде.
Жиры, белки и углеводы
Здесь переварятся в срок, 
Ведь трипсин, амилазу, липазу содержит
Панкреатический сок.
Печень – тоже важный орган.
Он от слова "печь”.

Ответ:12-ти перстная кишка










6.А это ……………

Длиной 3,5 метра
Всосет здесь все, наверняка.
Мы благодарны ему за это.



Ворсинок много здесь – не счесть.
В ворсинке каждой капиллярчик есть.
Белков и углеводов продукты расщепленья
Всосутся капилляром в кровь без промедленья.

Ответ: Тонкий кишечник



-Учитель:

1. Подведем итог, из каких органов состоит пищеварительная система?

( Ответы учащихся)


2.Какое значение для человека имеет пищеварительная система?


3.Что такое витамины?


4.Работа с карточками.

Учащимся раздаются карточки

В карточки в графу «Название витамина» вписать название витамина.

Слайд 7.

Название витамина

Перечень продуктов

А

Сливочное масло, яйца, морковь. щавель, рыбий жир.

В

Злаковые, бобы, печень, почки, мясо, рыба, молочные продукты

С

Клюква, черная смородина, шиповник, лимоны, квашеная капуста.

D

Икра, рыбий жир, печень, яйца.

E

Листья салата, капуста, растительное масло









-Учитель:



( Возможен вариант- « В графу «Перечень продуктов» вписать названия продуктов, соответствующих определенному витамину)


-Учитель: Итак, как вы считаете, все эти продукты являются полезными или вредными?

(ответы учащихся)


-Как они влияют на органы пищеварения?

- А что отрицательно влияет на органы пищеварения?

(чипсы, газированные сладкие напитки, алкоголь, никотин)


Слайд 8.

Тема урока: «Вредное влияние курения и употребление спиртного на органы пищеварения».

Цель: : выяснение влияние курения и алкоголизма на органы пищеварения.


-Учитель: Возможно по названию темы, вы уже догадались о чем будет идти речь на сегодняшнем уроке? (Ответы детей)


-Учитель: Сейчас мы просмотрим фильм о вредном воздействии алкоголя и никотина на органы пищеварения человека. Но прежде, чем начнем просмотр, проведем физкультминутку.

(Проводят подготовленные учащиеся)





Физкультминутка.


Мы ладонь к глазам приставим

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.
И – направо!

 И еще через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка.



Вновь у нас физкультминутка. 
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. 
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.



Учебники, тетрадки немного подождут,
Зарядкой занимаются в эту минутку тут.
Устали вы немного, чуть-чуть вы отдохните,
Работайте с умом и силы берегите!

 

А то, что не успели, доделайте потом.
Привстаньте с ваших мест, забудьте обо всём.
На пояс свои ручки сейчас вы положите
И с правого локтя свой корпус покрутите.

 

Глазками восьмёрку вы изобразите
И по кругу глазками своими поглядите.
Посмотрите глазками вы вперёд и вдаль,
И перед собою, словно в календарь.

 

Шею помассируйте, почувствуйте тепло,
Глубоко вздохните, очень глубоко.
А теперь закройте на секунду глазки
И вообразите, что попали в сказку.

 

«Вот мы отдохнули, снова полны сил!» -
Каждому ответим, кто бы не спросил.
И работу делать мы свою готовы,
Делайте зарядку – будете здоровы!


Просмотр фильма: «Вредное влияние алкоголя и никотина на органы пищеварения».

Слайд 10.

Учитель:

Чумой ХХ в. стали называть курение многие зарубежные врачи. Но заслуживает ли такого сурового сравнения привычка, которой подавляющее число людей не придают серьезного значения и которая прочно вошла в жизнь? Да, это сравнение не преувеличение. Всё громче звучат предостережения учёных об опасности, таящихся в курении табака.

Неумолимая статистика также не может не требовать к себе пристального внимания - смертность курящих людей прямо пропорциональна числу выкуриваемых ими сигарет. Не хотят понимать этого (а, может быть, этого не знают) рабы табачного зелья. Они расценивают своё пристрастие к табаку как пустяк, как забаву, не заслуживающую серьезного внимания. Они не задумываются над тем, что своим куреньем причиняют неприятности другим людям, вредят их здоровью.


Действие никотина приводит и к нарушению обмена веществ, в том числе и белкового. Нарушается, кроме того, усвоение витаминов. Этим объясняется дефицит в организме курильщика витаминов А, В1, В6, В12. Витамина С, например, становиться в 1,5 раза меньше нормы. Недостаток витаминов наиболее проявляется, в частности, отставанием в развитии курящих детей и подростков.

Никотин оказывает вредное действие на все органы человеческого тела, являясь причиной многих заболеваний. Что же касается рака, то роль никотина в его возникновении незначительна. Она сводиться лишь к тому, что под его воздействием снижается сопротивляемость организма воздействию на живой организм других вредных факторов, в частности канцерогенных (ракообразующих). Канцерогенных включений в табаке и табачном дыму известно не менее полутора десятков. По силе воздействия на организм нелегко отдать первенство тому или другому из них.

Никотин, раздражая слюнные железы, усиливает слюноотделение. В норме хорошо переваривает крахмалистые вещества, но смешанная с никотином она отчасти теряет свои пищеварительные способности. Обильная слюна с растворённым в ней никотином сплевывается, но не меньшее её количество курильщиком заглатывается. Непосредственно действую на слизистые оболочки желудка и кишок, никотин приводит к развитию в них воспалительных явлений, которые у длительно курящего человека переходят в хроническую форму.

В литературе приводиться много сведений о вредном влиянии алкоголя на органы пищеварения. Установлена прямая связь между количеством потребляемого алкоголя и развитием панкреатита. Действие алкоголя на пищеварительный тракт реализуется несколькими путями. Во-первых, растворённый алкоголь в виде принятых напитков поступает в непосредственный контакт со слизистой оболочкой полости рта, пищевода, желудка и кишечника. При приёме опьяняющих доз крепкого напитка (0,8 г/кг) концентрация алкоголя в желудке достигает 7-8 %, в двенадцатиперстной кишке - 4 %. Во-вторых, влияние алкоголя осуществляется через изменение состояния ЦНС, регулирующую функцию органов пищеварения. В-третьих, влияние алкоголя может проявиться на клеточном уровне не обязательно за счёт прямого контакта принятого алкоголя с эпителием слизистых оболочек, но и опосредованно через систему кровообращения. При это м может нарушаться секреторная функция клеток желудочно-кишечного тракта и их абсорбционная функция. Последнее особенно важно для функции кишечника. Наконец, в-четвертых, нельзя не упомянуть о том, что в состоянии опьянения нередко грубо нарушается гигиена питания (употребление острых блюд, избыточное или недостаточное питание, неосторожное пользование плохо перевариваемыми продуктами и т.п.), в результате чего происходит дополнительное вредное действие на систему пищеварения.

Алкоголь считают одной из ведущих причин поражений печени. Большинство врачей полагают, что в 20-50 % случаев цирроз печени вызывает алкогольная интоксикация. Показано, что у больных алкоголизмом величина риска заболевания печени находится в линейной зависимости от кумулятивной дозы принятого алкоголя, выраженной в граммах на 1 кг массы тела в день, помноженные на число лет систематического употребления алкоголя.

За последние годы накопилось немало наблюдений и данных эпидемиологических исследований, свидетельствующих о роли алкогольных напитков в возникновении и развитии злокачественных опухолей. Установлена повышенная заболеваемость раком полости рта (кроме губ), глотки, гортани и пищевода у страдающих хроническим алкоголизмом, особенно у молодых. У злопоутребляющих алкоголем риск заболеть раком полости рта в 10 раз выше, чем у непьющих, если первые ещё и курят, то риск возрастает в 15 раз.






Слайд 11.



IV. Закрепление нового материала



1. Как влияет алкоголь на печень?

2. Какие изменения претерпевает поджелудочная железа при употреблении алкоголя?

3. Как влияет алкоголь на желудок и печень?

4. Как влияет никотин на органы пищеварения человека?

-Учитель:

Интересная информация

  • Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную раствором никотина.

  • Кролик погибает от ¼ капли, собака - от ½ капли.

  • Капли никотина достаточно, чтобы убить слона.

  • Для человека смертельная доза никотина составляет 50-100 мг (или 2-3 капли), что соответствует выкуриванию 20-25 сигарет подряд (в 1 сигарете содержится 6-8 мг никотина, из них 3-4 мг попадает в кровь).

  • Каждая выкуренная сигарета «стоит» стоит курильщику пяти с половиной минут жизни.

V.Подведение итогов урока:

-Учитель:

  • Что нового сегодня узнали на уроке?

  • Сделайте вывод, какое влияние курение и алкоголь оказывают на органы пищеварения?

(ответы учащихся)

-Учитель:

Пользуясь учебником, найдите и запишите в тетради вывод.стр.147,учебник «Биология.Человек».,Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырева)

(Употребление спиртных напитков, курение приводят к заболеваниям органов пищеварительной системы человека, чем значительно укорачивают его жизнь.)



VI.Домашнее задание:



1. Выучить материал на стр.145-147, записи в тетради.

2. Вопросы и задания на стр.147










Скачать

© 2017 1134 55

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!