СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок " Плесневые грибы и дрожжи"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение особенностей строения и процессов жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей,раскрытие их роли в природе и жизни человека, а также влияние на здоровье людей, сохранность материалов и использование в хозяйственной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок " Плесневые грибы и дрожжи"»

 Урок биологии на тему:  «Плесневые грибы и дрожжи».   Тальянова Наталия Олеговна Учитель биологии МБОУ «Лицей № 2» г. Дзержинский МО.

Урок биологии на тему: «Плесневые грибы и дрожжи».

Тальянова Наталия Олеговна

Учитель биологии

МБОУ «Лицей № 2» г. Дзержинский МО.

  Беседа по вопросам :      Какое строение имеют шляпочные грибы? Каким образом белки и зайцы способствуют распространению шляпочных грибов в лесах? Какие ядовитые грибы вам известны? Каковы признаки отравления ядовитыми грибами?  Какое строение имеют шляпочные грибы? Каким образом белки и зайцы способствуют распространению шляпочных грибов в лесах? Какие ядовитые грибы вам известны? Каковы признаки отравления ядовитыми грибами?  Какое строение имеют шляпочные грибы? Каким образом белки и зайцы способствуют распространению шляпочных грибов в лесах? Какие ядовитые грибы вам известны? Каковы признаки отравления ядовитыми грибами? Какое строение имеют шляпочные грибы? Каким образом белки и зайцы способствуют распространению шляпочных грибов в лесах? Какие ядовитые грибы вам известны? Каковы признаки отравления ядовитыми грибами?  

Беседа по вопросам :

  • Какое строение имеют шляпочные грибы? Каким образом белки и зайцы способствуют распространению шляпочных грибов в лесах? Какие ядовитые грибы вам известны? Каковы признаки отравления ядовитыми грибами?
  • Какое строение имеют шляпочные грибы? Каким образом белки и зайцы способствуют распространению шляпочных грибов в лесах? Какие ядовитые грибы вам известны? Каковы признаки отравления ядовитыми грибами?
  • Какое строение имеют шляпочные грибы? Каким образом белки и зайцы способствуют распространению шляпочных грибов в лесах? Какие ядовитые грибы вам известны? Каковы признаки отравления ядовитыми грибами?
  • Какое строение имеют шляпочные грибы?
  • Каким образом белки и зайцы способствуют распространению шляпочных грибов в лесах?
  • Какие ядовитые грибы вам известны?
  • Каковы признаки отравления ядовитыми грибами?

 

Проверим себя! Ответы: Вариант 1. 1- b ; 2- a , b ; 3- b ; 4- b ; 5- c . Вариант 2. 1- a ; 2- a , b ; 3- b ; 4 – a , b ; 5- c , d .  Критерии оценивания теста: 5 правильных ответов – «5»; 4 правильных ответа- «4»; 3 правильных ответа – «3»; меньше правильных ответов – «2».

Проверим себя!

Ответы:

Вариант 1. 1- b ; 2- a , b ; 3- b ; 4- b ; 5- c .

Вариант 2. 1- a ; 2- a , b ; 3- b ; 4 – a , b ; 5- c , d .

  • Критерии оценивания теста:
  • 5 правильных ответов – «5»; 4 правильных ответа- «4»; 3 правильных ответа – «3»; меньше правильных ответов – «2».
 Урок биологии на тему:  «Плесневые грибы и дрожжи».   Тальянова Наталия Олеговна Учитель биологии МБОУ «Лицей № 2» г. Дзержинский МО.

Урок биологии на тему: «Плесневые грибы и дрожжи».

Тальянова Наталия Олеговна

Учитель биологии

МБОУ «Лицей № 2» г. Дзержинский МО.

Цели урока. Сформировать понятие о плесневых грибах и дрожжах, их значении. Изучить особенности строения и значение плесневых грибов на примере мукора и пеницилла. Изучить размножение и особенности строения дрожжей.

Цели урока.

  • Сформировать понятие о плесневых грибах и дрожжах, их значении.
  • Изучить особенности строения и значение плесневых грибов на примере мукора и пеницилла.
  • Изучить размножение и особенности строения дрожжей.
Отгадай, название какого одноклеточного гриба зашифровано?

Отгадай, название какого одноклеточного гриба зашифровано?

 Задание 1.    Изучите § 9 на стр. 44 и продолжите предложения: Дрожжи размножаются… Необходимые условия для размножения дрожжей… В процессе жизнедеятельности дрожжей выделяется газ…

Задание 1.

Изучите § 9 на стр. 44 и продолжите предложения:

  • Дрожжи размножаются…
  • Необходимые условия для размножения дрожжей…
  • В процессе жизнедеятельности дрожжей выделяется газ…
Ответы к заданию № 1. Дрожжи размножаются почкованием. Необходимые условия для размножения дрожжей – тепло, питательная среда с сахаром. При жизнедеятельности дрожжей выделяется углекислый газ. Критерии оценивания: рисунок дрожжей в тетради, ответы на все вопросы- «5»; рисунок и два ответа – «4»; рисунок и один ответ – «3».

Ответы к заданию № 1.

  • Дрожжи размножаются почкованием.
  • Необходимые условия для размножения дрожжей – тепло, питательная среда с сахаром.
  • При жизнедеятельности дрожжей выделяется углекислый газ.

Критерии оценивания:

рисунок дрожжей в тетради, ответы на все вопросы- «5»; рисунок и два ответа – «4»; рисунок и один ответ – «3».

Мицелий состоит из тонких бесцветных ветвящихся нитей Не имеет хлорофилла. МУКОР Мицелий состоит из одной разветвлённой клетки со множеством ядер Питается готовыми органическими веществами. Сапрофит

Мицелий состоит из тонких бесцветных ветвящихся нитей

Не имеет хлорофилла.

МУКОР

Мицелий состоит из одной разветвлённой клетки со множеством ядер

Питается готовыми органическими веществами.

Сапрофит

   Строение микроскопа.      окуляр винты объективы штатив предметный столик зеркало основание

Строение микроскопа.

окуляр

винты

объективы

штатив

предметный столик

зеркало

основание

      Лабораторная работа 2 (6 мин).  «Плесневый гриб мукор».  Цель: Изучить особенности строения плесневых грибов на примере мукора.     Рассмотреть мукор под микроскопом. Почему его называют белой плесенью? Найти грибницу и «головки» - плодовые тела со спорами. Какое они имеют строение? На препарат мукора пипеткой нанести каплю воды и наблюдать, как увеличиваются размеры грибниц и плодовых тел. Почему это происходит? Зарисовать и подписать названия составных частей мукора (1- гифы; 2- спорангий).  

Лабораторная работа 2 (6 мин). «Плесневый гриб мукор». Цель: Изучить особенности строения плесневых грибов на примере мукора.

  • Рассмотреть мукор под микроскопом. Почему его называют белой плесенью?
  • Найти грибницу и «головки» - плодовые тела со спорами. Какое они имеют строение?
  • На препарат мукора пипеткой нанести каплю воды и наблюдать, как увеличиваются размеры грибниц и плодовых тел. Почему это происходит?
  • Зарисовать и подписать названия составных частей мукора (1- гифы; 2- спорангий).

 

Задание 2 . Посмотрите на изображение шляпочного гриба и мукора. Отметьте сходство и различия в их строении. Строение шляпочного гриба. Мицелий мукора.

Задание 2 .

  • Посмотрите на изображение шляпочного гриба и мукора. Отметьте сходство и различия в их строении.

Строение шляпочного гриба.

Мицелий мукора.

Ответы к заданию № 2. Сходство шляпочного гриба и мукора. Различия шляпочного гриба и мукора. Имеют грибницу – мицелий. Сапрофиты. Размножаются спорами. Мицелий мукора – одноклеточный, а шляпочных грибов – многоклеточный. Шляпочные грибы образуют плодовые тела, а мукор – нет. Критерии оценивания: указаны все черты сходства и различия – «5»; есть недочёты, или не указана 1 черта – «4»; не указаны 2 черты – «3».

Ответы к заданию № 2.

Сходство шляпочного гриба и мукора.

Различия шляпочного гриба и мукора.

  • Имеют грибницу – мицелий.
  • Сапрофиты.
  • Размножаются спорами.
  • Мицелий мукора – одноклеточный, а шляпочных грибов – многоклеточный.
  • Шляпочные грибы образуют плодовые тела, а мукор – нет.

Критерии оценивания: указаны все черты сходства и различия – «5»; есть недочёты, или не указана 1 черта – «4»; не указаны 2 черты – «3».

Это и был первый современный антибиотик. В конце 20- х годов 20 века английский микробиолог Александр Флеминг в стеклянных чашечках, наполненных питательным студнем, растил посевы микроорганизмов, вызывающих заражение крови. Флеминг каждое утро осматривал культуры в чашках, однажды профессор увидел, что в одной из чашек выросло совсем не то, что он сеял. На поверхности студня проступали пятна зелёной плесени (пеницилла). Вещество, которое выделял гриб в питательный студень, убивало микроорганизмы. Это вещество Флеминг назвал по имени гриба - пенициллин (1929 г.) Можно было развести пенициллин в 800 раз и более, и все же он оставался губительным для микробов.

Это и был первый современный антибиотик.

В конце 20- х годов 20 века английский микробиолог Александр Флеминг в стеклянных чашечках, наполненных питательным студнем, растил посевы микроорганизмов, вызывающих заражение крови. Флеминг каждое утро осматривал культуры в чашках, однажды профессор увидел, что в одной из чашек выросло совсем не то, что он сеял. На поверхности студня проступали пятна зелёной плесени (пеницилла). Вещество, которое выделял гриб в питательный студень, убивало микроорганизмы. Это вещество Флеминг назвал по имени гриба - пенициллин (1929 г.) Можно было развести пенициллин в 800 раз и более, и все же он оставался губительным для микробов.

Задание 3.   Изучите рисунок 26 на странице № 43 учебника и дайте ответ на вопрос: Чем отличается мицелий мукора и пеницилла?  2- мукор 1- пеницилл

Задание 3.

Изучите рисунок 26 на странице № 43 учебника и дайте ответ на вопрос:

Чем отличается мицелий мукора и пеницилла?

2- мукор

1- пеницилл

Ответ на задание № 3. Грибница пеницилла, в отличие от мукора состоит из ветвящихся нитей, разделённых перегородками на отдельные клетки. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а в кисточках.  Критерии оценивания: выполнена вся работа – «5»; ответы полные, но есть недочёты – «4»; дан ответ на один вопрос – «3».

Ответ на задание № 3.

  • Грибница пеницилла, в отличие от мукора состоит из ветвящихся нитей, разделённых перегородками на отдельные клетки.
  • Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а в кисточках.

Критерии оценивания: выполнена вся работа – «5»; ответы полные, но есть недочёты – «4»; дан ответ на один вопрос – «3».

Вопросы классу. С какими плесневыми грибами мы познакомились на уроке? Какое строение имеет мукор? Имеет ли мукор сходство со шляпочными грибами? Что получают из пеницилла? Как человек использует антибиотики? Как размножаются дрожжи? С какими плесневыми грибами мы познакомились на уроке? Какое строение имеет мукор? Имеет ли мукор сходство со шляпочными грибами? Что получают из пеницилла? Как человек использует антибиотики? Как размножаются дрожжи?

Вопросы классу.

  • С какими плесневыми грибами мы познакомились на уроке? Какое строение имеет мукор? Имеет ли мукор сходство со шляпочными грибами? Что получают из пеницилла? Как человек использует антибиотики? Как размножаются дрожжи?
  • С какими плесневыми грибами мы познакомились на уроке?
  • Какое строение имеет мукор?
  • Имеет ли мукор сходство со шляпочными грибами?
  • Что получают из пеницилла?
  • Как человек использует антибиотики?
  • Как размножаются дрожжи?
Рефлексия. Как вы думаете, пригодятся ли вам на следующем уроке знания, полученные на сегодняшнем уроке? Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? Какое задание оказалось для вас самым сложным? С каким заданием вы справились легко? Как вы считаете, объективно ли вы оценили вашу деятельность на сегодняшнем уроке?   

Рефлексия.

  • Как вы думаете, пригодятся ли вам на следующем уроке знания, полученные на сегодняшнем уроке?
  • Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
  • Какое задание оказалось для вас самым сложным?
  • С каким заданием вы справились легко?
  • Как вы считаете, объективно ли вы оценили вашу деятельность на сегодняшнем уроке?

 

Домашнее задание: Обязательный уровень: § 9, ответить на вопросы в конце параграфа; Задание на «4»: подготовить не менее 3 вопросов к параграфу; Задание на «5»: подготовить слайд – проект о грибах-паразитах растений и животных. Слайд

Домашнее задание:

  • Обязательный уровень:
  • § 9, ответить на вопросы в конце параграфа;
  • Задание на «4»: подготовить не менее 3 вопросов к параграфу;
  • Задание на «5»: подготовить слайд – проект о грибах-паразитах растений и животных. Слайд
Интернет – источники и литература. mages.yandex.ru/yandsearch?text= скачать%20картинки%20гриб%20дрожжи& noreask=1&img_url=www.candidasymptomsinfo.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F03%2Fcandida.jpg&pos=0&rpt=sim http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BC%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%80&img_url=t1.ftcdn.net%2Fjpg%2F00%2F06%2F77%2F78%2F400_F_6777828_Zv0oSbbagSbIPf6tKYoqKQ9XmhbmbGo0.jpg&pos=73&rpt=simage  http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text= скачать%20картинки%20строение%20гриба%20грибница%20мицелий& img_url=www.darlesa.ru%2Fuploads%2Fposts%2 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BC%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0&img_url=www.distedu.ru%2Fmirror%2F_bio%2Fbio.1september.ru%2F2001%2F08%2F1.gif&pos=8&rpt=simage В.В. Пасечник учебник биологии для 6 класса «Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники», Москва, изд. «Дрофа». Т.Е. Буяло, Т.М. Васюта «Уроки биологии 7 класс» пособие для учителя, Тернополь , изд. «Учебная книга».

Интернет – источники и литература.

  • mages.yandex.ru/yandsearch?text= скачать%20картинки%20гриб%20дрожжи& noreask=1&img_url=www.candidasymptomsinfo.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F03%2Fcandida.jpg&pos=0&rpt=sim
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BC%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%80&img_url=t1.ftcdn.net%2Fjpg%2F00%2F06%2F77%2F78%2F400_F_6777828_Zv0oSbbagSbIPf6tKYoqKQ9XmhbmbGo0.jpg&pos=73&rpt=simage
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text= скачать%20картинки%20строение%20гриба%20грибница%20мицелий& img_url=www.darlesa.ru%2Fuploads%2Fposts%2
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BC%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0&img_url=www.distedu.ru%2Fmirror%2F_bio%2Fbio.1september.ru%2F2001%2F08%2F1.gif&pos=8&rpt=simage
  • В.В. Пасечник учебник биологии для 6 класса «Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники», Москва, изд. «Дрофа».
  • Т.Е. Буяло, Т.М. Васюта «Уроки биологии 7 класс» пособие для учителя, Тернополь , изд. «Учебная книга».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!