Урок по теме «Зачем нужны автомобили?» проводится для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 2. - М.: Просвещение, 2011.
Тема: | Зачем нужны автомобили ? |
Тип урока по целеполаганию: | Урок «открытия» новых знаний |
Цель урока: | Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о назначении, устройстве, разнообразии автомобилей; |
Задачи урока: | 1) Образовательные: дать представление о назначении, устройстве и разнообразии автомобилей ; 2) развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов; 3) воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; учить работать в группе, уважать мнение товарищей. |
Личностные УУД: | -Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - принятие и освоение социальной роли обучающегося; -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Предметные результаты: | -Учащиеся научатся различать виды транспорта; - рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Метапредметные УУД: | Познавательные УУД: - освоение способов решения проблем поискового характера; - освоение основ познавательной рефлексии; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, - установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; - овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Коммуникативные УУД: - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы |
Русский язык (развитие речи, а именно составление связных предложений по рисункам) | Фронтальная, индивидуальная, групповая, парами. |
1 этап: Самоопределение к деятельности. |
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке. Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно и уважать мнение друг друга. Успехов вам и удачи! На нашем уроке, как обычно, присутствуют Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. (Учитель прикрепляет в доске рисунки Муравьишки и Черепахи приложение 1) .Они будут задавать вам вопросы и помогать делать выводы. | Ученики настраиваются на работу. |
II этап. Актуализация знаний (беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока) |
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся. Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий. |
Учитель: Однажды, возвращаясь домой, Муравьишка услышал спор: Возле сада два шофёра Увлеклись серьёзным спором: Чья машина всех новее, Чья сильнее и быстрее, Чья, как солнышко, блестит, И, как, пёрышко летит… И машины - как машины Есть и фары; стёкла есть И резиновые шины, Даже номер- вот он, здесь! Слушал, слушал Муравьишка этот спор и задумался… Как вы дусаете, о чем он задумался? «А зачем нужны автомобили?» | Включается композиция «Автомобили» Ученики высказывают свои мнения. |
III этап. Постановка учебной задачи |
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока. Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий; назначение автомобилей, их устройство |
Учитель: - Сегодня на уроке мы найдём ответ на этот вопрос. Но, что бы ответить на этот вопрос, нам нужно поставить задачи, которые должны будем выполнить. Задачи: 1.Узнать, что такое автомобиль? 2. Происхождение автомобилей; 3. Виды автомобилей 4. Устройство автомобиля 5. Правила безопасности Черепаха будет задавать вам вопросы и кто будет активно отвечать, она будет дарить умняшки. - Как назвать, одним словом средство для перевозки людей и грузов? (транспорт). - Ребята, какой вид транспорта вы знаете? - Скажите, почему транспорт бывает разный? - А какие автомобили вы знаете? Правильно: в зависимости от назначения Мудрая Черепаха очень довольна вашими ответами. | Учитель варианты детей вывешивает на карточках. - Дети отвечают: транспорт Наземный, пдземный, воздушный, водный. (Важно выслушать высказывания каждого ученика, при необходимости корректировать). |
IVэтап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи) (фронтальная беседа на основе презентации) |
Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения. Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о назначении, устройстве и многообразии автомобилей ,а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Учитель: Как мы назовём транспорт, для перевозки пассажиров? -Какие автомобили можно назвать пассажирским транспортом? Учитель: Как мы назовём транспорт, для перевозки грузов? -Какие автомобили можно назвать пассажирским транспортом? Учитель: Существует ещё вид транспорта. Посмотрите, как вы думаете, для чего он служит? Как он называется? (Специальным).
- Слово «специальный» в переводе обозначает «особый». Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь. Посмотрите на эти машины и запомните телефоны для вызова этих машин. - Но есть еще одна специальная машина, которая может заменить собой все предыдущие. Это - машина МЧС. Вызывают ее по телефону 01 - Ребята, как вы думаете, всегда ли были такими автомобили, как мы привыкли их видеть сейчас? - посмотрите на экран. Слайд 1 Первый паровой автомобиль создал в 1769 году французский инженер Жозе́ф Кюньо. И не всегда автомобили были такими, какими мы привыкли их видеть сегодня. Слайд 2 Учитель: Раньше автомобили выглядели по-другому. Посмотрите, вот такими были старинные автомобили. Они совсем не похожи на современные. -Какие автомобили вам нравятся больше старинные или современные? Почему? - Итак, какие виды транспорта мы узнали? Работа в рабочей тетради. Откройте рабочую тетрадь на стр. 41. Выполним задание № 1. Физминутка. - А сейчас немного отдохнём. | Учащиеся высказывают своё мнение, учитель корректирует высказывания детей. (На доску вывешиваются опорные картинки). Пассажирский ( автобус, троллейбус, такси, трамвай) Грузовой. (подъёмный кран, камаз, экскаватор, бульдозер) (выслушиваются ответы детей) |
Vэтап. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации) |
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, осуществляя проверку парами; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной и текстовой информации. |
Учитель: Муравьишка принёс одинаковый набор карточек для каждой группы. Попробуйте самостоятельно распределить автомобили по их назначению (наклеить автомобили которые относятся: 1,4 - пассажирский транспорт, 2, 5 - грузовой, 3, 6 группа специальный. На это задание вам даётся 3 минуты. Учитель раздаются карточки заранее в конвертах. Кто готов поднимите руки вверх. - Для проверки командиры выходят защищать свои работы. - Если допущена ошибка – поднимите руку. Учитель: - Несмотря на то, что внешне все автомобили разные, все они имеют одинаковые части. О том, как устроен автомобиль, мы посмотрим в учебнике на странице 60 (слайд 10) и прочитаем, как называются основные части автомобиля. (Работа по учебнику) - Прочитаем в учебнике на странице 61 о том, что сообщает нам Мудрая Черепаха. - Чем заправляют автомобиль, для того, чтобы он поехал? - Как же сохранить чистоту воздуха? - Как вы думаете, автомобиль с каким двигателем любит Злючка-Грязючка, а какой автомобиль ей не нравится? (работа по учебнику с.61) - Как вы думаете, людям какого возраста более опасны выхлопные газы автомобилей? (для детей). А почему? (потому что они ростом ближе к уровню выхлопа газов из трубы.) Слайд 3 Учитель: Ребята, сейчас очень много разных автомобилей. Чтобы не было аварий нужно соблюдать простые правила. Как вы думаете, какие? А теперь посмотрите на слайд и запомните. | - Выслушивать и уважать мнение товарища; вежливо обращаться друг к другу, а также вежливо делать замечания; при необходимости оказывать помощь друг другу. Сигнализируют поднятыми руками. Ученики при необходимости исправляют допущенные ошибки. То, чем заправляют машины, называется топливом
Автомобиль с бензиновым двигателем загрязняет воздух. Электромобиль работает на электричестве и не загрязняет воздух
Дети высказывают своё предположение |
VI этап. Обобщение и закрепление. (Контроль). (игровая ситуация) |
Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации. Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний; сравнение собственных выводов с выводом в учебнике. |
Учитель: А сейчас игра «Зачеркнуть лишнюю машину» - По картинкам (приложение3). Внимательно рассмотрите их, если вы найдёте в ряду лишнюю, зачеркните её. -Поменяйтесь друг с другом листочками и проверьте правильно или нет выполнили задание. - Молодцы! Вы хорошо усвоили материал сегодняшнего урока. Мудрая Черепаха очень довольна вами. | Дети выполняют задание. |
VII этап. Рефлексия. |
Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. |
Учитель: Ребята, так для чего нужны автомобили? Какие группы автомобилей вы запомнили? (Учитель по необходимости корректирует ответы детей). - На доске прикреплён ватман с изображением светофора. Оценить работу на уроке помогут машинки разного цвета - Перед вами лежат машинки: красная, жёлтая, зелёная. Оцените свои знания. - Если ваши ответы были полные, вы были активны на уроке, то прикрепите зелёную машинку. - Если вы старались, но не всё у вас получилось, то прикрепите желтую машинку. - Если вы больше слушали, чем отвечали, то прикрепите красную машинку. Спасибо. Учитель: - Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного. Спасибо за урок! А Вопросик и Мудрая черепаха прощаются с вами до следующего урока. | В течение 2 минут дать возможность высказаться детям. У каждого имеется набор кружков Ученики выходят к доске и прикрепляют выбранные машинки. |