Этапы урока | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Формируемые универсальные учебные действия |
1. Мотивирование к учебной деятельности | Приветствуют учителя, слушают его. | - Здравствуйте, ребята! - Садитесь. - А сейчас, давайте, посмотрим друг на друга и улыбнемся друг другу. - Сегодня эпиграфом нашего урока послужат следующие строчки: В дорогу мы возьмем багаж: Учебник, ручку, карандаш, И знаний – целый саквояж.(слайд 1) | ЛУУД: формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия |
2. Актуализация знаний | Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы Наука о классификации растений. Царство – отдел – класс – семейство – род – вид. Признаки | однодольные | двудольные | количество семян | одна | две | корневая система | мочковатая | стержневая | Жилкование листьев | параллельное или дуговое | сетчатое | Семейства Крестоцветные и Розоцветные. Признаки | Крестоцветные | Розоцветные | строение цветка | * Ч4Л4Т4+2П1 | * Ч5Л5Т ͚П ͚ *Ч5Л5Т ͚П1 *Ч5+5Л5Т ͚П ͚ | Тип плода | Стручки или стручочки | Костянка, яблоко, многоорешек | Крестоцветные | Розоцветные | редька пастушья сумка капуста | груша земляника малина шиповник | | - А давайте посмотрим, какие знания хранятся в нашем саквояже. - Что изучает систематика? - Запишите правильный порядок классификации растений. - Проверьте, оцените себя по трех бальной шкале.(слайд 2) - Каковы признаки класса однодольных? Двудольных? - Проверьте, оцените себя. (слайд 3) - Какие семейства мы с вами уже изучили? - По каким признакам растения объединяют в эти семейства? - Проверьте, оцените себя. (слайд 4) - Посмотрите на картинки ( слайд 5) разных растений. Распределите эти растения по известным вам семействам. - Проверьте, оцените себя. (слайд 6) | ЛУУД: самоопределение |
3. Проблематизация (постановка проблемы), выявление места и причины затруднения | остались растения (петуния и белена) Высказывают свои предположения Не смогли распределить по семействам растения Потому что не знаем признаков этих растений | - Что вы заметили? Слайд 7) - Как вы считаете, почему они остались? Почему вы их не распределили по семействам? - Уточните, какая проблема у вас возникла? - Почему вы столкнулись с этой проблемой? | РУУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему. ПУУД: анализировать информацию и обобщать факты |
4. Постановка целей (целеполагание) и планирование учебной деятельности | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение Изучить признаки растений нового семейства, определить значение их для человека. анализируют план | - Любую проблему нужно решать. - Какая задача стоит перед вами? - значит цель нашего урока? (Слайд 8) - Итак, ребята, тема нашего урока «Семейство Пасленовые» Слайд 9) - Чтобы достичь цели, составим план по которому будем двигаться к цели. - 1. Название семейства 2. Особенности строения вегетативных органов 3. Строение цветка 4. Типы плодов 5. Примерная численность видов, относящихся к данному семейству. 6. Жизненные формы растений 7. Примеры растений 8. Значение (Слайд 10) | РУУД: определять и формулировать цель учебной деятельности; составлять план достижения цели, осознавать конечный результат КУУД: уметь обосновывать собственное мнение ПУУД: самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения. Перерабатывать информацию для получения нового результата |
5. Первичное усвоение нового знаний | Самостоятельно узнавать новое Самостоятельно проводят лабораторную работу по выявлению признаков растений семейства пасленовые с гербариями, заполняют таблицу «Характеристика растений семейства пасленовые» Слушают задание учителя, анализируют его. Читают текст параграфа | Работа в группах (лабораторная работа) - Дайте морфолого – биологическую характеристику растению по плану. Слайд11) У каждой группы свое задание. Заполните таблицу - Если у вас возникают затруднения обратитесь к учебнику параграф 28 с.161 - 163 | ПУУД: строить логические рассуждения, формулировать гипотезу, осуществлять сравнение, преобразовывать информацию из одного вида в другой РУУД: выдвигать версии решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно ПУУД: уметь структурировать текст (выделение главного и второстепенного). КУУД: уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений |
| Дополняют сведения о пасленовых Ребята, слушают сообщения Делают выводы об общих признаках семейства. | 3 тыс. видов Травянистые растения, изредка кустарники, в тропиках – деревянистые формы. - у нас остались 7 и 8 пункты нашего плана. Я заранее попросила Леру и Ксюшу подготовить небольшие сообщения о представителях данного семейства и их значении. - Пожалуйста, внимательно послушайте. - Оцените себя на данном этапе урока | РУУД: оценивать продукт своей деятельности |
6. Аналитический этап. Закрепление и применение знаний в знакомой ситуации Применение знаний в новой ситуации | Слушают задания учителя. Выполняют задания Взаимоконтроль в парах. | - Мы изучили характерные признаки растений семейства пасленовые и я предлагаю вам выполнить следующие задания. 1. Сравните эти две формулы: *Ч5Л5Т П1 *Ч(5)Л(5)Т5П1 - Что общего и чем они отличаются? К каким семействам относятся? 2. Задание в рабочей тетради. | КУУД: умение работать в парах, учитывать разные мнения. ЛУУД: оценивать ситуации и поступки. Самоопределение ПУУД: анализировать и оценивать достоверность информации, строить логическое рассуждение |
7. Рефлексия | Озвучивают проблему: не смогли распределить по семействам растения, так как не знаем признаков этих растений. Изучив новый материал, выполнив различные задания, проведя исследование Отвечают на вопросы учителя Выполняют рефлексивное задание - Я узнал, что … - Самым трудным для меня на уроке было … - Самым интересным для меня на уроке было … - Я оценил(а) свою работу на уроке на … | - Давайте вспомним учебную проблему, с которой вы столкнулись в начале урока. - Как вам удалось ее решить? - Сможете ли вы теперь определить, какие растения относят к семейству пасленовые? - Цель урока достигнута? - Я попрошу вас закончить предложения | РУУД: сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки ПУУД: анализировать. КУУД: взаимодействовать с другими людьми ЛУУД: саморефлексия |
8. Домашнее задание | Записывают д/з | параграф 28, выучить признаки растений семейства. по желании.: составить кроссворд по данной теме | |