СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Отрицательные частицы НЕ и НИ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Цель:

- дать понятие о роли отрицательной частицы НЕ, формирование умения определять смысловое значение частиц НЕ и НИ, писать НЕ и НИ  с различными частями речи;

- конструировать предложения, обогащение речи учащихся, работа с фразеологизмами;

- развивать самооценку, воспитывать культуру речи через умение четко, лаконично выражать в связной речи свои мысли,  тем самым проявлять интерес к языку.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. В ходе урока каждому из вас представится возможность получить оценку, причем что это будет за оценка, зависит только от вас. (Дети выбирают одного ученика, который будет вести учет знаний)

 

2. Фронтальный опрос. (За правильный ответ 0,5 балла)

  1. Определите часть речи:

а) даже;                         б) чтобы;

в) если;                          г) пускай.

  1. Назовите разряд  частицы:

а) бы (формообр.);                                   б) вот (указательная);

в) уж (усилительная);                         г) неужели (вопросительная).

  1. Отметьте формообразующие частицы:

а) разве;                        б) почти;

в) давай;                       г) самый.

  1. Отметьте дефисное написание частиц:

а) если (бы) оглянулся;                             б) я (то) знаю;

в) неуже (ли);                                                      г) вряд (ли).

5 .Характеристика, которая не относится к частицам:

а)отрицательные; б)формообразующие; в)противительные; г)модальные.

6.Частицы ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ относятся к____________ (вопросительным)

 

3. Объяснение нового материала

На доске записано предложение:

Честный исследователь н.. может, чем бы он н.. занимался, оказаться в ряду лжеученых: он н.. пойдет н.. на обман коллег, н.. на искажение фактов

Учащимся предлагается вставить пропущенные буквы, а правильно ли они это сделали, они выяснят в конце урока.

- Я надеюсь, что сегодня вы проявите себя как настоящие исследователи, и первое задание: назовите тему урока (Отрицательные частицы НЕ и НИ).

Прослушайте стихотворение

НЕ и НИ у нас частицы, Нам их нужно уважать. И при этом не лениться, И ни часу не терять.

- Как вы думаете, каков основной вопрос, который мы должны решить в ходе урока? (Когда пишется НЕ и когда НИ)

 Дети чертят в тетради таблицу, которая заполняется в ходе урока

Различение НЕ и НИ

НЕ

НИ

1. Отрицание. Нельзя убрать частицу, смысл изменится на противоположный

(Не выучил- выучил)

1. Усиление отрицания. Если убрать частицу, смысл не изменится, исчезнет оттенок усиления.

(Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)

2. В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!)

2. Придаточная часть начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…

3. Двойное отрицание = утверждение

Широта его интересов не могла не изумлять меня

3.С существительными в родительном падеже при отсутствии подлежащего . (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. )

4. В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д. )

4. В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )

Запомни: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало

 

 

 

4. Работа по заполнению таблицы

а) Сравните первую группу предложений и выясните, какой смысл вносят в них частицы НЕ и НИ

Он не бывал за границей.(Отрицание)

Он ни разу не бывал за границей (Усиление отрицания)

Где он только не бывал! (Восклицательное предложение)

Где он ни бывал, всюду его встречали радостно. (Придаточная часть, нет отрицания)

Заполняются пункты таблицы 1 и 2

б) Он не мог не приехать, не мог не позвонить.(Двойное отрицание)

в) В поле ни былинки; в доме ни кусочка (отрицание при отсутствии подлежащего)

Заполняется пункт 3

г) Прослушайте стихотворение и скажите, на основе какого лексического средства оно построено?

Светило солнце в вышине Ни бледно и ни ярко. И в результате было мне Ни холодно ни жарко. К доске я вышел отвечать, Стоял я перед классом. Ни дать ни взять, ни сесть ни встать, Ни рыба и ни мясо.

 

Стихотворение построено на основе устойчивых  сочетаний слов  (фразеологизмов)

Заполняется пункт 4 и примечания.

- Откройте учебники, параграф 67, прочитайте теорию, скажите, совпали ли ваши выводы о написании частиц с теми, что приводят авторы учебника?

 

5. Закрепление материала

а) Кто быстрее

Задание выполняется по рядам, каждый ученик разбирает одно предложение. Те ученики, чей ряд выполнит быстрее и правильнее, получают по 0,5 балла

1. Кто (не, ни) занимался математикой, тот имеет слабое представление о развитии мира. 2. Куй железо, пока (не, ни) остыло. 3. (Не, ни) одна дорожка (не, ни) была очищена от снега. 4. (Не, ни) что не пропало зря. 5. (Не, ни) веселья, (не, ни) радости (не, ни) принесла мне жизнь на новом месте. 6. В лесу (не, ни) звука. 

 

б) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..)в людных местах (н..)в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,— он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Проверьте себя (текст выводится на экран) и поставьте оценку.

Нет ошибок-3балла, 1-2 ошибки – 2 балла, 3-4 ошибки – 1 балл, более 4 ошибок – 0 баллов. Прибавьте полученные результаты к набранным ранее баллам.

 

в) С.Я.Маршак в 1942 году, в один из тяжелых периодов ВОв, написал стихотворение. Как ни странно, называлось оно Не и НИ. Как вы думаете о чем в нем было написано?

"Не" и "Ни"

Мне рассказывал смоленский Паренек: - В нашей школе деревенской Шел урок. Проходили мы частицы "Не" и "ни". А в селе стояли фрицы В эти дни. Обобрали наши школы И дома. Наша школа стала голой, Как тюрьма. Из ворот избы соседской Угловой К нам в окно глядел немецкий Часовой. И сказал учитель: "Фразу Дайте мне, Чтобы в ней встречались сразу "Ни" и "не"." Мы взглянули на солдата У ворот И сказали: "От расплаты НИ один фашист проклятый НЕ уйдет!"

 

Впервые в "Учительской газете", 1942, № 35, 27 августа

 

 г) Составьте предложения

1. Кто ни прочитает эту книгу….

2. Кто не прочитает эту книгу…. (0,5 балла)

 

д) Цифровой диктант

НЕ-1, НИ-2

1. Цветы не поливали, и они засохли.

2. Кто ни принимал участия в читательской конференции, все остались довольны.

3. Кто не принимал участия в конкурсе, очень сожалел потом об этом.

4. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

5. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков!

6. Не один ты такой!

7. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.

8. Нашу собаку не покорми вовремя, так она такой вой подымет!

Ответ: 1,2,1,2,1,1,2,1

За правильный ответ 1 балл

 

Вывод:

Итак, мы возвращаемся к предложению, с которого начали урок. Проверьте и объясните правильность расстановки букв. Скажите, какой частью речи являются последние два слова НИ. Правильно, это союзы, как это доказать? (Соединяют однородные члены). Но ведь о союзах мы сегодня не говорили. Почему? Различие союза ни-ни и частицы НИ – тема нашего следующего урока

 

Звучит песня «Частицы НЕ и НИ», Радионяня

Домашнее задание

Параграф 67, упражнение 387 или сочинить стих или песню о частицах не и ни

Просмотр содержимого документа
«Урок "Отрицательные частицы НЕ и НИ"»

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Цель:

- дать понятие о роли отрицательной частицы НЕ, формирование умения определять смысловое значение частиц НЕ и НИ, писать НЕ и НИ с различными частями речи;

- конструировать предложения, обогащение речи учащихся, работа с фразеологизмами;

- развивать самооценку, воспитывать культуру речи через умение четко, лаконично выражать в связной речи свои мысли, тем самым проявлять интерес к языку.


Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. В ходе урока каждому из вас представится возможность получить оценку, причем что это будет за оценка, зависит только от вас. (Дети выбирают одного ученика, который будет вести учет знаний)


2. Фронтальный опрос. (За правильный ответ 0,5 балла)

  1. Определите часть речи:

а) даже; б) чтобы;

в) если; г) пускай.

  1. Назовите разряд частицы:

а) бы (формообр.); б) вот (указательная);

в) уж (усилительная); г) неужели (вопросительная).

  1. Отметьте формообразующие частицы:

а) разве; б) почти;

в) давай; г) самый.

  1. Отметьте дефисное написание частиц:

а) если (бы) оглянулся; б) я (то) знаю;

в) неуже (ли); г) вряд (ли).

5 .Характеристика, которая не относится к частицам:

а)отрицательные; б)формообразующие;
в)противительные; г)модальные.

6.Частицы ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ относятся к____________ (вопросительным)


3. Объяснение нового материала

На доске записано предложение:

Честный исследователь н.. может, чем бы он н.. занимался, оказаться в ряду лжеученых: он н.. пойдет н.. на обман коллег, н.. на искажение фактов

Учащимся предлагается вставить пропущенные буквы, а правильно ли они это сделали, они выяснят в конце урока.

- Я надеюсь, что сегодня вы проявите себя как настоящие исследователи, и первое задание: назовите тему урока (Отрицательные частицы НЕ и НИ).

Прослушайте стихотворение

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться,
И ни часу не терять.

- Как вы думаете, каков основной вопрос, который мы должны решить в ходе урока? (Когда пишется НЕ и когда НИ)

Дети чертят в тетради таблицу, которая заполняется в ходе урока

Различение НЕ и НИ

НЕ

НИ

1. Отрицание. Нельзя убрать частицу, смысл изменится на противоположный

(Не выучил- выучил)

1. Усиление отрицания. Если убрать частицу, смысл не изменится, исчезнет оттенок усиления.

(Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)

2. В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!)


2. Придаточная часть начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…


3. Двойное отрицание = утверждение

Широта его интересов не могла не изумлять меня


3.С существительными в родительном падеже при отсутствии подлежащего . (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. )

4. В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д. )

4. В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. )

Запомни: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало




4. Работа по заполнению таблицы

а) Сравните первую группу предложений и выясните, какой смысл вносят в них частицы НЕ и НИ

Он не бывал за границей.(Отрицание)

Он ни разу не бывал за границей (Усиление отрицания)

Где он только не бывал! (Восклицательное предложение)

Где он ни бывал, всюду его встречали радостно. (Придаточная часть, нет отрицания)

Заполняются пункты таблицы 1 и 2

б) Он не мог не приехать, не мог не позвонить.(Двойное отрицание)

в) В поле ни былинки; в доме ни кусочка (отрицание при отсутствии подлежащего)

Заполняется пункт 3

г) Прослушайте стихотворение и скажите, на основе какого лексического средства оно построено?

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.
К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.


Стихотворение построено на основе устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов)

Заполняется пункт 4 и примечания.

- Откройте учебники, параграф 67, прочитайте теорию, скажите, совпали ли ваши выводы о написании частиц с теми, что приводят авторы учебника?


5. Закрепление материала

а) Кто быстрее

Задание выполняется по рядам, каждый ученик разбирает одно предложение. Те ученики, чей ряд выполнит быстрее и правильнее, получают по 0,5 балла

1. Кто (не, ни) занимался математикой, тот имеет слабое представление о развитии мира. 2. Куй железо, пока (не, ни) остыло. 3. (Не, ни) одна дорожка (не, ни) была очищена от снега. 4. (Не, ни) что не пропало зря. 5. (Не, ни) веселья, (не, ни) радости (не, ни) принесла мне жизнь на новом месте. 6. В лесу (не, ни) звука. 


б) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..)в людных местах (н..)в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,— он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Проверьте себя (текст выводится на экран) и поставьте оценку.

Нет ошибок-3балла, 1-2 ошибки – 2 балла, 3-4 ошибки – 1 балл, более 4 ошибок – 0 баллов. Прибавьте полученные результаты к набранным ранее баллам.


в) С.Я.Маршак в 1942 году, в один из тяжелых периодов ВОв, написал стихотворение. Как ни странно, называлось оно Не и НИ. Как вы думаете о чем в нем было написано?

"Не" и "Ни"

Мне рассказывал смоленский
Паренек:
- В нашей школе деревенской
Шел урок.

Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.

Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.

Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.

И сказал учитель: "Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."

Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: "От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"


Впервые в "Учительской газете", 1942, № 35, 27 августа


г) Составьте предложения

1. Кто ни прочитает эту книгу….

2. Кто не прочитает эту книгу…. (0,5 балла)


д) Цифровой диктант

НЕ-1, НИ-2

1. Цветы не поливали, и они засохли.

2. Кто ни принимал участия в читательской конференции, все остались довольны.

3. Кто не принимал участия в конкурсе, очень сожалел потом об этом.

4. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

5. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков!

6. Не один ты такой!

7. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.

8. Нашу собаку не покорми вовремя, так она такой вой подымет!

Ответ: 1,2,1,2,1,1,2,1

За правильный ответ 1 балл


Вывод:

Итак, мы возвращаемся к предложению, с которого начали урок. Проверьте и объясните правильность расстановки букв. Скажите, какой частью речи являются последние два слова НИ. Правильно, это союзы, как это доказать? (Соединяют однородные члены). Но ведь о союзах мы сегодня не говорили. Почему? Различие союза ни-ни и частицы НИ – тема нашего следующего урока


Звучит песня «Частицы НЕ и НИ», Радионяня

Домашнее задание

Параграф 67, упражнение 387 или сочинить стих или песню о частицах не и ни


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!