СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Озера, болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок с элементами групповой работы.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Озера, болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники".»

Тема: Озёра, болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники.


Цели и задачи урока:

Продолжить формирование знаний об особенностях и главных чертах внутренних

вод России;

продолжить развивать умения работать с различными источниками географической информации; развивать самостоятельность и активность учащихся;

воспитание любви к своей Родине.

Оборудование: физическая карта России, картины, атлас, карточки


Тип урока: комбинированный


Ход урока

I. Организационный момент


II. Актуализация познавательной деятельности учащихся.

Задание 1. Составьте характеристику реки, используя предложенные признаки.

  1. Ледниковое питание

  2. Смешанное питание

  3. Дождевое питание

  4. Половодье весной

  5. Половодье летом

  6. Имеет большое падение реки

  7. Имеет небольшое падение реки

  8. Не замерзает зимой

  9. Замерзает на продолжительный срок

  10. Впадает в Северный Ледовитый океан

  11. Река бессточной области

  12. Впадает в Тихий океан


Обь: 2, 4, 7, 9, 10

Терек: 1, 5, 6, 8, 11


Количество правильных ответов - отметка

10-9 – «5»;

8– 7 – «4»;

6– 5 – «3».

Те, кто получил отметки «2» и «3» ещё раз дома проработайте этот материал.


Вспомните:

Что такое внутренние воды?

Все ли виды внутренних вод мы изучили?


Запишите тему урока «Озёра, болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники.»


III. Изучение нового материала

Цели: На сегодняшнем уроке вы

Узнаете: об особенностях размещения, происхождении и значении различных видов внутренних вод России

1.Озёра

Вспомните что такое озеро?

Озеро – природное углубление, заполненное водой.

А вот как поэтически красиво передал нам своё восприятие А. Блок:


Как женщина усталая, оно

Раскинулось в низу и смотрит в небо,

Туманится и даль поит туманом,

И отняло у неба весь закат.


Такого количества и такого разнообразия озёр, как в России, нет ни в одной стране мира.

Назовите известные вам наиболее крупные озёра России.


Вы сказали, что озеро – природное углубление, а углубление – это котловина, образованная на земной поверхности. Озёрные котловины имеют разное происхождение.


Откройте учебник стр. 116 таблица 10 «Происхождение озёрных котловин».

Как образовались озёрные котловины:

  • тектонических озёр;

(образовались в результате тектонических движений земной коры)

  • вулканических озёр;

( образовались в кратерах потухших вулканов)

  • ледниковых озёр.

( образовались в результате деятельности древних ледников)

Найдите на физической карте России примеры этих озёр.


Термокарстовые озёрные котловины образуются в воронках и провалах, образованных в областях, сложенных растворимыми горными породами.


Как называются озёрные котловины, образованные обвалами, оползнями? (завальные, запрудные)

Назовите главные районы распространения этих озёр.


Озеро это не только котловина, но и углубление, заполненное водой.

По каким признакам, и на какие группы можно ещё разделить озёра?


Озёра

пресные солёные

(Байкал, Ладожское) (Эльтон, Баскунчак)


Озёра по приходу и расходу воды

Сточные бессточные

(Байкал) (Чаны)


Какую роль играют озёра в природе и жизни человека?


2. Болота. Подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники.


Задание 2. Используя текст учебника стр. 117 – 120 и карты атласа заполните схему.

Работа в группах: 1. Прочитайте текст
2. Заполните схему

3. Выберите отвечающего

4. Представьте результаты своей работы.

Карточка 1.


Болото – природный комплекс с избыточным увлажнением почвы, влаголюбивой растительностью и животным миром.


Причина образования:


Районы распространения


Значение



Карточка 2.


Подземные воды – вода, находящаяся в земной коре.


Подземные воды



Районы распространения эксплуатационных запасов

Значение


Карточка 3

Многолетняя мерзлота -


Площадь:

Причина образования:


Районы распространения


Значение


Карточка 4.


Ледники – многолетнее скопление льда на суше.


Ледники

Покровные


Площадь:


Районы

распространения:


Значение:


Итоги урока: Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Где бы вы могли применить полученные на уроке знания?



Домашнее задание: § 24, Р.т. стр. 44 – 45 задание 1 (озёра и водохранилища)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!