СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии в 8 классе по теме "Иммунитет. Виды иммунитета" в рамках обновленного образования

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № ____

 

Раздел долгосрочного плана:

8.2А Транспорт веществ

Школа: КГУ «Тахтабродская средняя школа»

Дата:

ФИО учителя: Гречишкина Ольга Ивановна

Класс: 8

Участвовали:

Отсутствовали:

Тема урока: Иммунитет. Виды иммунитета: врожденный и приобретенный. Виды вакцин и их роль в формировании приобретенного иммунитета. Профилактика инфекционных заболеваний.

Учебные цели для достижения на этом уроке   (ссылка на учебную программу)

8.1.3.6 Оценивать роль вакцинации в профилактике заболеваний

Цель урока

  • дополнить знания об иммунитете,
  • рассмотреть основные виды вакцин, их состав и роль в формировании приобретенного иммунитета,
  • дать оценку роли вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний.

Критерий оценки

Учащиеся:

  • знают два вида иммунитета и их разновидности,
  • называют основные  4 вида вакцин и их состав,
  • понимают роль вакцины в формировании приобретенного иммунитета,
  • дают оценку вакцинации в профилактике заболеваний

Языковые цели

 

Учащиеся будут использовать в речи ключевые термины и понятия: лейкоциты, иммунитет, врожденный, приобретенный, активный, пассивный, сыворотка, вакцина, вакцинация.

Деятельность: чтение, говорение, письмо, аудирование.

Привитие ценностей

 

 

«Мәңгілік Ел»: общество всеобщего труда.

Формирование интереса учащихся к изучению биологии и самообразованию.

Развитие коммуникативных навыков открытости и сотрудничества.

Межпредметная связь

Естествознание

Предшествующие знания

Иммунитет. Гуморальный и клеточный иммунитет. Типы лейкоцитов и их функции. Действие Т- и В-лимфоцитов. Явление фагоцитоза.

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке 

 

Ресурсы

Начало урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здравствуйте!

Создание коллаборативной среды.

 Эмоциональный настрой - метод «Говорящие руки». Ученики образуют два круга, становясь друг против друга. Нужно выполнить действия с помощью рук: поздороваться, пожалеть, поддержать, выразить радость, поздравить.

Учитель:

На прошлом уроке, мы с вами изучали тему «Иммунитет. Гуморальный и клеточный иммунитет. Типы лейкоцитов и их функции. Действие Т- и В - лимфоцитов»

Проверка домашнего задания.

  • Метод «Заверши фразу» (Индивидуальная работа учащихся)

   Для выявления у учащихся сформированности определенного смысла о рассматриваемом процессе иммунитета предлагается завершить фразы, касающихся содержания материала домашнего задания.

 (За каждый правильный ответ на вопрос ученик получает один балл).

 

1) Какие клетки защищают организм от инфекций…(лейкоциты)

2) Назовите 2 вида лейкоцитов, участвующих в формировании иммунитета … (Т-лейкоциты, В-лейкоциты)

3) Иммунитет это… (способность организма сопротивляться инфекциям и любым чужеродным частицам)

4) Белые клетки крови называются… (лейкоциты)

5) Чем лейкоциты похожи на амеб… (не имеют постоянной формы тела, образуют временные выросты цитоплазмы – ложноножки)

6) Основы учения об иммунитете разработали… (И.И. Мечников, П Эрлих)

7) Специальные защитные белки, убивающие микробы…. (антитела)

8) Захват твердых частиц при помощи временных ложноножек называется… (фагоцитоз)

9) Второе название гуморального иммунитета… (тканевый)

 

Критерии

Дескрипторы

балл

знают два вида иммунитета и их разновидности

 

 

знают два вида иммунитета и их разновидности

 

 

 

ФО: Самопроверка. Ученики читают вопросы и называют правильные ответы, выслушиваются ответы учеников, которые ответили другими словами, но смысл одинаковый.

Подсчет баллов.

9 баллов – Молодец, не останавливайся на достигнутом!

7-8 баллов – Вперед! Ты почти на вершине!  

5-6 баллов - Неплохо! Ты идёшь в верном направлении!

1-4 - Поднажми! Тебе надо стараться!

 

 

ФО: «учитель – ученик». Обратная связь. Комментирование и коррекция ответов. Похвала.

  • Метод «Моделирование»

Задание: Составить модель схемы иммунитета. Вызываются 7 учеников, им раздаются таблички: иммунитет, естественный, искусственный, врожденный, приобретенный, активный, пассивный. Затем предлагается каждому ученику дать определение своего слова. Куда мы отнесем таблички со словами «Вакцина», «Сыворотка»?

А что такое ВАКЦИНА и СЫВОРОТКА?

  •  Метод «Думай-объединяйся-делись». Индивидуальная, а затем парная работа учеников с целью объединения лучших ответов.

 

Прочитать текст учебника . сир 94, дополнительную информацию, ответить на вопросы

Вакцина – это____________________________________

Вакцинация – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вакцины бывают (не меньше 4 видов) _____________________________________________

_____________________________________________________________

Инфекционные болезни ________________________________________

_____________________________________________________________

Какую роль выполняют вакцины в формировании приобретенного иммунитета_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцени свое отношение к вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний __________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Вакци́на (от лат. vaccina — коровья) — медицинский или ветеринарный иммунобиологический препарат, предназначенный для создания иммунитета к инфекционным болезням. Вакцина изготавливается из ослабленных или убитых микроорганизмов, продуктов их жизнедеятельности, или из их антигенов, полученных генно-инженернымили химическим путём.

Вакцина́ция (от лат. vacca — корова) или приви́вка — введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение или ослабит его отрицательные последствия.

В качестве антигенного материала используют:

  • живые, но ослабленные штаммы микробов или вирусов;
  • убитые (инактивированные) микробы (вирусы);
  • очищенный материал, например белки микроорганизмов;
  • также применяются синтетические вакцины.

 

ФО. Взаимооценивание « Ученик – ученик» .  

Обратная связь.  Сравнение. Устная похвала.

  • Ознакомление с критериями оценивания.

 

 

Презентация

Слайд № 1

 

 

 

Карточки

с индивидуальными заданиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки «Я знаю»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная информация

Приложение3,

карточка «Я знаю»

приложение 2

Середина урока

 

 Выход на тему урока. Целеполагание.

  • Метод «Корзина идей»

На доску вывешивается нарисованная корзина.

 

- Учитель: как вы думаете какова тема нашего занятия? Что нового мы сегодня узнаем?

Ответы учащихся записывают на листочки. Обмениваются идеями в группе. Группы по кругу, называют идеи, а учитель прикрепляет их магнитами на доску, участвует весь класс, одинаковых высказываний не должно быть. Берутся все идеи, затем в конце урока, при рефлексии, ведется их корректировка.

 

Критерии

Дескрипторы

балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составить кроссворд, ключевым словом является слово

«вакцинация»

 

Листочки для ответов

Конец урока

 

Метод «Дисскуссия»

 

Рефлексия

  • С каким настроением вы пришли на урок?
  • С каким уходите?
  • Что полезного вы узнали на уроке?
  • Достигли ли вы своей цели?
  • Что понравилось на уроке?
  • Какую оценку вы поставили себе? Почему?
  • Что бы вы пожелали друг другу?

Итог урока

Учитель: давайте вернемся к нашей корзине. Какие высказывания, идеи можно из корзины убрать, не относящиеся к теме урока.

 

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?    

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?  

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности 

Обеспечивает положительную и конструктивную обратную связь; соотносит учебные цели с потребностями, устанавливая их на уровне, доступном для учеников;  приветствует успехи и ставит последующие цели;

 

 

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной  цель урока    или учебные цели?Все ли учащиесы   достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли   цели, как вы думаете,  почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?  Эффективно ли использовали    вы    время во время этапов урока? Были ли  отклонения от плана урока, и почему?   

 

 

Общая  оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

1:

2:

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?

1:

2:

Что я  выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?    

               

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 8 классе по теме "Иммунитет. Виды иммунитета" в рамках обновленного образования»


Урок № ____


Раздел долгосрочного плана:

8.2А Транспорт веществ

Школа: КГУ «Тахтабродская средняя школа»

Дата:

ФИО учителя: Гречишкина Ольга Ивановна

Класс: 8

Участвовали:

Отсутствовали:

Тема урока: Иммунитет. Виды иммунитета: врожденный и приобретенный. Виды вакцин и их роль в формировании приобретенного иммунитета. Профилактика инфекционных заболеваний.

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

8.1.3.6 Оценивать роль вакцинации в профилактике заболеваний

Цель урока

  • дополнить знания об иммунитете,

  • рассмотреть основные виды вакцин, их состав и роль в формировании приобретенного иммунитета,

  • дать оценку роли вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний.

Критерий оценки

Учащиеся:

  • знают два вида иммунитета и их разновидности,

  • называют основные 4 вида вакцин и их состав,

  • понимают роль вакцины в формировании приобретенного иммунитета,

  • дают оценку вакцинации в профилактике заболеваний

Языковые цели


Учащиеся будут использовать в речи ключевые термины и понятия: лейкоциты, иммунитет, врожденный, приобретенный, активный, пассивный, сыворотка, вакцина, вакцинация.

Деятельность: чтение, говорение, письмо, аудирование.

Привитие ценностей




«Мәңгілік Ел»: общество всеобщего труда.

Формирование интереса учащихся к изучению биологии и самообразованию.

Развитие коммуникативных навыков открытости и сотрудничества.

Межпредметная связь

Естествознание

Предшествующие знания

Иммунитет. Гуморальный и клеточный иммунитет. Типы лейкоцитов и их функции. Действие Т- и В-лимфоцитов. Явление фагоцитоза.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке


Ресурсы

Начало урока


















2-3 минуты


















Здравствуйте!

Создание коллаборативной среды.

Эмоциональный настрой - метод «Говорящие руки». Ученики образуют два круга, становясь друг против друга. Нужно выполнить действия с помощью рук: поздороваться, пожалеть, поддержать, выразить радость, поздравить.

Учитель:

На прошлом уроке, мы с вами изучали тему «Иммунитет. Гуморальный и клеточный иммунитет. Типы лейкоцитов и их функции. Действие Т- и В - лимфоцитов»

Проверка домашнего задания.

  • Метод «Заверши фразу» (Индивидуальная работа учащихся)

Для выявления у учащихся сформированности определенного смысла о рассматриваемом процессе иммунитета предлагается завершить фразы, касающихся содержания материала домашнего задания.

(За каждый правильный ответ на вопрос ученик получает один балл).


1) Какие клетки защищают организм от инфекций…(лейкоциты)

2) Назовите 2 вида лейкоцитов, участвующих в формировании иммунитета … (Т-лейкоциты, В-лейкоциты)

3) Иммунитет это… (способность организма сопротивляться инфекциям и любым чужеродным частицам)

4) Белые клетки крови называются… (лейкоциты)

5) Чем лейкоциты похожи на амеб… (не имеют постоянной формы тела, образуют временные выросты цитоплазмы – ложноножки)

6) Основы учения об иммунитете разработали… (И.И. Мечников, П Эрлих)

7) Специальные защитные белки, убивающие микробы…. (антитела)

8) Захват твердых частиц при помощи временных ложноножек называется… (фагоцитоз)

9) Второе название гуморального иммунитета… (тканевый)


Критерии

Дескрипторы

балл

знают два вида иммунитета и их разновидности



знают два вида иммунитета и их разновидности




ФО: Самопроверка. Ученики читают вопросы и называют правильные ответы, выслушиваются ответы учеников, которые ответили другими словами, но смысл одинаковый.

Подсчет баллов.

9 баллов – Молодец, не останавливайся на достигнутом!

7-8 баллов – Вперед! Ты почти на вершине!

5-6 баллов - Неплохо! Ты идёшь в верном направлении!

1-4 - Поднажми! Тебе надо стараться!



ФО: «учитель – ученик». Обратная связь. Комментирование и коррекция ответов. Похвала.

  • Метод «Моделирование»

Задание: Составить модель схемы иммунитета. Вызываются 7 учеников, им раздаются таблички: иммунитет, естественный, искусственный, врожденный, приобретенный, активный, пассивный. Затем предлагается каждому ученику дать определение своего слова. Куда мы отнесем таблички со словами «Вакцина», «Сыворотка»?

А что такое ВАКЦИНА и СЫВОРОТКА?

  • Метод «Думай-объединяйся-делись». Индивидуальная, а затем парная работа учеников с целью объединения лучших ответов.


Прочитать текст учебника . сир 94, дополнительную информацию, ответить на вопросы

Вакцина – это____________________________________

Вакцинация – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вакцины бывают (не меньше 4 видов) _____________________________________________

_____________________________________________________________

Инфекционные болезни ________________________________________

_____________________________________________________________

Какую роль выполняют вакцины в формировании приобретенного иммунитета_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцени свое отношение к вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний __________________________________________________________________________________________________________________________



Вакци́на (от лат. vaccina — коровья) — медицинский или ветеринарный иммунобиологический препарат, предназначенный для создания иммунитета к инфекционным болезням. Вакцина изготавливается из ослабленных или убитых микроорганизмов, продуктов их жизнедеятельности, или из их антигенов, полученных генно-инженернымили химическим путём.

Вакцина́ция (от лат. vacca — корова) или приви́вка — введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение или ослабит его отрицательные последствия.

В качестве антигенного материала используют:

  • живые, но ослабленные штаммы микробов или вирусов;

  • убитые (инактивированные) микробы (вирусы);

  • очищенный материал, например белки микроорганизмов;

  • также применяются синтетические вакцины.


ФО. Взаимооценивание « Ученик – ученик» .

Обратная связь. Сравнение. Устная похвала.

  • Ознакомление с критериями оценивания.





Презентация

Слайд № 1




Карточки

с индивидуальными заданиями.























Карточки «Я знаю»



























Дополнительная информация

Приложение3,

карточка «Я знаю»

приложение 2

Середина урока

Выход на тему урока. Целеполагание.

  • Метод «Корзина идей»

На доску вывешивается нарисованная корзина.


- Учитель: как вы думаете какова тема нашего занятия? Что нового мы сегодня узнаем?

Ответы учащихся записывают на листочки. Обмениваются идеями в группе. Группы по кругу, называют идеи, а учитель прикрепляет их магнитами на доску, участвует весь класс, одинаковых высказываний не должно быть. Берутся все идеи, затем в конце урока, при рефлексии, ведется их корректировка.


Критерии

Дескрипторы

балл













Составить кроссворд, ключевым словом является слово

«вакцинация»



Листочки для ответов

Конец урока


Метод «Дисскуссия»



Рефлексия

  • С каким настроением вы пришли на урок?

  • С каким уходите?

  • Что полезного вы узнали на уроке?

  • Достигли ли вы своей цели?

  • Что понравилось на уроке?

  • Какую оценку вы поставили себе? Почему?

  • Что бы вы пожелали друг другу?

Итог урока

Учитель: давайте вернемся к нашей корзине. Какие высказывания, идеи можно из корзины убрать, не относящиеся к теме урока.



Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Обеспечивает положительную и конструктивную обратную связь; соотносит учебные цели с потребностями, устанавливая их на уровне, доступном для учеников; приветствует успехи и ставит последующие цели;





Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?Все ли учащиесы достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?



Общая оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

1:

2:

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?

1:

2:

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?


Метод «Заверши фразу»

1) Какие клетки защищают организм от инфекции __________________

2) Назовите 2 вида лейкоцитов, участвующих в формировании иммунитета _____________________

3) Иммунитет это_____________________________________________________________________

4) Белые клетки крови называются _______________________

5) Чем лейкоциты похожи на амеб__________________________________________

6) Основы учения об иммунитете разработали ________________________________

7) Специальные защитные белки, убивающие микробы _________________________

8) Захват твердых частиц при помощи временных ложноножек называется ____________________

9) Второе название гуморального иммунитета ______________________________


Метод «Заверши фразу»

1) Какие клетки защищают организм от инфекции __________________

2) Назовите 2 вида лейкоцитов, участвующих в формировании иммунитета _____________________

3) Иммунитет это_____________________________________________________________________

4) Белые клетки крови называются _______________________

5) Чем лейкоциты похожи на амеб__________________________________________

6) Основы учения об иммунитете разработали ________________________________

7) Специальные защитные белки, убивающие микробы _________________________

8) Захват твердых частиц при помощи временных ложноножек называется ____________________

9) Второе название гуморального иммунитета ______________________________


Метод «Заверши фразу»

1) Какие клетки защищают организм от инфекции __________________

2) Назовите 2 вида лейкоцитов, участвующих в формировании иммунитета _____________________

3) Иммунитет это_____________________________________________________________________

4) Белые клетки крови называются _______________________

5) Чем лейкоциты похожи на амеб__________________________________________

6) Основы учения об иммунитете разработали ________________________________

7) Специальные защитные белки, убивающие микробы _________________________

8) Захват твердых частиц при помощи временных ложноножек называется ____________________

9) Второе название гуморального иммунитета ______________________________


Метод «Заверши фразу»

1) Какие клетки защищают организм от инфекции __________________

2) Назовите 2 вида лейкоцитов, участвующих в формировании иммунитета _____________________

3) Иммунитет это_____________________________________________________________________

4) Белые клетки крови называются _______________________

5) Чем лейкоциты похожи на амеб__________________________________________

6) Основы учения об иммунитете разработали ________________________________

7) Специальные защитные белки, убивающие микробы _________________________

8) Захват твердых частиц при помощи временных ложноножек называется ____________________

9) Второе название гуморального иммунитета ______________________________


Метод «Заверши фразу»

1) Какие клетки защищают организм от инфекции __________________

2) Назовите 2 вида лейкоцитов, участвующих в формировании иммунитета _____________________

3) Иммунитет это_____________________________________________________________________

4) Белые клетки крови называются _______________________

5) Чем лейкоциты похожи на амеб__________________________________________

6) Основы учения об иммунитете разработали ________________________________

7) Специальные защитные белки, убивающие микробы _________________________

8) Захват твердых частиц при помощи временных ложноножек называется ____________________

9) Второе название гуморального иммунитета ______________________________





Задание: Прочитать текст учебника, стр 94, дополнителную информацию, ответить на вопросы:

Вакцина – это____________________________________

Вакцинация – это ________________________________________________________________________________________________________________________

Вакцины бывают _________________________________

Какую роль выполняют вакцины в формировании приобретенного иммунитета_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцени свое отношение к вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний __________________________________________________________________________________________________________________________


Задание: Прочитать текст учебника, стр 94, дополнителную информацию, ответить на вопросы:

Вакцина – это____________________________________

Вакцинация – это ________________________________________________________________________________________________________________________

Вакцины бывают _________________________________

Какую роль выполняют вакцины в формировании приобретенного иммунитета_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцени свое отношение к вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний __________________________________________________________________________________________________________________________


Задание: Прочитать текст учебника, стр 94, дополнителную информацию, ответить на вопросы:

Вакцина – это____________________________________

Вакцинация – это ________________________________________________________________________________________________________________________

Вакцины бывают _________________________________

Какую роль выполняют вакцины в формировании приобретенного иммунитета_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцени свое отношение к вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний __________________________________________________________________________________________________________________________

Задание: Прочитать текст учебника, стр 94, дополнителную информацию, ответить на вопросы:

Вакцина – это____________________________________

Вакцинация – это ________________________________________________________________________________________________________________________

Вакцины бывают _________________________________

Какую роль выполняют вакцины в формировании приобретенного иммунитета_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцени свое отношение к вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний __________________________________________________________________________________________________________________________



Вакци́на (от лат. vaccina — коровья) — медицинский или ветеринарный иммунобиологический препарат, предназначенный для создания иммунитета к инфекционным болезням. Вакцина изготавливается из ослабленных или убитых микроорганизмов, продуктов их жизнедеятельности, или из их антигенов, полученных генно-инженернымили химическим путём.


В состав прививочного материала входят убитые или сильно ослабленные микроорганизмы либо их компоненты (части). Они служат своеобразным муляжом, обучающим иммунную систему давать правильный ответ инфекционным атакам. Вещества, входящие в состав вакцины (прививки), не способны вызвать полноценное заболевание, но могут дать возможность иммунитету запомнить характерные признаки микробов и при встрече с настоящим возбудителем быстро его определить и уничтожить.

  • Живые вакцины. Защищают от полиомиелита, кори, краснухи, гриппа, эпидемического паротита, ветряной оспы, туберкулеза, ротавирусной инфекции. Основу препарата составляют ослабленные микроорганизмы — возбудители болезней. Их сил недостаточно для развития значительного недомогания у пациента, но хватает, чтобы выработать адекватный иммунный ответ.

  • Инактивированные вакцины. Прививки против гриппа, брюшного тифа, клещевого энцефалита, бешенства, гепатита А, менингококковой инфекции и др. В составе мертвые (убитые) бактерии или их фрагменты.

  • Антитоксические- особым образом обработанные токсины бактерий.

содержат анатоксины или токсоиды (инактивированные токсины) в комплексе с адъювантом (веществом, которое позволяет усиливать действие отдельных компонентов вакцины). Одна инъекция такой вакцины способствует защите от нескольких патогенов. Такого вида вакцины используют против дифтерии, столбняка, коклюша.

  • Синтетические – искусственно созданный эпитоп (часть молекулы антигена, которая распознается агентами иммунной системы), соединенный с иммуногенным носителем или адъювантом. К таким относят вакцины против сальмонеллеза, йерсиниоза, ящура, гриппа.

  • Рекомбинантные – у патогена выделяют гены вирулентности и гены протективного антигена (совокупность эпитопов, которые вызывают наиболее сильный иммунный ответ), гены вирулентности удаляют, а ген протективного антигена вводят в безопасный вирус (чаще всего вирус осповакцины). Так изготавливают вакцины против гриппа, герпеса, везикулярного стоматита.

  • ДНК-вакцины - Плазмиду, содержащую ген протективного антигена, вводят в мышцу, в клетках которой он экспрессируется (преобразуется в конечный результат – белок или РНК). Так созданы вакцины против гепатита В.

  • Идиотипические (экспериментальные вакцины) - Вместо антигена используют антиидиотипические антитела (имитаторы антигена), воспроизводящие нужную конфигурацию эпитопа (антигена).


Вакцина́ция (от лат. vacca — корова) или приви́вка — введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение или ослабит его отрицательные последствия.

В качестве антигенного материала используют:

  • живые, но ослабленные штаммы микробов или вирусов;

  • убитые (инактивированные) микробы (вирусы);

  • очищенный материал, например белки микроорганизмов;

  • также применяются синтетические вакцины.

По данным Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, плановая иммунизация против полиомиелита, столбняка, дифтерии, коклюша, кори и эпидемического паротита («свинки») ежегодно спасает жизнь и здоровье 3 миллионам детей в мире. А с помощью новых вакцин, которые будут разработаны в ближайшие 5-10 лет, можно будет предотвратить гибель ещё 8 миллионов детей в год[1].

Выделяют пассивную и активную вакцинацию. При пассивной вакцинации вводят преформированные антитела (например, иммуноглобулинов — общий или гиперимунный) на определённый антиген (например, Hepatitis B immune globulin против гепатита B). Активная вакцинация — введение продуктов жизнедеятельности микроорганизма (анатоксина или очищенного антигена), чтобы вызвать иммунный ответ организма. При активной вакцинации микроорганизмы либо инактивированы, либо ослаблены.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!