СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Пищевые связи в сообществах, цепи питания"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 класс "Пищевые связи в сообществах"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Пищевые связи в сообществах, цепи питания"»

Биология

Класс 5

Дата: 14.03.2023 г.

Урок № 24

Тема урока: «Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания».

Цель урока: сформировать представление обучающихся о цепях и сетях питания в природном сообществе, о группах живых организмах и взаимосвязи между ними.

Результаты обучения:

Предметные: у учащихся сформируется представление о понятиях экосистема, цепь питания, сеть питания, живых организмах – производителях, потребителях, разрушителях; введение понятия «пищевые цепи» и «пищевые сети», изучить цепи питания раз­личных биоценозов, прогнозировать последствие нарушения цепи питания выпадением одного звена.

Метапредметные результаты: Построение логических рассуждения, выяв­ление причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях и анализировать предложенные биологические ситуации.

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими обучающимися и достижение в нем взаимопонимания, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в группе, сохранение мотивации к учебной деятельности, чувства удовлетворенности от процесса получения новых знаний, проявление интереса; бережное отношение к природе, понимание ее целостности;; осознание экологических про­блем и путей их решения.

Оборудование: компьютер, презентация, дидактические карточки.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

Приветствие. Готовность к уроку.


Вступительное слово.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг,

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг … природа

Проверка д.з. (фронтальный опрос).

-Что такое природное сообщество?Приведите примеры?

- Что влияет на жизнедеятельность живых организмов ?(факторы живой и неживой природы). Приведите примеры.


Актуализация опорных знаний. Постановка учебной темы.

Ни один организм на Земле не способен к самостоятельному изолированному существованию. На определенной территории совместно проживают различные растения, животные, грибы и микроорганизмы, которые взаимно влияют друг на друга. В любой природной среде, с различными климатическими условиями, существуют природные сообщества взаимосвязанных живых организмах. Об особенностях отношения живых организмов друг с другом и будет посвящен наш урок.

Тема урока: «Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания».

Деятельность учителя: В природном сообществе живые организмы связаны не только между собой, но и со средой обитания. Такое сообщество называется – экосистемой.

Деятельность учащихся:Слушают учителя, ведут записи в тетради.


Взаимосвязи организмов в экосистеме.

Рассмотрите рисунок, что обозначают стрелки между жи­выми организмами, что является основой этих взаимодействий.







В экосистеме между этими организмами устанавливаются пищевые связи – цепи питания.Обычно они состоят из 3- 5 звеньев.

Начинается пищевая цепь всегда с производителей, т.е. с зелёных растений.

Второе звено цепи – травоядные организмы, затем хищники.

Например….

Рис. 1. Пищевая цепь «злаковое растение — полевая мышь — гадюка — орёл-змееяд»

.

Полевые мыши питаются и животной пищей — насекомыми, например кобылками. Кобылки поедают зелёные растения. Мышь может стать добычей лисицы.

Рис. 2. Пищевая цепь «клевер — кобылка — полевая мышь — лисица»

.

Крупные растения — деревья и кустарники — тоже служат пищей для животных, больших и малых. Так, ветки дуба поедают копытные животные (лоси, косули, олени); его желудями питаются кабаны, белки, мыши; листву используют в пищу многочисленные личинки бабочек, пилильщиков, жуки — листоеды и долгоносики.

Рис. 3. Пищевая цепь «дуб — жук-долгоносик — поползень — филин»

.

Пищевая цепь, или цепь питания, — это ряд организмов, связанных друг с другом пищевыми отношениями. Пищевая цепь показывает последовательность переноса веществ и энергии от одного организма к другому.Ребята, обратите внимание, что в пищевой цепи каждый организм служит пищей предыдущему.

Любой организм сообщества входит в состав пищевой цепочки и, как правило, не одной, а множества. Если отразить все пищевые связи на схеме, то получится пищевая сеть, или сеть питания.

Например, лист растения могут есть и гусеницы и слизень, а гусеница может стать пищей для жука, так и лакомством для птицы, которая кстати говоря, может съесть и самого жука. Поэтому в природных сообществах складываются не пищевые цепи, а пищевые сети.

Рис. 4. Пищевая сеть сообщества организмов, обитающих на участке луга

Деятельность учащихся

Осмысляют, принимают углубление материала.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА!!!!

Работа в группах (дидактич.карточки)



Закрепление.

* Любая цепь питания состоит из звеньев. Причем, количе­ство звеньев, как правило, не превышает 5-6. Как вы думаете, почему пищевые цепи состоят не более чем из 5-6 звеньев?







Деятельность учащихся

Строят предположения, решают, ведут самопроверку, осуществляют самооценку.

Подведение итогов. Рефлексия.

Устный опрос по пройденному материалу.

  1. Что такое цепь питания?

  2. Сколько звеньев образуют цепь питания и почему?

  3. Что такое «сеть питания»?

Домашнее задание.

Составить по одной цепи питания луга, леса, озера.

*Творческое задание (по желанию): Сочините сказку о взаимоотношениях организмов в сообществе (на выбор)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!