СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКЭСЭ "Моральный долг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ОРКЭСЭ "Моральный долг", раскрытие внутреннего потенциала. Позыв к добродеятели. Просмотр видео - притчи.

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКЭСЭ "Моральный долг"»

Предмет:  Основы религиозной культуры и светской этики. Модуль: Светская этика

Тема урока: Моральный долг

Класс: 4 класс.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели и задачи:

Образовательные:

- Формирование представления о моральном долге, моральной обязанности, формировать нравственные нормы поведения.

-Способствовать формированию толерантного отношения к другим мнениям, воспитывать уважительное отношение к людям.

-Воспитывать чувство долга (сознательное и добровольное), ответственности, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, учить находить выход из сложных жизненных ситуаций, требующих исполнения морального долга.


Ход урока


1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.



Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Девиз урока: Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Как вы понимаете смысл девиза урока?


2. Самоопределение к деятельности


Словарная работа перед просмотром притчи «О блудном сыне»


Притча — это маленький рассказ, несущий какое-либо поучение. Притчи полезно перечитывать — вспоминаешь те важные вещи, о которых стал забывать, а иногда полезно притчу и рассказать — через нее куда легче донести мысль, чем через какие-то доводы.


Фарисеями называли представителей религиозного течения (секты) в древней Иудее (II в. до н. э. — II в. н.э.), которое возникло после выхода евреев из египетского плена. 
Для фарисеев были характерны упоение собственной ученостью, знанием священных текстов,  такжеагрессивность в отстаивании своего мнения, лицемерие и ханжество, поскольку набожность не мешала им быть высокомерными, корыстолюбивыми и т. д.  Все свои религиозные обряды они совершали словно напоказ, демонстрируя всем окружающим свою набожность. 

Просмотр отрывка притчи «О блудном сыне»

-Простит ли отец сына? Высказывания учеников

Выскажите предположение, что вам предстоит сегодня узнать.

Работа в парах по карточкам: расшифруйте тему урока

14 16 18 1 13 28 15 29 11 5 16 13 4

М о р а л ь н ы й д о л г



Как вы понимаете тему урока?

Как вы думаете, как связана тема предыдущего урока с темой урока сегодняшнего?

3. Проблемное объяснение нового знания

Обсуждение ситуаций практического характера

«Бабушка разбудила мальчика утром и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор. После завтрака, прихватил пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же ударил её ногой, потому что она радостная подбежала к нему.

Бабушка просила быть дома к обеду, а по дороге выбросить мусор. Мальчик крикнул убегая - потом.

Встретил одноклассника, тот напомнил, что по математике задали трудную задачку.

После обеда бабушка сказала, что пора делать уроки. «А нам не задали»,-сказал мальчик.

Вечером он пошёл играть в футбол в парк. Мяч застрял на дереве. Мальчик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. По дороге домой, увидел на земле кошелёк. Озабоченная женщина ходила рядом, глядя под ноги. Толик незаметно поднял кошелёк и побежал в магазин покупать мороженое.

Работа по вопросам

Можно ли назвать поступки главного героя правильными и почему?

Как нужно было поступить?

Как моральный долг связан с такими понятиями как свобода и ответственность?

Составление кластера

Человек в этом мире живёт не обособленно. Жизнь связывает человека с другими людьми, обществом.

С кем, по вашему мнению, нас связывает долг?

Родина, ветераны, семья, друзья, одноклассники, соседи, город, село.

- В обществе принято жить по нормам морали - это правила, одобряемые большинством людей, образцы поведения признанными обязательными для исполнения.

Физкультминутка



4. Первичное закрепление

Блиц-опрос:

Определите истинность высказываний

  1. Долг- это осознанные действия человека? (ДА)

  2. Моральный долг связан со свободой? (ДА)

  3. Моральный долг связан с ответственностью? (ДА)

  4. Обижать младших, обманывать, брать чужое- это моральная норма? (НЕТ)

  5. Моральные нормы или обязанности- это общепринятые в обществе правила? (ДА)

  6. Нужно ли уважать других людей и их права? (ДА)

  7. Есть ли документ, в котором прописаны какие права имеет человек? (ДА)

  8. Завидовать, обзываться, пинаться- это норма? (НЕТ)

  9. Нужно ли заботится о пожилых и больных людях? (ДА)

  10. Уметь благодарить- это норма? (ДА)

  11. Родители должны заботиться о своих детях? (ДА)

  12. Дети должны помогать родителям? (ДА)


Работа в группахсобрать пословицы о семье:


-Где любовь и совет, там и горя нет.

- Лучший клад, когда в семье лад.

- Детки хороши – отцу-матери –венец, детки плохи – отцу-матери – конец.



Что главное в семье?

Запомните: Моральный долг - твой выбор!


5.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- По сюжетной картинке определите, о каком долге идёт речь.


Работа в группах

-Составьте определения: «моральный долг», «моральная норма», человек долга»


Долг — внутренне принимаемое (добровольноеобязательство.

Первым понятие долга ввёл  Демокрит.

По Канту, долг — это необходимость поступка из уважения к нравственному закону. Долг позволяет индивиду быть нравственным. Стремление исполнить долг — это стремление человека к счастью.


- Но как бы нас жизнь ни ломала,

В ней некое есть волшебство…

Хороших людей слишком мало.

И все – таки их большинство.

Стань добрым волшебником

Ну-ка попробуй

Тут хитрости вовсе не нужно особой

Понять и исполнить желание другого

Одно удовольствие, честное слово.


А ведь мы так часто обижаем родителей…


Задание: убрать по осколку и продолжить предложение: «Простите, я больше не буду…»


Вот мы открыли сердце; как вы понимаете данные слова?


6. Рефлексия

Дальнейший просмотр притчи «О блудном сыне».

Простит ли отец сына? (да- нет- не знаю- деление на 3 группы

(все выбирают группу-ДА, простит; докажите- почему?)


Мы переходим к последнему этапу .

- Какая тема урока была?

- Оцените свою деятельность на уроке, проставьте оценки за урок.





7. Подведение итогов урока

Звучит песня М.Минкова - Ю.Энтина «Дорога добра»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!