СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии на тему "Деление клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок формирует знания о митозе, как способе деления клеток, о процессах, происходящих в различные периоды метотического цикла

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии по теме»


Урок биологии по теме: "Митоз – основной способ деления клеток".

Цели урока:

  1. Формирование научного мировоззрения на материале урока:

    1. сформировать знания о митозе как способе деления клеток, о процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла,

    2. определить значение деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов,

    3. актуализировать знания о морфологии хромосом,

    4. рассмотреть механизмы, обеспечивающие генетическую идентичность дочерних клеток по сравнению с материнскими.

  2. Развитие общеучебных компетенций при работе с информационными источниками

  3. Развитие компьютерной грамотности и навыков работы с пользовательской программой Word и Интернет ресурсами.

Демонстрационный материал: теоретический материал, тестовая программа, программное обеспечение, материалы веб-сайта http://kozlenkoa. narod. Ru, мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока

Основное содержание.

Каждую секунду на земле гибнет от старости, болезней и хищников астрономическое количество живых существ, и только благодаря размножению этому универсальному свойству живых организмов, жизнь на Земле не прекращается. В основе размножения и индивидуального развития организмов лежит процесс деления клеток. Способность к делению важнейшее свойство клеток.(на доске схема деление клеток.)

В конце урока вы должны ЗНАТЬ:

  1. Характеристику митоза как основного способа деления эукариотических клеток .

  2. Особенности поведения ядерных компонентов и органоидов клетки в различные фазы митотического деления.

  3. Биологическое значение митоза.

  4. Механизмы, обеспечивающие генетическую идентичность материнских и дочерних клеток.

В конце урока вы должны УМЕТЬ:

Определять клетки, находящиеся в различных фазах митотического деления на иллюстрациях и микропрепаратах.


Запишите дату урока и тему в рабочую тетрадь

Внимательно прочитайте основные требования к итоговым знаниям и умениям. Они помогут определить степень усвоения информации

  1. Выполни тест (приложение 1)

  2. Проведи самопроверку по ключу

  3. Выстави оценку, пользуясь критериями:

“0” ошибок – 5 баллов

“1-2” ошибки – 4 балла

“3-4” ошибки – 3 балла

“5 и более” - 2 балла

4. Уточни у товарища или учителя вопросы, на которые даны ошибочные ответы. Запиши в тетради – “Вводный тест”.


2. Изучение нового материала.

Цель: познакомиться с отличительными особенностями митоза в целом и его отдельных фаз.

Внимательно просматривая мульмедийную презентацию составьте таблицу “Фазы митотического деления”.

фаза

хромосомный набор

рисунок

основные процессы

  1. Запиши определение митоза и его биологическое значение в тетрадь

3. Закрепление.

  1. Внимательно посмотрите информацию о фазах митоза. Сопоставьте их с цифровыми фотографиями: особое внимание уделите поведению хромосомного материала.

2.Внимательно прочитайте и ещё раз проанализируйте требования к знаниями и умениям.

3.Возникающие вопросы решите с помощью учителя

4.Домашнее задание.

  1. Стандартное: изучить текст параграфа, ответить на вопросы.

Индивидуальное: подготовить медиапрезентацию по теме “Митоз”.

Индивидуальное задание оценивается отдельно



Просмотр содержимого документа
«митоз прил-1»

Вводный тест

А1. Носителями наследственной информации являются

  1. клеточные ядра

  2. хромосомы

  3. половые клетки-гаметы

  4. соматические клетки

А2. Хроматин – комплексное вещество, состоящее из

  1. белков и липидов

  2. липидов и углеводов

  3. липидов и ДНК

  4. белков и ДНК

А3. Хроматин имеет 2 стабильных пространственных состояния

  1. нитчатое и глобулярное

  2. нитчатое и спирализованное

  3. спирализованное и глобулярное

  4. твердое и растворенное

А4. Хромосомный набор, полученный от родителей

  1. генотип

  2. гаплоидный набор

  3. кариотип

  4. диплоидный набор

А5 Хромосомный набор, характерный для соматических клеток

  1. генотип

  2. гаплоидный набор

  3. кариотип

  4. диплоидный набор

А6. Хромосомный набор, характерный для гамет

  1. генотип

  2. гаплоидный набор

  3. кариотип

  4. диплоидный набор

А7. Репликация ДНК – это процесс

  1. копирования нуклеотидной последовательности ДНК на иРНК

  2. сборки отдельных нуклеотидов в одну цепь

  3. реализация информации, закодированной в ДНК, через порядок соединения аминокислот в белковую молекулу

  4. полуконсервативного удвоения на основе принципа коплементарности

А8. Хромосомы к летках эукариот расположены в

  1. цитоплазме

  2. ядре

  3. в каналах эндоплазматического ретикулума

  4. не имеют четкого места расположения

А9. Ядерное вещество в клетках эукариот отделено от цитоплазмы

  1. каналами эндоплазматического ретикулума

  2. двумембранной оболочкой с порами

  3. микротрубочками, составляющими цитоскелет

  4. никак не отделено

А10. Клеточный центр – это немебранный органоид, состоящий из двух

  1. субъединиц: большой и малой

  2. центриолей

  3. хроматид

  4. ядрышек.



Просмотр содержимого документа
«прил урок митоз»

Т Е О Р Е Т И Ч Е С К И Й М А Т Е Р И А Л

Митотический и жизненный циклы. Период существования клетки от момента ее образования путем деления материнской клетки (включая само деление) до собственного деления или смерти называют жизненным (клеточным) циклом.
Продолжительность жизненного цикла различных клеток многоклеточного организма различна. Так, клетки нервной ткани после завершения эмбрионального периода перестают делиться и функционируют на протяжении всей жизни организма, а затем погибают. Клетки же зародыша на стадии дробления, завершив одно деление, сразу приступают к следующему, минуя все остальные фазы.

Митоз – непрямое деление соматических клеток, в результате которого сначала происходит удвоение, а затем равномерное распределение наследственного материала между дочерними клетками.
Биологическое значение митоза: в результате митоза образуются две клетки, каждая из которых содержит столько же хромосом, сколько их было в материнской. Дочерние клетки генетически идентичны родительской. Число клеток в организме увеличивается, что представляет собой один из главных механизмов роста. Многие виды растений и животных размножаются бесполым путем при помощи одного лишь митотического деления клеток, таким образом, митоз лежит в основе размножения. Митоз обеспечивает регенерацию утраченных частей и замещение клеток, происходящее в той или иной степени у всех многоклеточных организмов.

Митотический цикл состоит из интерфазы и митоза. Длительность митотического цикла у разных организмов сильно варьирует. Непосредственно на деление клетки уходит обычно 1–3 ч, то есть основную часть жизни клетка находится в интерфазе.

Интерфазой называют промежуток между двумя клеточными делениями. Продолжительность интерфазы, как правило, составляет до 90% всего клеточного цикла. Интерфаза состоит из трех периодов: пресинтетический, или G1; синтетический, или S; постсинтетический, или G2.

Начальный отрезок интерфазы – пресинтетический период (2n2с, где n – количество хромосом, с – количество ДНК), период роста, начинающийся непосредственно после митоза. Синтетический период по продолжительности очень различен: от нескольких минут у бактерий до 6–12 ч в клетках млекопитающих. Во время синтетического периода происходит самое главное событие интерфазы – удвоение молекул ДНК. Каждая хромосома становится двухроматидной, а число хромосом не изменяется (2n4с).

Постсинтетический период. Обеспечивает подготовку клетки к делению и также характеризуется интенсивными процессами синтеза белков, входящих в состав хромосом; синтезируются ферменты и энергетические вещества, необходимые для обеспечения процесса деления клетки.

Митоз. Для удобства изучения происходящих во время деления событий митоз разделяют на четыре стадии: профазу, метафазу, анафазу, телофазу.

Профаза (2n4с). В результате спирализации хромосомы уплотняются, укорачиваются. В поздней профазе хорошо видно, что каждая хромосома состоит из двух хроматид, соединенных центромерой. Хромосомы начинают передвигаться к клеточному экватору. Формируется веретено деления, ядерная оболочка исчезает, и хромосомы свободно располагаются в цитоплазме. Ядрышко обычно исчезает чуть раньше.

Метафаза (2n4с). Хромосомы выстраиваются в плоскости экватора, образуя так называемую метафазную пластинку. Центромеры хромосом лежат строго в плоскости экватора. Нити веретена прикрепляются к центромерам хромосом, некоторые нити проходят от полюса к полюсу клетки, не прикрепляясь к хромосомам.

Анафаза (4n4с). Начинается с деления центромер всех хромосом, в результате чего хроматиды превращаются в две совершенно обособленные, самостоятельные дочерние хромосомы. Затем дочерние хромосомы начинают расходиться к полюсам клетки.

Телофаза (2n2с). Хромосомы концентрируются на полюсах клетки и деспирализуются. Веретено деления разрушается. Вокруг хромосом формируется оболочка ядер дочерних клеток, затем происходит деление цитоплазмы клетки (или цитокинез).

При делении животных клеток на их поверхности в плоскости экватора появляется борозда, которая, постепенно углубляясь, разделяет материнскую клетку на две дочерние. У растений деление происходит путем образования так называемой клеточной пластинки, разделяющей цитоплазму. Она возникает в экваториальной области веретена, а затем растет во все стороны, достигая клеточной стенки.



Просмотр содержимого презентации
«Деление клетки»

Наборы хромосом в клетке   Диплоидный – парный набор хромосом (2 n) Каждой хромосоме есть гомологичная ей парная хромосома У человека 46 хромосом – 23 пары

Наборы хромосом в клетке

  • Диплоидный – парный набор хромосом (2 n)

Каждой хромосоме есть гомологичная ей парная хромосома

У человека 46 хромосом – 23 пары

  • Гаплоидный непарный, одинарный набор (n)
Типы клеток

Типы клеток

  • Соматические клетки – неполовые.
    • Половые клетки (гаметы)
      Типы хромосом

      Типы хромосом

      • Половые хромосомы
      • В соматических клетках их 1 пара. В половых клетках – 1 половая хромосома.
      • В соматических клетках их 1 пара. В половых клетках – 1 половая хромосома.
      • Аутосомы – неполовые хромосомы
      • В соматических клетках человека – 22 пары, в половых клетках – 22.
      • В соматических клетках человека – 22 пары, в половых клетках – 22.
      Строение хромосомы хроматиды Вторичная перетяжка Центромера (центральная перетяжка)

      Строение хромосомы

      хроматиды

      Вторичная перетяжка

      Центромера (центральная перетяжка)

      Митоз - это деление ядра на два дочерних, идентичных материнскому ядру и друг другу

      Митоз

      - это деление ядра на два дочерних, идентичных материнскому ядру и друг другу

      Схема клеточного цикла

      Схема клеточного цикла

      Клетки на разных стадиях клеточного цикла

      Клетки на разных стадиях клеточного цикла

      Биологическое значение митоза заключается в точном распределении генетической информации между дочерними клетками, что обеспечивает генетическую преемственность.

      Биологическое значение митоза

      заключается в точном распределении генетической информации между дочерними клетками, что обеспечивает генетическую преемственность.

      Как называется жизнедеятельность клетки между двумя митозами? -!!!

      Как называется жизнедеятельность клетки между двумя митозами?

      -!!!

      метафазы Центромеры

      метафазы

      Центромеры

      Анафаза

      Анафаза

      Итак, что такое митоз? -правильно

      Итак, что такое митоз?

      -правильно

      ? интерфаза

      ?

      интерфаза

      Задания: Б В А Г

      Задания:

      Б

      В

      А

      Г

      Задания: 4 5 3 1 2

      Задания:

      4

      5

      3

      1

      2


      Скачать

      Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

      Вебинар для учителей

      Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!