СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКСЭ («Основы православной культуры») по теме «Храм»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ОРКСЭ («Основы православной культуры») по теме «Храм» имеет региональный компонент (г. Смоленск). передаработанный в интерактивную форму конспект урока из сети Интернет по теме "Храм".

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСЭ («Основы православной культуры») по теме «Храм»»

Урок ОРКСЭ («Основы православной культуры») по теме  «Храм»   Учитель начальных классов МБОУ Печерской СШ Кучменок Мария Михайловна

Урок ОРКСЭ («Основы православной культуры») по теме

«Храм»

Учитель начальных классов МБОУ Печерской СШ Кучменок Мария Михайловна

Цель и задачи Знакомство учащихся с внешним и внутренним строением православного храма и предметами церковного назначения. Знакомство учащихся с новыми терминами: храм, крестное знамение, икона, иконостас, царские врата, алтарь, священнослужитель. Развитие и расширение кругозора учащихся в области русской культуры. Формирование у учащихся представления о правилах и нормах поведения в храме. Формирование умения работать в парах.

Цель и задачи

  • Знакомство учащихся с внешним и внутренним строением православного храма и предметами церковного назначения.
  • Знакомство учащихся с новыми терминами: храм, крестное знамение, икона, иконостас, царские врата, алтарь, священнослужитель.
  • Развитие и расширение кругозора учащихся в области русской культуры.
  • Формирование у учащихся представления о правилах и нормах поведения в храме.
  • Формирование умения работать в парах.
Ход урока Организационный момент. Знакомство с новым материалом. Самостоятельная работа с учебником. Работа в парах. Итог урока.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Знакомство с новым материалом.
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Работа в парах.
  • Итог урока.
Организационный момент Учитель: Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое путешествие, а вот куда мы с вами отправимся, попробуйте отгадать. Это дом – не просто дом, Он красивый и с крестом. Золотые купола. Звонкие колокола. Кто-то с мамой, кто один Помолиться в этот дом Ходят в трепете святом По утрам и вечерам. Это - ……………….. (православный храм).

Организационный момент

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое путешествие, а вот куда мы с вами отправимся, попробуйте отгадать.

Это дом – не просто дом,

Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола.

Кто-то с мамой, кто один

Помолиться в этот дом

Ходят в трепете святом

По утрам и вечерам.

Это - ……………….. (православный храм).

Знакомство с новым материалом Учитель: Кто из вас догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Как вы понимаете слово «Храм»? Для чего предназначены храмы?. Храм – дом Бога на земле. Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречётся». Люди приходят в него для того, чтобы молиться (обращаться к Богу). Храм соединяет в себе мир земной (людей) и Небесный. Именно поэтому храм отличается от обычных зданий.

Знакомство с новым материалом

Учитель: Кто из вас догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Как вы понимаете слово «Храм»?

Для чего предназначены храмы?. Храм – дом Бога на земле.

Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречётся».

Люди приходят в него для того, чтобы молиться (обращаться к Богу). Храм соединяет в себе мир земной (людей) и Небесный. Именно поэтому храм отличается от обычных зданий.

Православные храмы России На слайде вы видите изображения храмов России. Рассмотрите внимательно – они и разные, и похожие. Чем похожи все храмы?  Что напоминает вам купол и цветом, и формой? Чем завершается купол?  Как вы думаете, почему у православных храмов на куполе крест?. - А чем отличаются храмы? - Храмов много. Все они очень похожи, но в то же время отличаются друг от друга. Этим они очень похожи на людей. У нас с вами одинаковое строение: руки, ноги, голова, но у каждого есть свои особенности: цвет глаз, форма лица, рост). У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, радуется, обижается, но у каждого свой характер, своя жизнь. Человек рождается, и храм тоже рождается: закладывается первый камень и начинается строительство. У каждого из нас есть имя, и у храма тоже есть имя: он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы. - А вы узнаёте эти храмы?

Православные храмы России

  • На слайде вы видите изображения храмов России. Рассмотрите внимательно – они и разные, и похожие. Чем похожи все храмы?
  • Что напоминает вам купол и цветом, и формой?
  • Чем завершается купол?
  • Как вы думаете, почему у православных храмов на куполе крест?.

- А чем отличаются храмы?

- Храмов много. Все они очень похожи, но в то же время отличаются друг от друга. Этим они очень похожи на людей. У нас с вами одинаковое строение: руки, ноги, голова, но у каждого есть свои особенности: цвет глаз, форма лица, рост). У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, радуется, обижается, но у каждого свой характер, своя жизнь. Человек рождается, и храм тоже рождается: закладывается первый камень и начинается строительство. У каждого из нас есть имя, и у храма тоже есть имя: он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.

- А вы узнаёте эти храмы?

 Храм Святых Апостолов Петра и Павла на Городянке (Петропавловская церковь)

Храм Святых Апостолов Петра и Павла на Городянке (Петропавловская церковь)

 Церковь Архангела Михаила на Пристани (также известна как Свирская церковь)

Церковь Архангела Михаила на Пристани (также известна как Свирская церковь)

Успенский собор

Успенский собор

- Может кто-то знает другие храмы и их названия или сможет узнать к следующему уроку? Кто из вас бывал в храме? С кем вы туда ходили? А меняется ли поведение в храме? Люди ведут себя в храме по-особенному. Давайте познакомимся с правилами, которые нужно соблюдать в храме. Есть отдельные правила поведения для мужчин и для женщин (мальчиков и девочек): - Кроме этого в храме нельзя громко разговаривать, чтобы не помешать людям молиться. Ходить следует тихо, никого не задевая

- Может кто-то знает другие храмы и их названия или сможет узнать к следующему уроку?

  • Кто из вас бывал в храме? С кем вы туда ходили? А меняется ли поведение в храме? Люди ведут себя в храме по-особенному.
  • Давайте познакомимся с правилами, которые нужно соблюдать в храме. Есть отдельные правила поведения для мужчин и для женщин (мальчиков и девочек):

- Кроме этого в храме нельзя громко разговаривать, чтобы не помешать людям молиться. Ходить следует тихо, никого не задевая

- Теперь давайте представим, что мы уже на ступенях нашего храма. Перед тем, как войти в храм, следует трижды перекреститься и прочитать краткую молитву: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Можно другую краткую молитву: «Господи помилуй». Это крестное знамение. При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что человек – христианин и молится Христу. Если же человек кладёт крест не на себя, а на другого человека или на предмет, значит он благословляет его во имя Христа.

- Теперь давайте представим, что мы уже на ступенях нашего храма. Перед тем, как войти в храм, следует трижды перекреститься и прочитать краткую молитву: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Можно другую краткую молитву: «Господи помилуй». Это крестное знамение. При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что человек – христианин и молится Христу. Если же человек кладёт крест не на себя, а на другого человека или на предмет, значит он благословляет его во имя Христа.

- БЛАГОСЛОВЕНИЕ – это такое пожелание добра, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом обычно говорят: «Во имя Христа…», «Именем Христа…», «Бог да благословит…». -Входим в храм. - Мы видим на всех стенах изображения Самого Бога, Божией Матери, святых угодников, сцен из Библии.

- БЛАГОСЛОВЕНИЕ – это такое пожелание добра, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом обычно говорят: «Во имя Христа…», «Именем Христа…», «Бог да благословит…».

-Входим в храм.

- Мы видим на всех стенах изображения Самого Бога, Божией Матери, святых угодников, сцен из Библии.

На главной стене расположено много икон, это ИКОНОСТАС. В центре иконостаса – двери. Они называются Ц АРСКИЕ ВРАТА (ВОРОТА). - За иконостасом находится АЛТАРЬ. Священник обычно молится именно там, и без благословения никто не имеет права туда входить.

На главной стене расположено много икон, это ИКОНОСТАС. В центре иконостаса – двери. Они называются Ц АРСКИЕ ВРАТА (ВОРОТА).

- За иконостасом находится АЛТАРЬ. Священник обычно молится именно там, и без благословения никто не имеет права туда входить.

Перед некоторыми иконами стоят подсвечники и каждый человек может поставить свечу. Есть специальный квадратный столик – «канун», здесь ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни. Во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.
  • Перед некоторыми иконами стоят подсвечники и каждый человек может поставить свечу.
  • Есть специальный квадратный столик – «канун», здесь ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.
  • Во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.
- Православные люди молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы повсюду. ИКОНА – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. Можно молиться и без иконы, но икона помогает собраться с мыслями. Можно молиться о людях и животных, о друзьях и врагах.

- Православные люди молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы повсюду. ИКОНА – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. Можно молиться и без иконы, но икона помогает собраться с мыслями. Можно молиться о людях и животных, о друзьях и врагах.

- А ещё в храме вы обязательно встретите священника. Здесь он служит: учит людей, вместе с ними молится Богу, старается помогать людям. В руках у священника вы можете увидеть дымящееся кадило. Слово «кадить» означает «наполнять воздух дымом благоуханным». «Покадить кому-то» означает выразить почтение». Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед прихожанами (так называют людей, приходящих в храм).

- А ещё в храме вы обязательно встретите священника. Здесь он служит: учит людей, вместе с ними молится Богу, старается помогать людям. В руках у священника вы можете увидеть дымящееся кадило. Слово «кадить» означает «наполнять воздух дымом благоуханным». «Покадить кому-то» означает выразить почтение». Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед прихожанами (так называют людей, приходящих в храм).

3. Самостоятельная работа с учебником. - Откройте учебник на стр.50 (Кураев А.В. Основы православной культуры.) Прочитайте последние три абзаца и ответьте на вопросы: а) Как вы поняли: Богоматерь – это Бог или человек? Объясните. б) Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь». Какие иконы Богоматери вы знаете? (Чтение текста и ответы на вопросы).

3. Самостоятельная работа с учебником.

- Откройте учебник на стр.50 (Кураев А.В. Основы православной культуры.)

Прочитайте последние три абзаца и ответьте на вопросы:

а) Как вы поняли: Богоматерь – это Бог или человек? Объясните.

б) Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь». Какие иконы Богоматери вы знаете?

(Чтение текста и ответы на вопросы).

Работа в парах. - Вспомним правила работы в парах.  Не спорим, а доказываем своё мнение, говорим вежливо, называем собеседника по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем, если непонятно, переспросите партнера, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника, * Задание: разгадать кроссворд, используя информацию, услышанную на уроке, и материал учебника (с.48-51). ( Кроссворд - Приложение). (Во время работы в парах контролирую ход работы, отвечаю на вопросы, регулирую порядок работы, в случае необходимости оказываю парам помощь).  Проверка выполнения задания. Комментарии учителя по поводу работы в парах.
  • Работа в парах.

- Вспомним правила работы в парах.

Не спорим, а доказываем своё мнение, говорим вежливо, называем собеседника по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем, если непонятно, переспросите партнера, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника,

* Задание: разгадать кроссворд, используя информацию, услышанную на уроке, и материал учебника (с.48-51). ( Кроссворд - Приложение).

(Во время работы в парах контролирую ход работы, отвечаю на вопросы, регулирую порядок работы, в случае необходимости оказываю парам помощь).

Проверка выполнения задания. Комментарии учителя по поводу работы в парах.

 5.Итог урока. - Сегодня мы с вами побывали в храме – доме Божием, познакомились с его внешним и внутренним строением, правилами поведения в храме. Что-то поменялось в вашем сознании? Что для вас было новым? Что же такое православный храм? Какое значение он имеет для православных людей? - Из ваших ответов понятно, что каждый из вас с уважением относится к храму. Храм можно сравнить с садом, в котором растут такие цветы, как добро, милосердие, сострадание, справедливость, любовь.

5.Итог урока.

- Сегодня мы с вами побывали в храме – доме Божием, познакомились с его внешним и внутренним строением, правилами поведения в храме. Что-то поменялось в вашем сознании? Что для вас было новым? Что же такое православный храм? Какое значение он имеет для православных людей?

- Из ваших ответов понятно, что каждый из вас с уважением относится к храму. Храм можно сравнить с садом, в котором растут такие цветы, как добро, милосердие, сострадание, справедливость, любовь.

- Закончить наш урок мне хотелось вот такими строчками: Мой храм, к тебе я прихожу, Когда уныние съедает. Когда всё призрачно и тает, К тебе я прихожу.   Тропа к тебе – Дорога для надежды. Что примешь и вместишь Души моей лохмотья и одежды.   И тишина внутри тебя Порой понятней слов. Даёт любовь и радость, И не даёт оков.   - Урок окончен.

- Закончить наш урок мне хотелось вот такими строчками:

Мой храм, к тебе я прихожу,

Когда уныние съедает.

Когда всё призрачно и тает,

К тебе я прихожу.

 

Тропа к тебе –

Дорога для надежды.

Что примешь и вместишь

Души моей лохмотья и одежды.

 

И тишина внутри тебя

Порой понятней слов.

Даёт любовь и радость,

И не даёт оков.

 

- Урок окончен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!