II. Мотивация к учебной деятельности. Подготовка к работе на основном этапе. | Определять этапы становления человека; развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию | Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое бы вы задание предложили выполнить своим одноклассникам? - Предлагаю эту работу выполнить в парах ( 1 пара у доски) Собирательство
Охота одомашнивание земледелие - Давайте посмотрим, что у вас получилось. Если у вас всё так – 3б. Итак, выполняя это задание, что мы с вами вспомнили? ( Этапы становления человека). Почему же остались незаполненными последние прямоугольники? (2 последние: земледелие и картинка). Мы вернёмся к ним ещё на уроке. - Попробуйте предположить, что происходило дальше с человеком? Чем он стал заниматься? Или на этом всё закончилось? - Итак, прочитайте тему сегодняшнего урока. ( Начало оседлой жизни) - Ребята, а что будет целью нашего урока? ( Узнать, что такое оседлый образ жизни? Почему человек перестал кочевать? Что или кто этому способствовал? - Какие будут предложения? Что мы будем для этого делать? - Как вы понимание слова: оседлый образ жизни? ( В толковом словаре это значит: постоянно проживающий на одном месте). А противоположное слово?- кочевой. -Давайте посмотрим на этап ( картинку- одомашнивание животных).Как вы думаете, кто способствовал оседлому образу жизни? | Высказывают предположения (расположить деятельность - занятия человека на определённых этапах его становления ) Располагают слова и картинки в нужной последовательности) Дети проверяют работу, высказывают согласие - несогласие. Лист самооценки.-3б. Дети: На этом развитие человека не закончилось, он продолжал развиваться. Тема урока на слайде. На доске: оседлый образ жизни. Работать с учебником, рассуждать, размышлять, анализировать, читать, делать выводы, работать в парах, группах Высказывают предположения. - животные |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. | содействовать развитию умений работать с информацией | -Предлагаю поработать с учебником на стр.20. Рассмотрите картинки, сравните домашних животных и их диких предков. Какое задание можем выполнить? Найти пару. Работаем самостоятельно. - Давайте проверим работу.( слайд) Если всё верно- 2б. - Для каких целей люди используют этих домашних животных? Для чего человек их выращивает? | Слушают внимательно учителя, Выполняют работу самостоятельно Проверяют себя по эталону. Лист самооценки.2б. |
IV. Реализация построенного проекта | создать условия для учебного взаимодействия учащихся (коммуникативные), способствовать формированию умений: различать животных по внешним признакам; сравнивать домашних животных и их древних предков | Предлагаю заполнить таблицу в группах- четвёрках. Древние животные | Современные животные | Польза | 1.Муфлон | Баран, козёл | | 2.Тарпан | Лошадь | | 3.Волк | Собака | | 4.Тур | Корова | | 5.Банкивские куры | Современные куры | | Учитель наблюдает, корректирует работу класса. | Работают в группах, обсуждают, выбирают представителя группы. Лист самооценки.- 5б. |
V. Первичное закрепление во внешней речи | способствовать формированию умений владения монологической речью в соответствии с грамматическими нормами русского языка | Итак, время работы в группах истекло, прошу представителей групп выйти к доске. Всех остальных прошу внимательно слушать, потому что потом нужно будет записать то, что вы не вспомнили. Если всё верно- 5б. | Внимательно слушают выступающих. После каждого выступающего осуществляют проверку, оценивают Выходят к доске, проверяем работы, лист самооценки.- 5б. |
VI.Включение в систему знаний | содействовать развитию интереса к учебному материалу и внутренней позиции школьника | Посмотрите, что получается: человек стал получать пользу от животных. Но чтобы эта польза была, что нужно делать человеку? (кормить, …) Где брать корм? Давайте обратимся к учебнику на стр.21 и прочитаем текст. Чем же стали заниматься люди? (земледелием.) Люди постепенно становились земледельцами. Рыхлили землю, сами выращивали злаки, а возделанные поля жалко было бросать. Поэтому люди стали жить на одном месте. Давайте обратимся к нашей последовательности, которая на доске. Какое слово добавим? (Земледелие) и соответствующую картинку учебника. Что такое земледелие?(Обработка земли с целью выращивания растений). - Какие продукты получил человек, занявшись земледелием? ( овощи, зерно, сено, солому) - Назовите профессии, связанные с сельским хозяйством.(доярка, птицевод, комбайнёр, тракторист, скотовод…) Если останется время!!! - Для закрепления материала предлагаю рассмотреть таблицу и соединить слова из 1 столбика с нужными утверждениями из 2 столбика. Этапы становления | Что это дало человеку | Одомашнивание животных | Человек стал обрабатывать землю, оставлять продукты про запас | Земледелие | Человек приблизил к себе животных и перестал кочевать в поисках пищи | Оседлость | появились первые селения и города, появились государства | Развитие цивилизации | человек стал строить жилища, прокладывать дороги | | Размышляют, высказывают свою точку зрения. Работают с учебником на стр.21 Работают с таблицей. Сверяют по эталону. Лист самооценки - 4б. |
VII.Рефлексия учебной деятельности | развивать способность оценивать свою деятельность | -Наш урок подошёл к концу, прошу вас высказаться, какая информация для вас была наиболее полезной и интересной. Как вы думаете, удалось ли нам достичь цели урока: все ли имели возможность продемонстрировать свои знания? Подсчитаем баллы | Анализируют собственную деятельность на уроке, желающие высказываются 12 -14б.- отлично 8-10 9-11 – хорошо 7-6 6-8- надо ещё поработать 5-4 |