СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Папоротники, мхи и водоросли", 2 класс ПНШ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - исследование. В ходе урока использованы элементы современных образовательных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Папоротники, мхи и водоросли", 2 класс ПНШ.»

Тема: Папоротники, мхи и водоросли

Цель: учить группировать растения по их признакам и свойствам, работать с научной литературой.

Предметные: формировать умение различать хвойные и цветковые растения

Личностные: проявление познавательной инициативы на основе уже имеющихся знаний: соотнесения названия растения с его изображением.

Познавательные: проводить несложные наблюдения и ставить опыты. Делать выводы на основании полученных результатов.

Регулятивные: следовать инструкциям при проведении наблюдений и опытов

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание

Технология: Системно-деятельностный подход. Формирование новых знаний.

Оборудование: учебник, презентация, мультимедийная установка, образцы мха,

гербарий, лупы, карточки с таблицей.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А сейчас проверь ,дружок:

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

             Все ль внимательно глядят?

             Каждый хочет получать

             Только лишь оценку « пять»?!



Девиз урока: «Я умею думать,

я умею рассуждать,

что полезно для работы,

то и буду выполнять.»

  1. Актуализация знаний обучающихся.

– Какие виды лесов вы знаете?

– Назовите 3 дерева, которые растут в лиственном лесу.

– Назовите 3 дерева, которые растут в хвойном лесу.

– Назовите 3 дерева, у которых бывают плоды.

– Назовите 3 полевых цветка.

– Что общего между деревьями, кустарниками и травами? (Это растения.)

– Чем они отличаются?

- Дайте им характеристику.(У деревьев от корня отходит один толстый одревесневевший стебель- ствол; Кустарники имеют много тонких одревесневевших стеблей-стволиков;

У травянистых растений стебли мягкие, сочные).

Приведите примеры.

- Какую ещё классификацию растений вы знаете?(цветковые и хвойные)

Приведите примеры

  1. Постановка проблемы.

Слайд 4 с изображением 3 иллюстраций: мох, водоросли, папоротник.

- к какой группе отнести эти 3 иллюстрации?

(предположения детей)

- Сформулируйте тему урока?

- Какие мы поставим цели урока?

( Изучить новые виды растений, узнать, как они называются, будем выявлять их сходство и отличие.)

-Что для этого мы будем делать?( Думать, слушать, читать, делать выводы)

  1. Изучение нового материала.

-Рассмотрите растение на экране. Как вы думаете, как оно называется?

- Это папоротник – комнатное растение. Папоротники бывают разных видов. Давайте рассмотрим на слайде.

- На какой странице учебника мы можем прочитать о папоротниках? Откройте оглавление учебника, найдите тему нашего урока.

(стр.76-77).

-Самостоятельно прочитайте текст о папоротниках.

- Что узнали о папоротниках?

– Кто видел папоротник в лесу? Он выглядит так же, как на рисунке или иначе? (Папоротник очень редко встречается в лесу, он выглядит так же, как и на рисунке.)

– Какие части растений у него есть? (Корень, стебель, листья.)

– Кто знает поверье о папоротнике? (Кто увидит в ночь на праздник Ивана Купалы цветущий папоротник, того ждёт счастье.) Почему это называют поверьем? (Потому что папоротник никогда не цветёт.)

– Когда появились папоротники?

- Рассмотрите листок растения. Найдите коричневые бугорки на обратной стороне листа. В них находятся споры мельчайшие частички. С их помощью папоротник размножается.

Сделаем вывод:

Папоротник – это растение, у которого есть корень, стебель, листья, но нет цветов, т.е. не бывает плодов и семян.

_-Рассмотрите растения на слайде. Отгадайте загадку и узнаете, как называется это растение.

«Я - болотное растенье, конопатят мною стены»(мох).

Рассмотрите экземпляры на экране. Обсудите в группе этот образец по плану:

Слайд. 1. Предположите название

2. Где встречались с ним?

3. Есть ли части растений? Какие?

Проверка.

– Мох – тоже древнейшее растение, он встречается везде. Рассмотрите внимательно мох на рисунке (с. 78). Каких частей у мха не обнаружили? (Нет корней и цветков.)

– Где встречается мох? (В хвойном лесу, в болотистых лесах.)

– Болотистый мох является хорошим перевязочным материалом, который дезинфицирует рану и впитывает любую жидкость.

– Какая особенность мхов? (Они растут только в экологически чистых местах. При сильном загрязнении местности они погибают.)

У мхов уже есть стебель и листья, но они не имеют настоящего корня. Поэтому мхи в основном растут там, где большая влажность и можно листьями впитывать воду с растворенными в ней питательными веществами. Размножаются мхи спорами, которые образуются в специальных органах спорангиях. Цветков у них нет.

– Мхи чутко реагируют на загрязнение воздуха. При сильном загрязнении воздуха они погибают. Т.е мхи живут только там, где чистый воздух.

Сделаем вывод:

слайд 8

Мох – это растение, у которого есть стебель и листья, а корней и цветков нет. Удерживается в почве с помощью маленьких выростков стебля.

-Что изображено на слайде? (водоросли)

- К какому царству живой природы оно относиться? (растение)

- докажите, что это растение (дети не находят признаков растений)

- признаков растений нет, значит это не растение?

Физкультминутка

Игра «Мох на солнышке и при дождике»

Физминутка

Появляется название «водоросли»

Анализ слова «водоросли». От каких двух слов оно образовано?(вода и расти).

Это растения, которые растут в воде. Им в водной среде не нужны части растений.

Посмотрите на представителей этой группы

– Вы были на озере или пруду? Видели, что водоём покрыт плёнкой мельчайших водорослей? Иногда говорят, что водоём «зацвёл». Камни под водой покрываются скользким ковром водорослей. Это называется тиной.

– В водоёмах для жизни хватает места и пищи всем: и растениям, и животным, и птицам, и рыбам. Все они помогают друг другу выжить. Это как одна цепочка. Порвётся звено, исчезнет один из видов, постепенно будут исчезать и остальные.

Сделаем вывод:

Водоросли – это растения, которые чаще всего живут в воде, у них нет корней, стеблей, листьев , цветков и плодов с семенами.

5.Обобщение полученных знаний (работа в группах)

1)Заполнение таблицы

Растения

Где произрастают?

Какие имеют части?

Как размножаются?

Водоросли





Мхи





Папоротники





(при работе с таблицей используется словарик в конце учебника)

- самопроверка слайд 14

2) Помогите Маше и Мише решить спор: кто прав, кто нет.

Миша говорит, что он в интернете нашёл фотографию цветущего папоротника, а Маша говорит, что такого цветка не существует. Кто прав?

- ответы детей

Уч. с. 77 (синий фон)

- Действительно, цветов у папоротника не бывает.

3) -К каким группам относятся эти растения?

6. Рефлексия «Неоконченное предложение»

я запомнил …..

меня удивило…

мне эти знания пригодятся…

- Оцените свою работу на уроке.

7.Итог урока.

-Вспомните цель нашего урока. Удалось ли вам достичь её?

-Над чем ещё надо поработать?

Домашнее задание

Уч. с. 76-80 пересказ, ТПО стр.31-33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!