Этап урока, цель | Методы, приёмы работы | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, оборудование | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. момент Цель: подготовка учащихся к работе на уроке | Словесный: беседа, художественное слово. | Ф | - | Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. Здравствуйте, ребята, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я, Кристина Ниязовна. Приведите в порядок свое рабочее место, сидим прямо. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний Цель: повторение ранее изученного материала, фиксация затруднения. | Словесный: объяснение. Практический: выполнение кроссвордов. | Ф, И | Интерактивная доска. | В качестве домашнего задания, вам было предложено задние: составить кроссворд на тему «Животные леса». Для того, чтобы проверить, как вы справились с данным заданием, попрошу поменяться с соседом кроссвордами. Пример заполнения кроссворда вы можете видеть на экране. На выполнение задания я даю вам 4 минуты. Передайте ваши работы мне. | Выполняют задание. |
Постановка темы и цели урока Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять план по решению поставленной цели урока. | Словесный: объяснение. ИКТ-метод: аудирование. | Ф | Интерактивная доска, колонки. | Обратите внимание на кран: Вам необходимо разгадать ребусы для того, чтобы определить тему урока. Какое первое слово вы видите? Второе слово? Ребята, предположите, пожалуйста, тему нашего урока. Правильно! Так какую же цель мы поставим перед собой? | Закрывают глаза. Мы можем услышать эти звуки в лесу. Лес – это природное сообщество. Птицы. Лес. Птицы леса. Узнать, кто такая птица, узнать особенности строения птицы, значение птиц в природе. |
Усвоение новых знаний и способ действий Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способ действий. | Словесный: объяснение, беседа. Наглядный: демонстрация. ИКТ-метод: аудирование. | Ф | Интерактивная доска, колонки. | Сегодня мы прогуляемся по лесу, посмотрим на видовое разнообразие птиц леса. Ребята, а правда, что лес является «многоэтажным домом»? Почему? А кто живет в этом доме? А вы были когда-нибудь в лесу? Каких птиц вы там видели? Вы обратили внимание, чем покрыто тело птицы? Правильно! Именно поэтому птиц и называют пернатыми, за наличие у них перьевого покрова. А для чего нужен перьевой покров? Перьевой покров легкий, прочный, надежный, защищает птиц от перегрева и переохлаждения. Обратите внимание на экран. Давайте определим, из каких частей она состоит? Посмотрите, у птицы есть голова, шея, туловище, хвост, ноги. Какую отличительную черту вы заметили? Конечно! Именно клюв является главной отличительной чертой. Только у птиц есть клюв. А теперь обратите внимание на лапы птицы. Они имеют форму четырехпалой конечности и загнутые когти. Это позволяет им прочно держаться на ветке. А вы видели, как передвигаются птицы по земле? Расскажите. Наземные птицы передвигаются в основном шагом, а те, которые больше времени проводят на возвышенностях – скачками. Ребята, скажите, а когда вы заходите в лес, то, что слышите первым делом? Мы слышим, как поют птицы, чирикают, перекликаются между собой. Так вот сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. Обратите внимание на экран, мы видим изображение разных птиц. Пожалуйста, рассмотрите их. Есть среди этих птиц знакомы вам? А вы знаете, какие звуки они издают? Сможете их отличить? А вот это мы сейчас и проверим. Я буду включать голоса птиц, а вы постарайтесь определить, какая из предложенных вам птиц издает этот звук. Приготовились? Слушаем. Звук№1. Ворона Звук № 2. Синица Звук № 3. Кукушка Звук № 4. Воробей Звук № 5. Дятел Звук № 6. Филин Какие вы молодцы! Без ошибок определили всех птиц. А сейчас и мы почувствуем себя птицами, попрыгаем, поскачем и немного отдохнем. | Потому что лес разделен на ярусы, каждый ярус – это этаж. Птицы и животные Да. Называют. Тело птицы покрыто перьями. Чтобы птицы не замерзали. У птицы есть голова, шея, туловище, хвост, лапы. У птицы есть клюв. Птицы передвигаются скачками и шагом. Пение птиц. Есть. Да. Слушают голоса птиц, определяют какая птица издает этот звук. |
Физминутка Цель: снятие физического напряжения | | | | Встаньте со своих мест, встряхните руками и повторяйте за мной. Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) Все молодцы! Присаживайтесь на места. | |
Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала | Словесный: объяснение. Наглядный: работа с учебником, карточками, фотографиями, инструктивной карточкой. Практический: составление рассказа по плану. | Ф, Г | Учебник, тексты о птицах, инструктивная карточка, фотографии птиц. | Вот мы с вами послушали, как звучит та или иная птица, разобрали особенности внешнего строения птицы, а теперь предлагаю вам самим стать исследователями. Для этого я разделю вас на три группы. 1 ряд – первая группа, 2 ряд – вторая группа, и 3 ряд – третья группа. Пожалуйста, группа, выберите себе капитана. Хорошо прежде, чем начать работу, давайте вспомним правила работы в группе. Что мы должны делать? - Молодцы. Вы все хорошо знаете и помните. В моих руках названия птиц, которые вы сегодня будете описывать. Итак, прошу капитанов команд выйти ко мне и выбрать одну из трех птиц, записанных на листочке: синица, тетерев, дятел. Учитель переворачивает обратной стороной листочек, капитан команды вытягивает. Каждая команда получает фотографию той птицы, которую вытянули. Смотрит, у какой команды какая птица и раздает фотографии. - Задание у всех будет одинаковым: представить описание предложенной вам птицы по плану. План дан в инструктивной карточке. Пожалуйста, ознакомьтесь с ним. План работы 1.Название птицы 2. Описание птицы (внешний вид, фото) 3.На каком лесном этаже эта птица живет. 4. Какой образ жизни ведет птица. 5. Где и как птица формирует гнездо. 6. Водится ли эта птица в Забайкалье? Где мы ее можем увидеть? В качестве помощника каждому я выдам тексты об этих птицах. Итак, ребята, на выполнение этого задания вам 7 минут. Имейте ввиду, что у вас должен получиться рассказ по плану. Вы должны выйти и коллективно представить свою птицу классу. Первой выступление начинает там команда, которая быстрее всех завершит задание. А ребята будут слушать, и оценивать вашу работу. - Работаем сообщая, капитан команды следит за работой. Капитан команды поднимает руку, если команда завершит работу. Мы не случайно с вами выполняли это задание. На примере конкретных представителей птиц мы определили, какой ярус или «этаж» занимает та или иная птица. - Представляем свои работы. Молодцы! Вы все представили очень хороший и подробный рассказ о своей птице. | Выбирают капитана. Обязательно в команде должен быть капитан. Капитан организует работу и контролирует процесс. В команде все работают вместе и сообща. Не перебивают друг друга и не перекрикивают. Уважительно относятся к мнению товарища. Выслушивают мнение каждого участника группы, достойно принимают его точку зрения. В группе согласуется общее решение. Капитан группы защищает согласованное решение перед классом и следит за временем выполнения работы. Капитаны команд выбирают птицу. Учащиеся осуществляют поиск информации о птице. Защищают свои работы. |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: применение нового способа действия, рефлексия достижения цели. | Словесный: объяснение. Практический: самостоятельная работа. | Ф, И | Карточки с тестом, интерактивная доска. | Проверим, как внимательно вы слушали отчёт о работе своих товарищей по группам и запомнили те сведения, которые узнали о птицах. Подпишите свою карточку. Выберите правильный вариант ответа, закрасьте букву цветным карандашом. На выполнение задания я даю вам 4 минуты. 1. Клюв птицам необходим потому, что а) для птиц он является носом, ртом и руками б) добывать пищу, строить гнёзда, кормить птенцов, чистить пёрышки и защищаться в) он служи маскировкой и привлекает внимание самочек 2. Перья птицам необходимы для того, чтобы: а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых мест. б) защищаться от перегрева, холода и ушибов в) летать, маскироваться, привлекать самочек и оставаться сухими в воде 3. Птицы летают для того, чтобы: а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых мест. б) помогать людям отдыхать в) строить гнёзда повыше, спасаться от врагов, ловить добычу в воздухе 4. Птицы поют для того, чтобы а) охранять территорию, предупреждать об опасности б) собираться вместе в стаю, не отбиться от стаи во время перелёта в) добывать пищу, строить гнёзда, кормить птенцов. 5. Птицы необходимы в природе и человеку для того, чтобы: а) украшать природу, помогать в борьбе с вредителями, участвовать в расселении растений, выполнять поручения людей и помогать им отдыхать б) выполнять поручения людей и помогать им отдыхать Проверим выполненную вами работу по эталону. Сравните свои результаты ответов с вариантами ответа на эталоне. 1) б) 2) в) 3) в) 4) б) 5) а) Кто справился с работой без ошибок? Кто допустил 1 – 2 ошибки? Кто при выполнении работы допустил 3 и более ошибок? Передайте мне ваши работы. | Выполняют задание. Проверяют свою работу. Ответы детей. |
Включение в систему знаний и повторение Цель: включение нового в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Словесный: объяснение, беседа. Наглядный: работа с учебником. | Ф | Учебник | Работаем по учебнику стр. 71. Учитель читает текст. Выскажите своё мнение: кто из детей прав? Верно, молодцы, вы справились с заданием. | Маша права, потому улетают только те птицы, которые не могут раздобыть себе пищу. Например, воробьи и голуби не улетают, а добывают себе пищу зимой. |
Итог урока Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности | Словесный: беседа. | Ф, И | - | Итак, вашим домашним заданием будет подготовить кроссворд на тему: Лесные птицы. - А сейчас оцените свою деятельность на уроке. Поднимите руку те, которым на сегодняшнем уроке было все понятно и интересно. - Есть такие, которым было понятно не все, но для них урок прошел интересно? - А теперь те, которым было совсем не интересно и не понятно?* Спасибо за урок, до свидания! | Записываю домашнее задание. Выполняют рефлексию. |