Биология
Класс 5
Дата: 14.03.2023 г.
Урок № 24
Тема урока: «Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания».
Цель урока: сформировать представление обучающихся о цепях и сетях питания в природном сообществе, о группах живых организмах и взаимосвязи между ними.
Результаты обучения:
Предметные: у учащихся сформируется представление о понятиях экосистема, цепь питания, сеть питания, живых организмах – производителях, потребителях, разрушителях; введение понятия «пищевые цепи» и «пищевые сети», изучить цепи питания различных биоценозов, прогнозировать последствие нарушения цепи питания выпадением одного звена.
Метапредметные результаты: Построение логических рассуждения, выявление причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях и анализировать предложенные биологические ситуации.
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими обучающимися и достижение в нем взаимопонимания, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в группе, сохранение мотивации к учебной деятельности, чувства удовлетворенности от процесса получения новых знаний, проявление интереса; бережное отношение к природе, понимание ее целостности;; осознание экологических проблем и путей их решения.
Оборудование: компьютер, презентация, дидактические карточки.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
Приветствие. Готовность к уроку.
Вступительное слово.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг,
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг … природа
Проверка д.з. (фронтальный опрос).
-Что такое природное сообщество?Приведите примеры?
- Что влияет на жизнедеятельность живых организмов ?(факторы живой и неживой природы). Приведите примеры.
Актуализация опорных знаний. Постановка учебной темы.
Ни один организм на Земле не способен к самостоятельному изолированному существованию. На определенной территории совместно проживают различные растения, животные, грибы и микроорганизмы, которые взаимно влияют друг на друга. В любой природной среде, с различными климатическими условиями, существуют природные сообщества взаимосвязанных живых организмах. Об особенностях отношения живых организмов друг с другом и будет посвящен наш урок.
Тема урока: «Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания».
Деятельность учителя: В природном сообществе живые организмы связаны не только между собой, но и со средой обитания. Такое сообщество называется – экосистемой.
Деятельность учащихся:Слушают учителя, ведут записи в тетради.
Взаимосвязи организмов в экосистеме.
Рассмотрите рисунок, что обозначают стрелки между живыми организмами, что является основой этих взаимодействий.
В экосистеме между этими организмами устанавливаются пищевые связи – цепи питания.Обычно они состоят из 3- 5 звеньев.
Начинается пищевая цепь всегда с производителей, т.е. с зелёных растений.
Второе звено цепи – травоядные организмы, затем хищники.
Например….
Рис. 1. Пищевая цепь «злаковое растение — полевая мышь — гадюка — орёл-змееяд»
.
Полевые мыши питаются и животной пищей — насекомыми, например кобылками. Кобылки поедают зелёные растения. Мышь может стать добычей лисицы.
Рис. 2. Пищевая цепь «клевер — кобылка — полевая мышь — лисица»
.
Крупные растения — деревья и кустарники — тоже служат пищей для животных, больших и малых. Так, ветки дуба поедают копытные животные (лоси, косули, олени); его желудями питаются кабаны, белки, мыши; листву используют в пищу многочисленные личинки бабочек, пилильщиков, жуки — листоеды и долгоносики.
Рис. 3. Пищевая цепь «дуб — жук-долгоносик — поползень — филин»
.
Пищевая цепь, или цепь питания, — это ряд организмов, связанных друг с другом пищевыми отношениями. Пищевая цепь показывает последовательность переноса веществ и энергии от одного организма к другому.Ребята, обратите внимание, что в пищевой цепи каждый организм служит пищей предыдущему.
Любой организм сообщества входит в состав пищевой цепочки и, как правило, не одной, а множества. Если отразить все пищевые связи на схеме, то получится пищевая сеть, или сеть питания.
Например, лист растения могут есть и гусеницы и слизень, а гусеница может стать пищей для жука, так и лакомством для птицы, которая кстати говоря, может съесть и самого жука. Поэтому в природных сообществах складываются не пищевые цепи, а пищевые сети.
Рис. 4. Пищевая сеть сообщества организмов, обитающих на участке луга
Деятельность учащихся
Осмысляют, принимают углубление материала.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА!!!!
Работа в группах (дидактич.карточки)
Закрепление.
* Любая цепь питания состоит из звеньев. Причем, количество звеньев, как правило, не превышает 5-6. Как вы думаете, почему пищевые цепи состоят не более чем из 5-6 звеньев?
Деятельность учащихся
Строят предположения, решают, ведут самопроверку, осуществляют самооценку.
Подведение итогов. Рефлексия.
Устный опрос по пройденному материалу.
Что такое цепь питания?
Сколько звеньев образуют цепь питания и почему?
Что такое «сеть питания»?
Домашнее задание.
Составить по одной цепи питания луга, леса, озера.
*Творческое задание (по желанию): Сочините сказку о взаимоотношениях организмов в сообществе (на выбор)