СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии на тему: "Тип Круглые черви. Общая характеристика" (7 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии на тему: "Тип Круглые черви. Общая характеристика" (7 класс)»

Тема: Тип Круглые черви. Общая характеристика

Цель: познакомить учащихся с общей характеристикой типа круглые черви, на примере аскариды рассмотреть общий план строения животных, рассмотреть способы предотвращения заражения паразитами, формировать умения работать с учебником, развивать логическое мышление, умение работать в парах, воспитывать наблюдательность, самообразовательную, коммуникативную компетентности.

Оборудование: таблица, компьютер, презентация


Ход урока

  1. Организационная часть – игровое упражнение «Час славы» (в течение 30с. составить рассказ о …осеннем листке).

  2. Мотивация учебной деятельности.

Ребята, я предлагаю сегодня вам выступить в необычной роли – в роли создателей новой киноленты – зоологического триллера.

Эпиграфом нашей киноленты будут слова Сократа «Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим».

Итак, начинаем.

3. Актуализация изученного материала.

Подготовительный этап.

1. «Раскадровка» - проверка знаний.

Первый кадр

  1. Озвучьте систематическое положение Планарии в органическом мире.

Второй кадр

  1. Задание: Схемы, каких систем органов планарии здесь представлены? Назовите их функции.

Третий кадр

3. Дайте общую характеристику типу Плоские черви.

Четвертый кадр

4. Расскажите о жизненных циклах печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Пятый кадр

5. Расскажите о жизни Белой Планарии.

Шестой кадр

6. Биологический диктант: если ответ «да» - , «нет» --

1. В процессе эмбриогенеза у Плоских червей закладываются 2 зародышевых листка

2. Симметрия тела Плоских червей двустороняяя

3. Полость тела плоских червей заполнена паренхимой

4. У некоторых видов паразитических червей нет пищеварительной системы

5. У Плоских червей отсутствует дыхательная система

6. Анаэробное дыхание свойственно всем представителям Плоских червей.

7. Органы чувств плоских червей: глаза, органы равновесия, сенсиллы.

8. Планарии, сосальщики и цепни относятся к типу Плоские черви.

9. У всех паразитических червей анаэробное дыхание

10. Планарии - хищники















4. Изучение нового материала.

1. Систематическое положение в животном мире –паспорт животных.

1.«Определение актерского состава»

Тип Круглые черви

Род аскарида

Вид а. человеческая

Представители – острицы, ришта, нитчатка и др.


Что объединяет их в один тип?


2. Общая характеристика типа

2.«Написание сценария»

Сцена 1. Отличительные особенности круглых червей. Прочитать параграф до роли нематод Составить с помощью символов общую характеристику.

1. Распространение


.


2. Среда обитания



3.Симметрия тела



4. ЭК М ЭН


3 зарод.


5. Способ передвижения


6. Покровы и полость тела



7. Пищеварительная система

8. Выделительная система

9. Кровеносная система


10. Дыхательная система

11. Половая система

12. развитие

13. Нервная система


5. Закрепление изученного материала.

1. Беседа по вопросам.

Сцена 2. Внешнее строение круглых червей.

Форма тела ______________________________________

Покровы ________________________________________

Длина тела ______________________________________

Выросты на теле _________________________________

Органы на переднем конце ________________________

Органы на заднем конце __________________________


Сцена 3. Внутреннее строение круглых червей.

Сцена 4. Процессы жизнедеятельности круглых червей.

1.Движение ______________________________________________________________

2.Питание - сапрофиты, хищники, паразиты

3.Дыхание _______________________________________________________________

4.Кровообращение ________________________________________________________

5.Выделение _____________________________________________________________

6.Чувствительность _______________________________________________________

7.Размножение ___________________________________________________________


2. Подумай –

  • Цепни и аскариды живут в одной и той же среде – тонком кишечнике хозяина, где содержится готовая пища. Однако, у цепней органов пищеварения нет, а у аскарид есть рот, глотка, пищевод, кишечник. Почему?

  • Почему аскариды и почвенные нематоды не могут вытягивать и укорачивать свое тело?


Сцена 5. Цикл развития аскариды (просмотр видеофрагмента) и составление схемы


Сцена 6. Меры профилактики заболеваний вызванных гельминтами:

1._______________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________


6. Домашнее задание:

Заключительная сцена.

    • Проработать §; ответить на вопросы к §

    • выучить цикл развития аскариды

    • найти ответы на вопросы викторины


Вопросы и ответы к викторине по биологии

  • Именно так Карл Линней назвал волосатиков ... (Гордиусами, в честь сложного гордиева узла, разрубленного Александром Македонским: на ладони взрослые черви скручиваются в клубок, похожий на сложный узел)

  • Очевидно, эти животные – одни из самых мелких многоклеточных, а некоторые – и мельче иных одноклеточных. Речь идет о ... (Коловратках)

  • Один и тот же вид коловраток можно обнаружить в прудах Аргентины, Голландии и Сибири. Такие виды называют ... (Космополитами)

  • «Жидкий скелет» у круглых червей образуется в результате ... (Давления полостной жидкости на стенки тела, что помогает поддерживать его форму)

  • Сидячие формы коловраток для строительства защитных домиков используют непривычный строительный материал. Это ... (Их собственные экскременты)

  • В планктоне прудов и озер на долю коловраток приходится до ... (99%)

  • Коловратки получили свое название из-за ... (Двойного венчика ресничек, находящихся у них на переднем конце тела и напоминающих при мерцании быстрое движение колеса со спицами)

  • Основными потребителями коловраток в биоценозе водоема являются ... (Личинки рыб)

  • Популяции коловраток летом представлены исключительно ... (Самками)

  • Самка коловраток становится половозрелой в возрасте ... (Двух дней)

  • Популяция коловраток быстро достигает астрономической численности, потому что ... (Все особи способны производить потомство)

  • Прежде о происхождении волосатиков бытовало поверье ... (Когда купаешь лошадь, не хватай ее за хвост: волосы, выпадают из него и превращаются в червей – волосатиков)

  • Волосатиков боятся, но человеку они не опасны. Остерегаться их, точнее их личинок должны ... (Насекомые: жужелицы, жуки, тараканы, кузнечики, ибо именно в них паразитируют личинки волосатиков)


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!