СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии в 9 классе: "Химический состав клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Химический состав клетки

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 9 классе: "Химический состав клетки"»

9 класс (биология)

Урок № 4 Дата___________________________

Т ема: Химический состав клетки.


Автор, разработчик: Учитель Талицких М.В.

Предмет: Биология

(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой и ориентирована на использование учебника под ред. И.Н. Пономаревой «Биология. 9 класс»)

Класс: 9 класс

Цели урока:

Обучающие:

  • Разобрать общность химического состава клетки;

Развивающие:

  • расширить знания о веществах, входящих в состав клетки – неорганических и органических, о функциях которые они выполняют;

  • повторить типы тканей у животных и растений;

  • продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера;
    Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе;

  • развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей;

  • формирование познавательного интереса;

  • способствовать этическому воспитанию учащихся.

Здоровьесберегающие технологии:

  • следить за осанкой учащихся; проводить упражнения для снятия напряжения глаз;

  • проветривание помещения.

Патриотическое воспитание:

  • развитие чувства патриотизма на рассказах о русских ученых-биологах, охране родной природы.

Формирование УУД- см в Приложении:

  • Предметные:

  • П 1: сопоставлять и отбирать информацию о химическом составе клетки;

  • П 2: Имеют представление о роли органических и неорганических веществ, входящих в состав клетки.

  • П 3: анализ и синтез информации;
    Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, иметь общее представление о моральных нормах поведения, соблюдать их.
    Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
    Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и табличной форме; слушать и понимать речь других; следовать правилам поведения и общения в школе.
    Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Тип урока:

  • По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала, применения знаний и умений;

  • По способу организации деятельности: комбинированный;

  • По ведущему методу обучения: основной; фронтальная и индивидуальная работа.

  • Методы – см в Приложении

  • Деятельность учащихся – см в Приложении

  • Средства обучения:

  • Учебник Пономарева И. Н. Биология. 9 класс. М.: Вента-Граф, 2012-2015;

  • Презентация «химический состав клетки».

  • Оборудование: проектор, компьютер.

Ход урока (см. технологическую карту).







Технологическая карта урока

Содержание

ДУ

Методы

УУД

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Звенит звонок и учащиеся готовятся к уроку.

Приветствие учителя. (Ответ учащихся)
Учитель организует работу учащихся на уроке.


ДУ 1


Д 1


Л4

Р1

II. Актуализация имеющихся знаний учащихся

Повторим, что мы изучали на прошлом уроке:

    1. Из истории цитологии.

    2. Клеточная теория.

    3. Многообразие клеток.

    4. Свойства клетки.




ДУ 2




Д 5


Л4


Р1

К1

III. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.

  • Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока (Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).

  • И наша тема урока? – Химический состав клетки.

  • Запишем число и тему в тетрадь.


ДУ 3


ДУ 4


ДУ 9




Д 5




К1



IV. Объяснение нового материала

- работа с презентацией, записи в тетрадях.

  1. Общность химического состава клетки.

  • Все клетки живых организмов сходны по химическому составу.

  • В клетках содержатся более 70 химических элементов.

  • Элементы, содержащиеся в клетке в больших количествах (O,C,H,S,Fe,P,Ca,K), называют макроэлементами.

  • Элементы, содержащиеся в клетке в малых количествах (Mn,Cu,Se,Co,Zn,I,Ni), называют микроэлементами.


  1. Неорганические вещества клетки.

  • Вода (70%) придаёт клетке упругость и объем, обеспечивает постоянство состава, участвует в химических реакциях, в построении органических молекул, является растворителем.

  • Минеральные соли – необходимая среда для химических процессов.

3. Органические вещества клетки:

  • Любая живая система проявляется на уровне функционирования биологических макромолекул: белков, углеводов, жиров(липидов), нуклеиновых кислот: ДНК, РНК.

  • Биологические макромолекулы состоят из тех же химических элементов, что и неорганические в-ва. Известно более 100 элементов, которые встречаются в живых организмах.

  • Основой для всех органических соединений является углерод – С.

  • Он может вступать в связь со многими атомами и их группами, образуя цепочки, различные по составу, строению, форме и длине.

  • Такие соединения объединяются в макромолекулы, образуя биополимеры.

  • Полимер – цепь, состоящая из многочисленных звеньев – мономеров, каждый из которых устроен относительно просто.



ДУ 9



ДУ 8







ДУ 9















ДУ 7

ДУ 9



Д 2



О



Д 1






Д 2


Л4

Р4



К3


К6


Л5


Белки

Являются структурной основой клетки, и регулируют ее процессы.

Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК)

Передают наследственную информацию от клетки к клетке.

Углеводы и жиры (липиды)

Являются источниками энергии.


4. Углеводы.

  • Углеводы, или сахариды, - входят в состав клеток всех живых организмов.

  • Они состоят из С, Н, О. Соотношение элементов Н и О как в молекуле воды – «воды». Т. е. на один атом С приходится молекула воды.

  • Общая формула углеводов Сn(H2O)m.

  • К сахаридам (углеводам) относятся глюкоза – С6Н12О6, сахароза – С12Н22О11.

  • Функции: энергетическая, строительная, защитная, рецепторная.


Сахариды


М оносахариды Дисахариды Полисахариды

глюкоза сахароза крахмал

фруктоза лактоза целлюлоза

рибоза мальтоза гликоген

дезоксирибоза хитин

галактоза



    1. Липиды.

  • Липиды, или жиры нерастворимы в воде.

  • Состоят из остатков высокомолекулярных жирных кислот и трехатомного спирта – глицерина.

  • Функции: энергетическая, запасающая, защитная (сохраняют тепло), строительная, регуляторная – гормоны.







ДУ 7

ДУ 8




ДУ 9










ДУ 7





ДУ 9






Л4

Р4



К3


К6


Л5

V. Закрепление и проверка изученного материала

Вопросы учителя

ДУ 5


Д 5


Р6

П3

VI. Рефлексия

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

(Мнение учителя о работе каждого из отвечающих.)

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

С егодня на уроке …. Было легко…

Я узнал Мне понравилось

Я научился Не понравилось

Было сложно Меня удивило



ДУ15






Д 5




М6

VII. Д/з

§5 - пересказ, рис. 4 –подписать все рисунки, записать все основные положения в тетрадь.

Спасибо за урок!!!

ДУ16


Л5

Р7





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!