СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии 8 класс "Значение и строение кожи"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока "Значение и строение кожи" с разноуровневыми заданиями по теме "Мочевыделительная система"

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии 8 класс "Значение и строение кожи"»

Тема урока «Значение и строение кожи»

Цель: ознакомить со строением и значением кожи.

Задачи:

  • формировать представления о коже как органе, участвующем в обмене веществ и энергии;

  • повторить и закрепить знания об органах мочевыделения, а так же их роли в обмене веществ;

  • развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать;

  • продолжить развитие навыков работы с дополнительным материалом;

  • воспитывать у учащихся навыки гигиены, правильный уход за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: таблицы “Строение кожи”, “Органы мочевыделения”; компьютер; проектор; интерактивная доска; мультимедийная презентация “Строение и значение кожи”; раздаточная таблица “Слои кожи”; карточки-задания по теме: “Мочевыделительная система”.




  1. Организационный момент

Добрый день. Сегодня у нас с вами, ребята, будет очень насыщенный урок, поэтому нам нужно настроиться на серьезную и плодотворную работу, чтобы успеть узнать много новой информации.

2. Повторение пройденного материала

Начать урок я хочу словами великого русского писателя и драматурга Максима Горького: «Нет силы более могучей, чем знания: человек, вооруженный знанием – непобедим». И сегодня вы приблизитесь к этой цели и в будущем, я уверена, будете непобедимы в любой жизненной ситуации.

Но в начале мы проверим ваши знания по теме прошлого урока «Мочевыделительная система». Для этого каждый из вас будет работать по вопросам разного уровня сложности. (Индивидуальная работа по карточкам двух групп (высокой и средней сложности), вызываю 2х учащихся работать с заданием у доски, с остальной группой работаю устно.)

Что является парными органами мочеобразования? (почки)

Из каких слоев образованы почки? (корковое и мозговое вещество)

Что является структурной и функциональной единицей почки? (нефрон)

Какие части нефрона находятся в корковом и мозговом веществе? ( в корковом – почечное тельце и извитые канальца, в мозговом – петля Генле и собирательные трубки)

Чем отличается первичная моча от вторичной? ( во вторичной моче отсутствуют витамины, глюкоза, аминокислоты. Остаются меньшее количество воды, аммиак, мочевина, соли)

Теорию о строении мочевыделительной системы вы знаете хорошо, проверим вас на практике. С вами мы поиграем в знакомую с детства игру «Доктор», но играть мы с вами будем не на уровне знаний детского сада, а на уровне начинающих практикующих врачей. Скажите, пожалуйста, как называется специализация врача, занимающегося болезнями мочевыделительной системы человека? (уролог, нефролог) И сейчас вам такой практический вопрос:

Задача 1 «У человека больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача?» (в результате кариеса и пульпита может образоваться гной с бактериями, как и после ангины, которые с кровотоком могут попасть в почки и оставшись в них вызвать их инфекцию – воспаление. Лечение: помимо антибиотиков + лечение сопутствующих

Задача 2. Больной С., 65 лет, жалуется на частые мочеиспускания с болями внизу живота, чувство неполного опорожнения мочевого пузыря, повышение температуры.

1. Ваш предположительный диагноз?

2. Какую терапию предлагаете?

Цистит, лечение антибиотиками.


Задача 3. У больного К., 40 лет, в течение трех дней отмечаются боли в пояснице справа, сопровождающиеся повышением температуры тела до 39-40°С, ознобами, выделение мочи с гноем, отеки.

1. Ваш предположительный диагноз?

2. Какую терапию предлагаете?

Пиелонефрит, лечение антибиотиками.


Задача 4. У больной С., 27 лет, внезапно появились острые боли в поясничной области слева, иррадиирущие в бедро; поведение больной беспокойное, мочеиспускание учащено. Анализ мочи без патологических изменений.

1. Ваш предположительный диагноз?

2. Лечебная тактика.

Мочекаменная болезнь (камень левого мочеточника), почечная колика слева.

Дробление камней


Перечислите, какие причины возникновения болезней мочевыделительной системы вы можете назвать?

2. Определение темы урока. Активизация познавательной деятельности

Поработали вы хорошо и мы продолжаем знакомиться с темой «Выделение».

- Русский физиолог Павлов считал, что самое увлекательное путешествие – путешествие по самому себе. Такое путешествие мы совершаем на нашем уроке. В ходе путешествия мы изучим один очень интересный орган.

И так, игра «Внимание, поиск!» 

Это самый большой и тяжелый орган человека. Это сложный орган со многими функциями. Его масса у взрослого человека достигает 2,7 кг. Его называют зеркалом здоровья и болезни. У него есть собственная иммунная система. Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. В нем заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения. Этот орган ассоциируется с «одеждой» и «оболочкой Земли». Как вы думаете, о каком органе идет речь?

Правильно. Это кожа!

3.Постановка целей урока

Как вы думаете что именно мы узнаем сегодня о коже? (ее строение и значение)

Верно.

Сформулируем тему урока: ЗНАЧЕНИЕ И СТРОЕНИЕ КОЖИ

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

- И так, начнем наше путешествие с определения функций.

Откройте учебник на странице 219 и прочтите первую часть параграфа «Значение кожи».

- Как вы считаете, какая главная функция кожи? (защитная)

- От чего защищает кожа? (от повреждений, загрязнений, проникновения микробов, ультра-фиолетовых лучей)

- Помимо защитной функции, что мы еще делаем с помощью кожи, какую функцию еще выполняет? (осязание, чувствуем) Чувствительная функция или осязательная

То есть в коже присутствуют нервные клетки

- Что мы можем чувствовать кожей? (боль, холод, тепло)

- Как вы думаете, почему наши участки кожи быстрее чувствуют холод, чем тепло, быстрее замерзают? Сложный вопрос. У нас с вами на 1 кв. см кожи приходится 16-17 точек холодовых рецепторов и всего лишь – 1-2 тепловых. Поэтому холод мы чувствуем сразу.

- Какая я же следующая функция? (терморегуляционная)

Терморегуляция — это процесс, который обеспечивает способность организма поддерживать температуру тела на определенном уровне вне зависимости от температуры окружающей среды.

Кожа выполняет одну из основных функций в терморегуляции, задача которой заключается в поддержании постоянной температуры тела -36,6С. Повышение температуры до 43С или ее падение до 25С могут оказаться смертельными.

- С действием какой системы связана данная функция? (кровеносной)

- Если сосуды расширены, что происходит с теплом? (больше отдается)

Терморегуляция при гипертермии осуществляется за счет:

расширения периферических кровеносных сосудов

потоотделения

При повышении температуры окружающей среды кровеносные сосуды расширяются, чтобы большее количество крови поступило к поверхности кожи, отдавая тепло, и выделяется пот, который при высыхании охлаждает поверхность кожи.


- А если сосуды сужены? (тепло сохраняется)

Терморегуляция при гипотермии осуществляется за счет:

сужения периферических кровеносных сосудов

повышения мышечного тонуса (дрожь)

При похолодании кровеносные сосуды сужаются, чтобы кровь, циркулирующая по поверхности кожи, не переохлаждалась, наблюдаются непроизвольные сокращения мышц, отдача тепла в окружающую среду уменьшается

Назовите следующую функцию кожи и приведите конкретный пример этой функции (выделительная) Во время жары или физической нагрузки, что с нами происходит?) (потовыделение) Что вместе с потом выделяется из нашего организма? (излишки воды и соли, вредные для организма)

Последняя функция - когда происходит газообмен между внешней средой и кожей? (дыхательная)

Скажите, для чего нам нужно принимать душ, купаться? (чтобы кожа дышала)


ФИЗМИНУТКА


Какие же части кожи выполняют эти функции? Она должна иметь то, что способствует течению всех этих процессов. Это должно отразиться на её строении. Переходим к следующему этапу нашего путешествия и теперь, уже зная общие функции кожи, поговорим о строении кожи.

- Посмотрите на доску. Из скольки слоев состоит кожа, назовите их? (наружный слой – эпидермис, собственно кожа (дерма) и жировая клетчатка)

Сейчас мы посмотрим видеоролик в котором вы увидите процессы самообновления

- Итак, за счет какого слоя кожа самообновляется? (за счет росткового слоя)

- Сколько дней движутся они вверх? (30 дней)

- Как вы думаете, какая кожа лучше работает: чистая или грязная? (чистая)

- Совершенно верно. Чистая кожа лучше себя защищает. В верхнем слое нашей кожи находятся Т-лимфоциты. Именно они распознают болезнетворные бактерии и уничтожают их. На чистой коже Т-лимфоциты способны уничтожить до 85% бактерий, на грязной коже, всего лишь 5%

- Какой из этого можем сделать вывод? (следить за чистотой кожи)

Роговой слой (поверхностный) – мертвые ороговевшие клетки (постоянно обновляются. Функции: защищает от внешних воздействий (биологических, химических и механических).

Ростковый слой (более глубокий) -живые клетки, которые быстро делятся (1 слой). Содержат пигмент – меланин. Какую же роль играет этот пигмент?

Послушайте два примера.

Пример 1. В мае месяце стояла жаркая погода. Вы целый день провели на пляже. К концу дня у вас на теле образовался ожог.

Пример 2. Вы постепенно в течение лета загорали. Ваша кожа становилась все смуглее и смуглее. И в один из дней вы с утра до вечера провели на пляже.

Будет ли у вас на теле ожог? (Нет) Почему? Какую роль играет пигмент меланин? (Защищает от ожогов)

То есть, защищает организм от губительного воздействия ультрафиолетовых лучей.

Функции: обновление рогового слоя. Обеспечивает цвет кожи, защита от УФ-лучей.

Рассмотрите строение ногтя. Объясните, как можно доказать отсутствие в ногтях кровеносных сосудов и нервных окончаний. (При стрижке ногтей не течет кровь и не чувствуется боли.)

Почему нельзя грызть ногти и заусеницы? (Можно заразится глистными заболеваниями, попасть микроорганизмы.

- Волосы так же являются производными эпидермиса

А вы знаете, от чего зависит цвет волос? (от пигмента в волосах)

А вы знали, что количество волос у блондинов, рыжих и брюнетов различно? Общее число волос на голове рыжих около 60-80тыс., брюнетов – 90-110тыс., блондинов – 150-160 тыс. волос.

Расскажет дополнительную информацию о строении волоса и о закономерности между цветом волос и их количеством Федина Екатерина.

Вторым слоем кожи является дерма

Дерма (собственно кожа)- состоит из волокнистой соединительной ткани, межклеточное вещество которой образовано коллагеновыми и эластическими волокнами, обеспечивающими упругость и эластичность кожи.

В дерме много кровеносных и лимфатических сосудов, обеспечивающих питание кожи и терморегуляцию за счет регуляции тонуса сосудов.

В этом слое сосредоточены рецепторы и нервы, отвечающие за чувствительность кожи. На 1 м2 кожи приходится 200 рецепторов.

Здесь находятся волосяные луковицы, принимающие участие в образовании волос.


Подкожная жировая клетчатка (гиподерма)- состоит из белой жировой ткани и рыхлой волокнистой соединительной ткани. Жировые клетки обеспечивают защиту от переохлаждения, смягчение ушибов и сотрясений, запас питательных веществ.

5. Закрепление изученного материала.

Наше путешествие подходит к концу. Давайте проверим плодотворность нашего путешествия «по самому себе»

Чем обеспечиваются функции? (строением)

Тест

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

7. Сообщение домашнего задания.

1. Выучить §48 с 219-221, выучить записи в тетради.

2. Дополнительно подготовить презентации или мини доклады по темам: «Anti-age уход за кожей лица», «Косметические маски», «Поверхностные химические пилинги и их использование в косметологии».

8. Рефлексия:

Поставьте галочку напротив одного из высказываний, которое отражает ваше отношение к сегодняшнему уроку

1.Урок полезен, всё понятно


2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно


3. Ещё придется потрудиться


4. Да, трудно всё-таки учиться



Закончить наш урок я хочу словами: «Знание – это сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает» Я надеюсь, что знания, приобретенные сегодня на уроке помогут вам сохранить свое здоровье и красоту.

Урок окончен. Спасибо вам за хорошую работу.


Строение кожи


Слой кожи

Строение слоя

Функции

Эпидермис:

- поверхностный (роговой слой)

-ростковый слой (более глубокий слой)

Эпителиальная ткань

Состоит из погибших клеток прилегающих друг другу (постоянно обновляются).

Образован живыми клетками, которые быстро делятся.

Содержит пигмент- меланин

Защитная

Дыхательная


Обеспечивает цвет кожи, защита от УФ-лучей.

Дерма (собственно кожа):







Соединительной ткань.

Много эластичных волокон.

Расположены кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания.

Потовые и сальные железы.

Корень волоса

Чувствительная.

Выделительная

Терморегуляция





Гиподерма (подкожная жировая клетчатка).

Соединительная (жировая) ткань.


Механическая и термическая защита.




Дополнительная информация

От чего зависит цвет волос и их количество?

Стержень волоса состоит из трех слоев: наружный — кутикула — образован мелкими клетками, напоминающими чешуйки; средний — кортекс — формируется длинными клетками, а внутренний — мягкими кератиновыми клетками и воздухом. У каждой части волоса свое предназначение. Так, кутикула защищает волос: чем мельче и плотнее лежат ее клетки-чешуйки, тем мягче и шелковистее волосы; кортекс придает волосам эластичность и упругость, внутренний слой определяет толщину.

Помимо всего прочего, именно в кортексе содержатся клетки пигмента — меланин, от которого зависит цвет волос.

Оттенков волос — великое множество, но базовых принято выделять только пять: брюнет, шатен, рыжий, русый и блондин. Цвет волос определяет не просто меланин, а его две разновидности: эумеланин и феомеланин. Первый отвечает за черный цвет, а второй — за красный. Каким конкретно получится цвет волоса зависит от того, как много этих пигментов и в какой пропорции они находятся друг к другу.

  • если черного меланина много, а красного меланина — мало или почти нет, мы получим брюнета;

  • если того и другого достаточно много и примерно одинаково — выйдет шатен;

  • если черного меланина относительно мало, а красного побольше — «нарисуется» русый,

  • если красного меланина много, а черного — нет или почти нет, волосы будут рыжими;

  • если обоих пигментов одинаково мало — выйдет блондин.

Гранулы черного и красного пигмента имеют имеют разные формы: черный пигмент имеет удлиненные гранулы, а красный – округлые. Таким образом, «набитый» красным пигментом волос более толстый, а черным пигментом – более тонкий. А чем толще волосы — тем их на голове меньше (элементарно, меньше фолликул помещается) и наоборот. Отсюда получается, что рыжеволосые люди имеют самые толстые волосы и минимальное количество их на голове.(60-80 тыс.). В волосах шатена достаточно много и «тяжеловесного» красного меланина и «компактного» черного, так что их волосы не такие толстые: их от 80 до 90 тысяч. В черных волосах красного меланина почти нет, а черный более компактен, поэтому такой волос тоньше. Так что и на голове таких волос приличнее — от 90 до 110 тысяч. Русые волосы еще тоньше. Поэтому для них на голове места много: помещается их там до 140 тысяч.

А самые тонкие волосы у блондинов. И немудрено: ведь красящих пигментов в них практически нет. Такая шевелюра выходит очень и очень приличной — от 150 до 160 тысяч волос. Получается, что количество волос на голове очень даже зависит от их натурального цвета. Самое меньшее количество волос у рыжих, довольно большое — у брюнетов, а самой густой шевелюрой могут похвастаться блондины.












































1. Подпишите все составные части мочевыделительной системы человека



2. Допишите утверждения


В результате обратного всасывания в нефроне образуется……………………… ……………………………………………………………………………………………….

Количество воды, необходимое выпить человеку в день,………………………..

Инфекционное поражение лоханки почки называется…………………………….






1. Подпишите все составные части нефрона




2. Допишите утверждения

В результате обратного всасывания в нефроне образуется……………………… …………………………………………………………………………………………..

Вместимость в среднем мочевого пузыря…………………………………………..

Инфекционное поражение лоханки почки называется…………………




Фамилия и имя

Задание 1. Дайте ответы на вопросы кроссворда




1








6











































































4





























3

5





























2







7











































































































































































По горизонтали:

1. Процесс обратного всасывания воды и веществ из просвета канальцев в лимфу и кровь.

2. Орган мочевыделительной системы, соединяющий почку и мочевой пузырь.

3. Вещество, получающееся при распаде белков, которое выводит мочевыделительная система

4. Инфекционное поражение почечной лоханки

По вертикали:

4. Инфекционное поражение почек.

  1. Процесс, при котором вода из клеток начинает уходить во внутреннюю среду.

  2. Воспаление мочевого пузыря

7. Структурная и функциональная единица почки

Задание 2. Найдите неверные утверждения, исправьте их.

1. Почки расположены в грудной полости

  1. Почки удаляют из организма мочевину

  2. Кровь в почки поступает через почечную вену

  3. В капсуле нефрона формируется первичная моча

  4. В капсуле нефрона расположен капиллярный клубочек

  5. Из почечной лоханки моча поступает в мочеиспускательный канал





1р

е

а

б

с

о

р

б

6ц

и

я














и
















с
















т
















и











4п

и

е

л

и

т











и













3м

5о

ч

е

в

и

н

а










б


л











2м

о

ч

е

т

о

ч

7н

и

к










з


н


е












в


е


ф












о


ф


р












ж


р


о












и


и


н












в


т














а
















н
















и
















е


































_____________________________________________________________________

Фамилия и имя


Задание 1. Вставьте пропущенные слова в текст

В нефроне происходит 2 процесса:…………………………………….. и ……………. ……………………………………… Процесс фильтрации происходит в …………….. …………………………………………………В результате этого процесса образуется ……………………………………………………..., представляющая собой по составу …………………………………………………….. Обратное всасывание происходит в ……………………………………., в результате образуется…………………………….. …………………..…, содержащая ………………………………………………………… ………..………………………………………………………………………………………


Задание 2. Установите соответствие между органами мочевыделительной системы и их функциями.

Органы выделения

Функции органов или отдельных структур

1. Почки

А. Выделение мочи из почек

2.Мочеточники

Б. Образование первичной мочи

3. Мочевой пузырь

В. Образование вторичной мочи

4. Капсула нефрона

Г. Накопление мочи

5. Каналец нефрона

Д. Выделение мочи из организма

6. Мочеиспускательный канал

Е.Поддержание постоянства внутренней среды организма и выделение продуктов распада

1

2

3

4

5

6


































Закрепление изученного материала.


Фамилия и имя________________________________________________


Тест


1.В коже различают основные:

А) 2 слоя Б) 3 слоя В) 4 слоя

2. Собственно кожа (дерма) образована:

А) эпителиальной тканью

Б) соединительной тканью

В) мышечной тканью

3. Пигмент находится в:

А) собственно коже (дерме)

Б) подкожной клетчатке

В) эпидермисе

4. Потовые и сальные железы расположены в:

А) наружном слое кожи

Б) дерме

В) гиподерме





5. Волосы и ногти – это производные:

А) эпидермиса

Б) дермы

В) гиподермы

6. Волосяные сумки расположены в:

А) эпидермисе

Б) дерме

В) гиподерме

7. Сужение кровеносных сосудов:

А) не влияет на теплоотдачу

Б) увеличивает теплоотдачу

В) уменьшает теплоотдачу




1

2

3

4

5

6

7








7 баллов – «5»

6 баллов – «4»

5 и менее баллов – оценка не выставляется Оценка ___________



РЕФЛЕКСИЯ:


1.Урок полезен, всё понятно



2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно



3. Ещё придется потрудиться



4. Да, трудно всё-таки учиться





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!