СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира УМК " Школа России " 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагается открытый урок по окружающему миру в 3 классе по теме  "Планеты солнечной системы". Легко,в интересной форме можно преподнести детям знания по астрономии в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира УМК " Школа России " 4 класс»

Урок окружающего мира во 4 классе

Тема: «Планеты Солнечной системы»

Место урока в учебном плане: урок окружающего мира во 4 классе

Тип урока: урок изучения нового материала, урок-путешествие.

Цель урока: формирование представлений у учащихся о планетах Солнечной системы.

Задачи:

  • познакомить с планетами Солнечной системы и их отличительными особенностями;

  • выявить отличительные особенности планет и звезд;

  • развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать;

  • расширять кругозор, учить работать с информацией, полученной из разных источников;

  • воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в паре.



Ход урока

  1. Мотивационный этап (2 мин.)

- Ребята, я рада видеть вас и хочу начать работу с вами. А вы готовы сотрудничать со мной? Тогда, вперед!



- Хотели бы вы отправиться в космическое путешествие? Тогда проверьте, все ли готово: бортовые блокноты, ручки, возьмем в полет и учебники.

Ключевое слово -солнечная система.

- Отгадав загадку, вы узнаете, что входит в состав Солнечной системы:

Слайд 4

Девять братьев и сестер

Вокруг мамы бродят

Отражая её свет

Хороводы водят

- Что это? (солнце и планеты)

- Что мы знаем о солнце?

- А о планетах?

3. Постановка учебной задачи (2 мин.)

- Выскажите свои предположения, какова цель нашего путешествия? Выясним также, возможна ли жизнь на других планетах.

– Вот она – Солнечная система. Посмотрите на планеты, которые вращаются вокруг Солнца. Сколько их? Чем они похожи? (формой шара). Чем отличаются? (размером, цветом, удаленностью от Солнца).

Работа с учебником

– Планета, с которой мы начинаем путешествие, является нашим космическим домом и называется Земля.

(Ученик) Мерцает по курсу ракеты Земля.

На ней мы живем,

И, как видно, не зря.

Планета Земля – родимый наш дом!

Но много ль, ребята, мы знаем о нем?

Загадки её постоянно решаем,

Но многое так до конца и не знаем!

- Что вы знаете о нашей планете? Посмотрим, что расскажет о Земле нам бортовой компьютер.

Слайд 8

  • – Летим к первой от Солнца планете – это Меркурий. - Что вы знаете об этой планете?

(Ученик) Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.

Жара нестерпима! Изжарит котлету!

Повёрнута к Солнцу одной стороной,

С другой – страшный холод и мёртвый покой!

В честь бога торговли имеет названье,

Да нет атмосферы – вот наказанье.

- Запросим у бортового компьютера сведенья о ней.

– Как вы думаете, могут ли на этой планете обитать живые существа? Почему? 
Слайд 9

Что же, дружок, в жизни много дорог,

Летим на Венеру, хоть путь наш далёк.

Венера - вторая планета от Солнца.

(Ученик) Ни одна звезда, ни одна планета не сравнится по блеску с Венерой. Своё название она получила в честь древнеримской богини любви. По размеру она равна Земле. Она покрыта слоем белых облаков, состоящих из паров соляной кислоты. Под ними атмосфера из углекислого газа. Это самая яркая, горячая планета с горами и пустынями.

- Ребята, как вы думаете, есть ли жизнь на Венере?

- Продолжаем наше путешествие.

- Мы движемся к четвёртой от Солнца планете – Марсу. Что вы знаете об этой планете?

(Ученик) Эта планета похожа на таинственный красный глаз. Своё название получила в честь древнеримского бога войны. Марс меньше Земли в 7 раз. На Марсе есть всё необходимое для жизни: вода, кислород, атмосфера. Это все те условия, при которых развивалась жизнь на Земле. Сутки на Марсе по продолжительности такие же, как на Земле. На Марсе есть зима, весна, лето, осень. Но несмотря на это, жить на Марсе невозможно, так как воздух не пригоден для дыхания. На этой планете самая высокая гора в Солнечной системе – Олимп, высота которой 27 км. Марс – самая железная планета.

Все 4 планеты, на которых мы побывали, – это малые планеты, или, как их еще называют, – планеты «земной группы». Это твёрдые шары, состоящие из горных пород. Следующие 4 планеты – это гигантские газовые шары.

  • Дальше и дальше летим мы от Солнца,

Юпитер нас встретит светом в оконце.

(Ученик) Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Она названа в честь самого главного бога Юпитера. Состоит из газов. Юпитер в два с половиной раза тяжелее, чем все остальные планеты вместе взятые. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.

- Есть ли жизнь на этой планете?

  • Идем на сближение с планетой Сатурн.

(Ученик) Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога земледелия. У Сатурна имеются хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа камней и глыб, которые движутся вокруг Сатурна. Жизни на этой планете нет.

Что нам поведает бортовой компьютер?

Самые далекие планеты Солнечной системы – Уран, Нептун, Плутон.

Здесь холодные миры,

Света нет и нет жары,

Вечные: зима и ночь –

Захотелось сразу прочь.

Скован льдом Уран, Нептун,

На Плутоне – колотун!

Без атмосферы, ко всему,

Жить невозможно никому.

  • - Совершаем перелет к седьмой от Солнца планете – Урану.

(Ученик) Уран достаточно ярок, так, что при хороших условиях наблюдения его можно увидеть невооруженным глазом. Уран назван в честь греческого бога неба. Состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов, окруженных голубыми облаками. Уран вращается вокруг Солнца «лёжа на боку».

- Из базы данных узнаем об этой планете подробнее.

А вот в наших иллюминаторах показался Нептун.

- Что вы знаете об этой планете?

(Ученик) Планета носит имя римского бога морей. Нептун мерцает голубоватым светом, напоминающим цвет воды.

- Посмотрим, что есть в базе компьютера.

- Ребята, как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете? Почему?

Обратите внимание на ещё одно небесное тело – это Плутон.

- Какими сведениями обладаете вы?

(Ученик) Самая маленькая планета Солнечной системы. Названа в честь бога подземного царства. На ней царит невероятный холод. На эту планету не отправлялись корабли. Полёт бы занял 10 лет.

- Посмотрим, какие сведенья об этом объекте есть в нашем бортовом компьютере.

Ребята, а как вы думаете, существуют ли ещё планеты в Солнечной системе?

- Нам пора возвращаться домой. Приготовьтесь к обратному полету. Пристегните ремни! Ведем обратный отсчет-

5. Применение новых знаний (6 мин.)

- Давайте проверим, как вы запомнили названия планет и их расположение в Солнечной системе





6. Подведение итогов урока. Рефлексия (4 мин.)



  1. Домашнее задание (1 мин.)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!