(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой и ориентирована на использование учебника под ред. И.Н. Пономаревой «Биология. 9 класс»)
продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера;
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе;
развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей;
формирование познавательного интереса;
способствовать этическому воспитанию учащихся.
П 1: сопоставлять и отбирать информацию о химическом составе клетки;
П 2: Имеют представление о роли органических и неорганических веществ, входящих в состав клетки.
П 3: анализ и синтез информации;
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, иметь общее представление о моральных нормах поведения, соблюдать их.
- Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и табличной форме; слушать и понимать речь других; следовать правилам поведения и общения в школе.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Содержание | ДУ | Методы | УУД |
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент |
Звенит звонок и учащиеся готовятся к уроку. Приветствие учителя. (Ответ учащихся) Учитель организует работу учащихся на уроке. | ДУ 1 | Д 1 | Л4 Р1 |
II. Актуализация имеющихся знаний учащихся |
Повторим, что мы изучали на прошлом уроке: Из истории цитологии. Клеточная теория. Многообразие клеток. Свойства клетки. | ДУ 2 | Д 5 | Л4 Р1 К1 |
III. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей. |
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока (Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их). И наша тема урока? – Химический состав клетки. Запишем число и тему в тетрадь. | ДУ 3 ДУ 4 ДУ 9 | Д 5 | К1 |
IV. Объяснение нового материала |
- работа с презентацией, записи в тетрадях. Общность химического состава клетки. В клетках содержатся более 70 химических элементов. Элементы, содержащиеся в клетке в больших количествах (O,C,H,S,Fe,P,Ca,K), называют макроэлементами. Элементы, содержащиеся в клетке в малых количествах (Mn,Cu,Se,Co,Zn,I,Ni), называют микроэлементами. Неорганические вещества клетки. Вода (70%) придаёт клетке упругость и объем, обеспечивает постоянство состава, участвует в химических реакциях, в построении органических молекул, является растворителем. Минеральные соли – необходимая среда для химических процессов. 3. Органические вещества клетки: Любая живая система проявляется на уровне функционирования биологических макромолекул: белков, углеводов, жиров(липидов), нуклеиновых кислот: ДНК, РНК. Биологические макромолекулы состоят из тех же химических элементов, что и неорганические в-ва. Известно более 100 элементов, которые встречаются в живых организмах. Основой для всех органических соединений является углерод – С. Он может вступать в связь со многими атомами и их группами, образуя цепочки, различные по составу, строению, форме и длине. Такие соединения объединяются в макромолекулы, образуя биополимеры. Полимер – цепь, состоящая из многочисленных звеньев – мономеров, каждый из которых устроен относительно просто. | ДУ 9 ДУ 8 ДУ 9 ДУ 7 ДУ 9 | Д 2 О Д 1 Д 2 | Л4 Р4 К3 К6 Л5 |
Белки | Являются структурной основой клетки, и регулируют ее процессы. | Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК) | Передают наследственную информацию от клетки к клетке. | Углеводы и жиры (липиды) | Являются источниками энергии. | 4. Углеводы. Углеводы, или сахариды, - входят в состав клеток всех живых организмов. Они состоят из С, Н, О. Соотношение элементов Н и О как в молекуле воды – «воды». Т. е. на один атом С приходится молекула воды. Общая формула углеводов Сn(H2O)m. К сахаридам (углеводам) относятся глюкоза – С6Н12О6, сахароза – С12Н22О11. Функции: энергетическая, строительная, защитная, рецепторная. Сахариды М оносахариды Дисахариды Полисахариды глюкоза сахароза крахмал фруктоза лактоза целлюлоза рибоза мальтоза гликоген дезоксирибоза хитин галактоза Липиды. Липиды, или жиры нерастворимы в воде. Состоят из остатков высокомолекулярных жирных кислот и трехатомного спирта – глицерина. Функции: энергетическая, запасающая, защитная (сохраняют тепло), строительная, регуляторная – гормоны. | ДУ 7 ДУ 8 ДУ 9 ДУ 7 ДУ 9 | | Л4 Р4 К3 К6 Л5 |
V. Закрепление и проверка изученного материала |
Вопросы учителя | ДУ 5 | Д 5 | Р6 П3 |
VI. Рефлексия |
-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Мнение учителя о работе каждого из отвечающих.) Дополните предложение высказав своё мнение об уроке С егодня на уроке …. Было легко… Я узнал Мне понравилось Я научился Не понравилось Было сложно Меня удивило | ДУ15 | Д 5 | М6 |
VII. Д/з |
§5 - пересказ, рис. 4 –подписать все рисунки, записать все основные положения в тетрадь. Спасибо за урок!!! | ДУ16 | | Л5 Р7 |