1. Оргмомент. Учитель: - Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Какое у вас настроение? Выберите в своих группах капитана и секретаря. 2.Актуализация знаний, целеполагание. Стадия «Вызов». 2.1. Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!» Чтение учителем стихотворения во время просмотра 1-й части ролика. Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра ролика. Я – природа, я – великий мастер. Вечный мастер жизни. Я могу, Человек, тебе за соучастие Подарить – в моей всё это власти – Гриб в лесу, ромашку на лугу, Небо в час восхода и захода. Иву над рекой,… Учитель:− С каким настроением смотрели фильм? Почему? −Давайте смотреть дальше. (идёт просмотр 2-й части об экологических проблемах) Учитель:− Как изменилось у вас настроение? Почему? (выслушиваются ответы детей) Учитель: − Произошло нарушение экологии. 2.2. Актуализация понятия «экология», «окружающая среда». Учитель: − Что такое экология? (ответы детей) Учитель: Экология - это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой. Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей. «Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» - «наука», значит, экология – это наука о нашем общем доме. Учитель: −Что является окружающей средой для человека? (выслушиваются ответы детей) Учитель: - Ребята, у вас на столах есть карточки, где написано «окружающая среда». Напишите, что может входить в окружающую среду человека. Представители команд выходят к доске и представляют свои кластеры «окружающая среда». Переход по щелчку на слайд 4 Учитель: − К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности. Кто в этом виноват? В этом виноват человек. Природа ответит экологической катастрофой. Тогда сам человек будет нуждаться в защите! − Давайте сегодня на уроке поговорим об экологической безопасности, о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды. 3. Стадия «Осмысление». Учитель: − Ребята, как вы думаете, что такое экологическая безопасность? Запишите, что вы думаете, в таблицу «Знаю». (Выслушивают ответы детей) Учитель: − Откроем учебник на стр. 30 и прочитаем, что такое экологическая безопасность. Учитель: − Что хотите узнать об ЭБ? (обсуждение в группах, ответы, запись в графу «Хочу узнать») 3.1. Обсуждение путей защиты от вредного воздействия загрязненной окружающей среды. Интерактивный метод обучения «Ковер идей». Учитель: − Ребята, посмотрите, какой красивый ковёр из цветов! Ребята, почему существует проблема? Возьмите карточки с текстами, прочитайте и обсудите, как человек загрязняет окружающую его среду. Далее возьмите листы цветной бумаги и напишите, какая проблема загрязнения окружающей среды существует? (дети в группах читают тексты на карточках, записывают причины возникновения проблемы, вывешивают листы на доску и проговаривают проблему вслух) Карточки с текстами для выделения проблемы загрязнения окружающей среды: Карточка 1. В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей, причем их доля постоянно возрастает. Особую тревогу вызывает состояние воздуха в крупных городах. Загрязнение воздуха происходит самыми разными способами. Ещё одну опасность, которую сразу можно и не заметить, − это кислотный дождь. Выхлопы машин и дым из фабричных труб содержат азот и серу. Соединяясь с влагой, которая содержится в воздухе, они образуют азотную и серную кислоты − вредные вещества, выпадающие на землю в виде осадков. Кислотные дожди губят растительность и отравляют воду в реках, озёрах. Карточка 2. С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды. Сельскохозяйственные земли могут загрязнять воду органическими веществами, отходами животных. Кроме того, поверхностные воды подвергаются загрязнению отходами животных и человека, городскими и промышленными сточными водами. Карточка 3. В доме имеется множество возможных источников загрязнения воздуха, и его качество в разных домах может быть различным. Ниже перечислены некоторые из наиболее важных источников загрязнения: курение табака, отделочные материалы, которые могут привести к значительному кратковременному увеличению загрязнения воздуха, сырость в доме из-за неисправности или плохого отопления и вентиляции, что ведет к распространению плесени и иных связанных с влажностью загрязняющих факторов, например, клещиков, обитающих в домашней пыли. Карточка 4. Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ с непредсказуемым действием. В воде могут быть обнаружены повышенные концентрации токсичных тяжелых металлов, нефтепродукты. Как известно, ежегодно в моря и океаны попадает до 12 миллионов тонн нефти. Определенный вклад в загрязнение воды вносят и кислотные дожди. Они способны растворять в грунте минералы, что приводит к увеличению содержания в воде ионов тяжелых металлов Физминутка. Игра «Дерево». Цель: игра на использование снятия волнения и напряжения. Инструкция для детей: встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы − дерево. Представьте себя сильным дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверено и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы – прекрасное, могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны, успешны. У вас всё получится! 3.2. Введение понятия «цепь загрязнения». Учитель: − Давайте рассмотрим, как происходит загрязнение окружающей среды. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепь загрязнения. Учитель: − Предлагаю вам составить одну из цепей загрязнения. (работа в группе с карточками для составления цепи загрязнения) Карточки для моделирования цепи загрязнения: Перевозка нефти танкером; Разлив нефти Нефтяная пленка Зараженная нефтепродуктами рыба Промысловая добыча Попадание рыбы в пищу человеку Заболевание органов пищеварения 3.3. Поиск решений проблемы. Учитель: - Что можно изменить, чтобы цепь загрязнения исчезла? ( Каждая группа предлагает свои пути решения и записывает их на листах цветной бумаги. Капитаны выходят, вывешивают на доску листы с записями в виде ковра, озвучивают написанное). 3.4. Индивидуализация поиска решения. Учитель: − Что лично каждый из вас может сделать, чтобы изменить существующую ситуацию. Каждый возьмите клейкий лист и напишите свое решение проблемы защиты от вредного воздействия загрязненной окружающей среды. (дети пишут на клейких листочках свои идеи и приклеивают на доску, где расположен «ковер идей») Учитель: − Чья идея вам понравилась? (идет обсуждение интересных идей) 4. Подведение итогов урока. Стадия «Рефлексия». 4.1.Работа с таблицей «ЗХУ», графа «Узнал». Учитель: −Что нового вы узнали об экологической безопасности человека? Запишите в таблицу «Узнал». - Чему вы сегодня учились на уроке? Учитель: −С какими затруднениями столкнулись на уроке? Учитель: −Какие вопросы вы бы задали в связи с этим? − Что больше всего запомнилось? - Все ли фото мы открыли? Хотите узнать, какое домашнее задание будет? 4.2. Обсуждение форм выполнения д/з. Используемые источники: Интернет – ресурсы с сайтов: http://photos.lifeisphoto.ru/24/2/241415.jpg - потрескавшаяся земля; http://lol54.ru/uploads/posts/2009-06/thumbs/1244256082_truby.jpg дым из труб; http://forum.veterinarian.ru/uploads/post-6-1194895066.jpg птица; http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/30/245/30245758_1218113305_trash.jpg мусор на пляже; http://www.redom.ru/img/gallery/59/1056.JPG цепочка; http://www.lenagold.ru/fon/clipart/sh/shar/zel/krug09.png зеленый круг; http://i019.radikal.ru/0711/24/d7ff1c2a8152.png солнце В слайд-шоу использована музыка с сайтов: http://konter-strike.ucoz.ru/_ld/0/38_28_CSSoundc4 звук взрыва; http://www.9maya.ru/2009/05/27/minuta-molchaniya-zvuk-metronoma-v-mp3.html метроном; http://www.zaycev.net/download.php?ass=%C4%E6%E5%E9%EC%F1+%CB%E0%F1%F2_-_%CE%E4%E8%ED%EE%EA%E8%E9+%EF%E0%F1%F2%F3%F5.mp3&id Джеймс Ласт «Одинокий пастух» фото из личного архива автора; Окружающий мир. 3 класс Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ А.А.Плешаков.– М.:Просвещение, 2012., |