Муниципальное общеобразовательное учреждение
Старокалитвенская средняя общеобразовательная школа
Зелёная аптека
Урок
по окружающему миру
в 1 классе
подготовила и провела
Беляева
Людмила Васильевна
учитель начальных классов
село Старая Калитва Россошанского района Воронежской области
Целеполагание: - познакомить учащихся с лекарственными
растениями;
- рассказать о целебной силе растений;
- учить правилам сбора целебных трав;
- воспитывать бережное отношение к
зелёным растениям;
- продолжить формирование навыка
чтения на материале урока;
- учить заботиться о своём здоровье.
Оборудование: - картинки с лекарственными растениями;
- печатные тетради;
- папки «Я – Исследователь»;
- гербарии;
- D\/D диск «Практические занятия»;
- компьютер, слайды;
- лупы;
- картинки « Лекарственные растения»;
- проект « Зелёная аптека».
Ход заседания
Организационный момент.
Председатель заседания.
- Мы собрались на очередном заседании клуба. Представлю вам два эксперта. Они будут проводить эксперименты. Остальные ребята работают по группам и будут консультантами.
Актуализация знаний.
Нам растения полезные
Знать необходимо,
Чтоб была болезнь любая
Нами победима.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(О лекарственных растениях).
Председатель заседания.
- Правильно. Тема нашего заседания «Зелёная аптека».
(Открывается тема на доске).
3. Ход заседания.
1. Какие лекарственные растения вы знаете?
- Какие лекарственные растения растут в нашем крае? Что вы знаете о них?
- Ребята, каждый из вас – исследователь. И тема нашего исследования была «Лекарственные растения нашего края».
- Обратимся к уголку «Я – исследователь». Повторим о том, где можно получить информацию?
1). Подумать самому.
2). Посмотреть в книгах.
3). Позвонить специалисту.
4). Найти в компьютере.
5). Спросить у другого человека.
6). Понаблюдать.
7). Провести эксперимент.
8). Посмотреть по телевизору.
- В ваших учебниках есть информация о лекарственных растениях? Как вы думаете?
- Как узнать? (по содержанию).
- Откройте «Содержание». (Ученики находят тему «Зелёная аптека» на стр. 60).
- Откройте нужную страницу. Красными буквами написаны слова «Зелёная аптека» Что означает слово « аптека» и почему «зелёная»?
- Можно ли догадаться, глядя на иллюстрацию в учебнике?
- Какие лекарственные растения вы видите? Назовите. (Цветки липы, ромашка лекарственная, тысячелистник, пастушья сумка, чистотел, зверобой, подорожник).
- Сколько вы видите растений? (7)
- Как вы думаете, это все лекарственные растения или есть другие?
- А эти растения растут в нашем крае? (Да).
- Кто видел эти растения? Где они растут? (В лесу, на лугу, у дороги).
2.Новые знания.
- На компьютере вы видите изображение книги « Детская зелёная аптека»,
откроем её и узнаем о лекарственных растениях. Существует много книг о лекарственных растениях, телепередач, сайтов в Интернете.На выставке стоят книги.
- Вы собирали материал о некоторых лекарственных растениях.
- Я предлагаю поделиться своей информацией о них.
- Откройте папки «Я – исследователь» и расскажите о том, что вы узнали.
1 консультант. Пожаров Паша. ( На компьютере картинки.)
П одорожник
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки.
На земле лежат лестки –
Маленькие лопушки.
В аптеку за лекарством
Совсем бежать не надо,
Когда само лекарство
Растет с дорожкой рядом.
Приложишь подорожник –
Листочек каждый годен –
Под листиком зелёным
Любой ушиб проходит.
2 консультант. Войтецкий Руслан.
Липа
Липа – средство от простуды,
Знают все о том повсюду.
Маленький у липы цвет,
Но полезней чая нет. При ангинах и простудах
Пьют целебный чай. Говорят, когда болеют:
Ну – ка, липа, выручай.
3 консультант. Лаптева Настя.
Ромашка
Жёлтые серединки,
Белые лепесточки.
Очень маленькие у ромашки
С запахом листочки.
И свежая, и сушенная в запас
От воспалений лечит нас.
4 консультант. Бондаренко Оля.
Тысячелистник
Тысяча листочков,
Корзиночкой цветочки,
Заживляет раны, остановит кровь,
Повышает аппетит,
Вот чем тысячелистник знаменит.
5 консультант. Зеленский Артём.
Зверобой
Зверя он не убивает,
Вызывает лёгкий зуд.
Но от чая зверобоя
Все микробы убегут.
Даст любой микробам бой.
Это травка – зверобой.
Чай полезный, от 99 – ти болезней.
6 консультант. Герасичкина Юля.
Чистотел
Есть в саду одна трава,
Сок пить её нельзя.
Много пользы, много дел.
От болезней вылечит кожу
Чистотел.
7 консультант. Оробинская Вика.
Пастушья сумка
Что за чудо – травка?
Плоды, как сумка пастушка.
На тонкой длинной ножке
Растёт как из куста.
8 консультант. Мельников Андрей.
Пастушья сумка людям помогает,
Останавливает кровь, раны заживляет.
(На доске появляются картинки.) Какой вывод сделаем?
Вывод 1 :Лекарственные растения помогают людям.( Вывод появляется на доске).
4.Д.П. Я предлагаю пойти в лес, собрать лекарственные растения и сделать гербарий. (Ребята ходят по классу и находят гербарии лекарственных растений, в это время звучат голоса птиц.
Возьмите лупу и рассмотрите растения:
- по размеру;
- по форме;
- по окраске цветов;
- по запаху.
- Сравните гербарий с растениями в учебнике.
5. Практическое занятие.
– На столах у вас конверты. В них лекарственные растения. Раскрасьте их. Помогут вам гербарий и учебник, а также ваш проект « Зелёная аптека».( Показ проекта).
- Откройте печатную тетрадь на странице 38. Приклейте их над подходящими надписями.
- Дополним ряд рисунков лекарственного растения своего края. Где мы можем найти
дополнительную информацию о лекарственных растениях? ( В хрестоматиях).
Информация на компьютере.( Ландыш. О нём находят в хрестоматии.)
6.Новые знания.
1.– Мы собрали много информации о лекарственных растениях. А в каких случаях они нам помогут?
- Посмотрите, в учебнике слева от растений – «Какие лекарственные растения могут помочь и в каких случаях?»
- Об этом вам расскажут эксперты первой группы.
1. Ранку на пальце могут заживить тысячелистник, подорожник.
2.При простуде помогут цветки липы.
3.К месту укуса надо приложить лист подорожника или ломтик огурца.
4. К месту ушиба или ожога можно приложить мятые листки зверобоя.
5. Сыпь на коже вылечит чистотел.
Вывод 2 появляется на доске: Лекарственные травы помогают при ранках, простудах, укусах, ушибах, ожогах.
Ребята, вы знаете правила сбора лекарственных растений?
- Рассмотрите в учебнике справа от картинки, сформулируйте правила сбора лекарственных растений. (Ответы детей).
Прочитайте правила, которые предлагают Маша и Миша. Сравните их со своими.
- О правилах сбора лекарственных растений вам расскажет вторая группа консультантов.
- собирайте лекарственные травы в начале их цветения в солнечную погоду;
- не срывайте все растения, оставляйте часть для размножения;
- после сбора трав тщательно мойте руки с мылом.
( картинки появляются на компьютере)
Вывод 3 появляется на доске: Надо соблюдать правила сбора лекарственных растений.
7. Практическое занятие.
Эксперты покажут нам приёмы использования свежих лекарственных растений. (Одевают белые колпаки и показывают)
1). - Молодые побеги тысячелистника несколько раз моют в кипячённой воде.
- Затем растирают в чистой посуде до получения кашицы.
- Эту кашицу прикладывают к ранке, ссадине, царапине.
2). – Лист подорожника моют с мылом, споласкивают, потом прикладывают к ранке, к месту укуса насекомых.
Вывод 4: Надо знать, как использовать лекарственные растения.
8. Подведение итогов.
- На доске мы покажем «Места сбора лекарственных растений» с помощью сделанных на уроках изобразительного искусства и технологии поделок( Дети выходят и прикрепляют свои поделки. На доске появляется поляна. Звучат голоса птиц).
- Ребята, нам нужно знать лекарственные растения? (Да).
- Зачем? (Чтобы они могли нам помочь. Надо уметь заботиться о своём здоровье).
Вывод 5: Надо заботиться о своём здоровье.
- Растения – часть природы.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Если мы все растения уничтожим,
То с болезнями мы справиться не сможем.
- Как вы понимаете эти слова?
- Какой вывод нужно сделать?
Вывод 6. Надо бережно относиться к природе.
Посмотрим на выводы и прочитаем их .( они все на доске)
- Как вы думаете, какой самый важный из них?
Тест « Учим суждению».
- Лекарственные растения помогают людям. Да. Нет.
- Зверобой убивает зверей. Да. Нет.
- Надо срывать все лекарственные растения. Да. Нет.
- Надо уметь заботиться о своём здоровье. Да. Нет.
Председатель заседания. Заседание считаем закрытым. Спасибо всем участникам.