Тема: Папоротники, мхи и водоросли
Цель: учить группировать растения по их признакам и свойствам, работать с научной литературой.
Предметные: формировать умение различать хвойные и цветковые растения
Личностные: проявление познавательной инициативы на основе уже имеющихся знаний: соотнесения названия растения с его изображением.
Познавательные: проводить несложные наблюдения и ставить опыты. Делать выводы на основании полученных результатов.
Регулятивные: следовать инструкциям при проведении наблюдений и опытов
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание
Технология: Системно-деятельностный подход. Формирование новых знаний.
Оборудование: учебник, презентация, мультимедийная установка, образцы мха,
гербарий, лупы, карточки с таблицей.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А сейчас проверь ,дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку « пять»?!
Девиз урока: «Я умею думать,
я умею рассуждать,
что полезно для работы,
то и буду выполнять.»
Актуализация знаний обучающихся.
– Какие виды лесов вы знаете?
– Назовите 3 дерева, которые растут в лиственном лесу.
– Назовите 3 дерева, которые растут в хвойном лесу.
– Назовите 3 дерева, у которых бывают плоды.
– Назовите 3 полевых цветка.
– Что общего между деревьями, кустарниками и травами? (Это растения.)
– Чем они отличаются?
- Дайте им характеристику.(У деревьев от корня отходит один толстый одревесневевший стебель- ствол; Кустарники имеют много тонких одревесневевших стеблей-стволиков;
У травянистых растений стебли мягкие, сочные).
Приведите примеры.
- Какую ещё классификацию растений вы знаете?(цветковые и хвойные)
Приведите примеры
Постановка проблемы.
Слайд 4 с изображением 3 иллюстраций: мох, водоросли, папоротник.
- к какой группе отнести эти 3 иллюстрации?
(предположения детей)
- Сформулируйте тему урока?
- Какие мы поставим цели урока?
( Изучить новые виды растений, узнать, как они называются, будем выявлять их сходство и отличие.)
-Что для этого мы будем делать?( Думать, слушать, читать, делать выводы)
Изучение нового материала.
-Рассмотрите растение на экране. Как вы думаете, как оно называется?
- Это папоротник – комнатное растение. Папоротники бывают разных видов. Давайте рассмотрим на слайде.
- На какой странице учебника мы можем прочитать о папоротниках? Откройте оглавление учебника, найдите тему нашего урока.
(стр.76-77).
-Самостоятельно прочитайте текст о папоротниках.
- Что узнали о папоротниках?
– Кто видел папоротник в лесу? Он выглядит так же, как на рисунке или иначе? (Папоротник очень редко встречается в лесу, он выглядит так же, как и на рисунке.)
– Какие части растений у него есть? (Корень, стебель, листья.)
– Кто знает поверье о папоротнике? (Кто увидит в ночь на праздник Ивана Купалы цветущий папоротник, того ждёт счастье.) Почему это называют поверьем? (Потому что папоротник никогда не цветёт.)
– Когда появились папоротники?
- Рассмотрите листок растения. Найдите коричневые бугорки на обратной стороне листа. В них находятся споры мельчайшие частички. С их помощью папоротник размножается.
Сделаем вывод:
Папоротник – это растение, у которого есть корень, стебель, листья, но нет цветов, т.е. не бывает плодов и семян.
_-Рассмотрите растения на слайде. Отгадайте загадку и узнаете, как называется это растение.
«Я - болотное растенье, конопатят мною стены»(мох).
Рассмотрите экземпляры на экране. Обсудите в группе этот образец по плану:
Слайд. 1. Предположите название
2. Где встречались с ним?
3. Есть ли части растений? Какие?
Проверка.
– Мох – тоже древнейшее растение, он встречается везде. Рассмотрите внимательно мох на рисунке (с. 78). Каких частей у мха не обнаружили? (Нет корней и цветков.)
– Где встречается мох? (В хвойном лесу, в болотистых лесах.)
– Болотистый мох является хорошим перевязочным материалом, который дезинфицирует рану и впитывает любую жидкость.
– Какая особенность мхов? (Они растут только в экологически чистых местах. При сильном загрязнении местности они погибают.)
У мхов уже есть стебель и листья, но они не имеют настоящего корня. Поэтому мхи в основном растут там, где большая влажность и можно листьями впитывать воду с растворенными в ней питательными веществами. Размножаются мхи спорами, которые образуются в специальных органах спорангиях. Цветков у них нет.
– Мхи чутко реагируют на загрязнение воздуха. При сильном загрязнении воздуха они погибают. Т.е мхи живут только там, где чистый воздух.
Сделаем вывод:
слайд 8
Мох – это растение, у которого есть стебель и листья, а корней и цветков нет. Удерживается в почве с помощью маленьких выростков стебля.
-Что изображено на слайде? (водоросли)
- К какому царству живой природы оно относиться? (растение)
- докажите, что это растение (дети не находят признаков растений)
- признаков растений нет, значит это не растение?
Физкультминутка
Игра «Мох на солнышке и при дождике»
Физминутка
Появляется название «водоросли»
Анализ слова «водоросли». От каких двух слов оно образовано?(вода и расти).
Это растения, которые растут в воде. Им в водной среде не нужны части растений.
Посмотрите на представителей этой группы
– Вы были на озере или пруду? Видели, что водоём покрыт плёнкой мельчайших водорослей? Иногда говорят, что водоём «зацвёл». Камни под водой покрываются скользким ковром водорослей. Это называется тиной.
– В водоёмах для жизни хватает места и пищи всем: и растениям, и животным, и птицам, и рыбам. Все они помогают друг другу выжить. Это как одна цепочка. Порвётся звено, исчезнет один из видов, постепенно будут исчезать и остальные.
Сделаем вывод:
Водоросли – это растения, которые чаще всего живут в воде, у них нет корней, стеблей, листьев , цветков и плодов с семенами.
5.Обобщение полученных знаний (работа в группах)
1)Заполнение таблицы
Растения | Где произрастают? | Какие имеют части? | Как размножаются? |
Водоросли | | | |
Мхи | | | |
Папоротники | | | |
(при работе с таблицей используется словарик в конце учебника)
- самопроверка слайд 14
2) Помогите Маше и Мише решить спор: кто прав, кто нет.
Миша говорит, что он в интернете нашёл фотографию цветущего папоротника, а Маша говорит, что такого цветка не существует. Кто прав?
- ответы детей
Уч. с. 77 (синий фон)
- Действительно, цветов у папоротника не бывает.
3) -К каким группам относятся эти растения?
6. Рефлексия «Неоконченное предложение»
я запомнил …..
меня удивило…
мне эти знания пригодятся…
- Оцените свою работу на уроке.
7.Итог урока.
-Вспомните цель нашего урока. Удалось ли вам достичь её?
-Над чем ещё надо поработать?
Домашнее задание
Уч. с. 76-80 пересказ, ТПО стр.31-33