СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира «Разнообразие животного мира» Программа "Школа России" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности учителя:

Обучающие: создать условия для актуализации и систематизации знания о классификации животных и их групповых признаках; формирования представлений о животных в процессе работы с текстом.

Развивающие: способствовать развитию критического мышления, умений ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширению кругозора учащихся.

Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к окружающему миру, культуры общения в группе со сверстниками, бережного и внимательного отношения к животным.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира «Разнообразие животного мира» Программа "Школа России" 3 класс»

Урок окружающего мира «Разнообразие животного мира»

3й класс программа «Школа России»


Цели деятельности учителя:

Обучающие: создать условия для актуализации и систематизации знания о классификации животных и их групповых признаках; формирования представлений о животных в процессе работы с текстом.

Развивающие: способствовать развитию критического мышления, умений ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширению кругозора учащихся.

Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к окружающему миру, культуры общения в группе со сверстниками, бережного и внимательного отношения к животным.

Оборудование: схемы: «Дикие и домашние животные», «Классификация животных»; карточки для индивидуальной работы и работы в группах; силуэты животных чёрного цвета, таблицы о животных, учебники.


Предтекстовая стратегия.


Целью предтекстовой стратегии является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя.

Чтение любого источника начинается со знакомства с заголовком. Прочитав заголовок, мы обдумываем: «О чем здесь пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?». Именно на этом этапе возникает состояние готовности, необходимое для дальнейшего активного восприятия. В данный момент у учащихся появляется ожидание определенных знаний, предположение об их содержании, об отношении этих знаний к старым, уже известным.



I. Организация начала урока.

– Начинаем урок. На уроке постараемся открыть новые тайны природы. Пусть этот урок принесет вам хорошее настроение, новые знания, хорошие оценки.

(Учащиеся рассажены по группам. Одна группа 8 человек)

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с нашим родным домом – природой.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Предтекстовая стратегия «Глоссарий»

– Наука, которая изучает растения.

– Посмотрите внимательно и назовите «лишний» предмет. (Картинки :слон, собака, паук, ландыш.)

– К какому царству относится этот предмет? (К царству растений.)

– Как называется наука, которая изучает растения? (Ботаника.)

– Какую роль играют растения в жизни людей и животных? (Человек получает от растений кислород, пищу, ткани, древесину. Животным растения дают кислород, служат для них убежищем, пищей, лекарством.)

– Да, жизнь без растений на земле немыслима.

2. Работа с тестом

– А сейчас хотелось бы узнать, что вы знаете о растениях. На столе карточки с заданиями. Вы должны прочитать вопрос и выбрать правильный ответ.

Тест «Что вы знаете о растениях?»

1. Что содержит плод растения?

а) цветок; б) семена; в) стебель.

2. Что растения получают из почвы?

а) перегной, песок, глину;

б) остатки растений и животных;

в) кислород, воду, соли.

3. Хвойные растения – это:

а) сосна, ель, яблоня;

б) лиственница, папоротник, кедр;

в) ель, сосна, пихта.

Ответы: 1-б. 2-в. 3-в.

3. «Мозговой штурм» (работа по рядам)

(на столах карточки)

-Если вы верно выполните все задания, то сами определите тему сегодняшнего урока. Из двух вариантов ответов выберите верный и обведите в кружок соответствующую букву.

1. В каком органе растения происходит образование питательных веществ?

л – корень з – листья

2. При дыхании растения поглощают…

о – кислород р – углекислый газ

3. Растения какой группы не имеют органов, всё растение – один организм?

о – водоросли а – папоротники

4. Какие питательные вещества готовят листья растений?

е – минеральные соли л – сахар и крахмал

5. Какой газ выделяют растения при питании, когда «работает кухня»?

о – кислород т – углекислый газ

6. При каком условии будет работать «кухня» растений?

г – на свету о – при определённой температуре

7. Сладкий сок цветов, который даёт цветку аромат.

л – пыльца и – нектар

8. Наука, которая занимается изучением растений.

я – ботаника у – биология

– Фронтальная проверка. Кто первым выполнит задание получают призы(«Зоология».)

– А что же обозначает это слово? Давайте попробуем сами догадаться. (Ответы учащихся.)

– Кто из вас бывал в зоопарке? А что продают в зоомагазине? У всех этих слов есть общая часть «зоо», которая переводится как «животное». А «логос» в переводе – наука.

Зоология – наука о животных.



Стратегия текстовой деятельности

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.

III. Сообщение темы урока. 

– Мы продолжаем изучение раздела «Эта удивительная природа». Сегодня мы покидаем царство растений и переходим к изучению другого царства – животного мира. На уроке мы рассмотрим новую классификацию животных, их групповые признаки.

IV. Изучение нового материала.

1. Мир животных.

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Когда вы слышите слово «животные», кого вы представляете? (Ответы учащихся.)

– Мир животных очень разнообразен, в нём много интересного. На столах у вас лежат рисунки с изображением животных. Распределите их на группы.

– Сколько групп получили? На какие группы вы разделили животных? (Две группы – дикие и домашние.)

Демонстрирует схему:



У каждого животного своя среда обитания. Некоторые живут в воде, некоторые на суше, третьи – в почве, жизнь других животных тесно связана с воздухом.А многие живут рядом с человеком. Как называются животные, которые живут рядом с человеком? А те, которые живут в дикой природе?

– Что вы помните о домашних животных? (когда люди жили в пещерах, они стали подкармливать диких животных, со временем дикие животные стали домашними.)

– Что мы получаем от домашних животных? (мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мёд, воск, охрану жилья, транспортное средство.)

– Что вы знаете о диких животных? (живут вдали от человека, сами добывают пищу, строят жильё.)

В чем отличие диких и домашних животных?(ответы детей)

– Кто знает, как называется наука о животных? (зоология.) Наука о животных называется зоологией. Это ещё один из разделов биологии. Ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп. Само зарождение человечества взаимосвязано с животными. Многие народы обожествляли некоторых животных (Египет – кошку, как богиню ночи и охоты; племена аборигенов Австралии и Африки верят, что произошли от животных). Поэтому люди с древних времен заботились о животных и оберегали их. Я призываю вас к бережному отношению ко всему живому, к окружающему нас миру! В животном мире есть много групп, представители которых имеют свои особенности и отличительные признаки.

2. Классификация животных.

Работа в рабочей тетради.

На партах лежат карточки «Систематические группы животных»

– Выполняя задание, мы познакомимся с классификацией животных. (работа одновремено по схеме и по учебнику)

– Животные удивительно разнообразны. Изучением их разнообразия занимается наука – систематика. Главная задача которой – это классификация животных. Рассмотрите схему на доске:

Систематические группы животных

– Выделяют также отрядысемействарода, на которых вы подробнее остановитесь на уроках биологии в старших классах. Основная единица классификации – это вид животных.

– Первую большую группу животных составляют: звери (млекопитающие), птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся(дети находят на схеме – тип хордовые, чтение по учебнику, заполнение таблицы в рабочей тетради). Рассмотрим их более подробно.(На доске таблицы «Звери», «Птицы», «Млекопитающие», «Рыбы», «Земноводные»)

• Звери, или млекопитающие.

– Назовите, к какой группе относятся изображенные на иллюстрации в рабочей тетради животные. (Звери.)

– Перечислите их признаки. (Тело покрыто шерстью, имеют по четыре лапы, своих детенышей вскармливают молоком.)

– Как называют их еще? (Млекопитающие.)

– Назовите следующих животных. (Крот, кит, летучая мышь.)

– Эти животные тоже относятся к группе зверей, хотя у летучей мыши вместо лап – крылья, у кита вместо ног – плавники и тело не покрыто шерстью, а у крота лапы-лопаты. Но эти животные детенышей вскармливают молоком, поэтому они тоже млекопитающие. В группе зверей – кит – самое большое животное.

• Птицы.

– Рассмотрите следующие иллюстрации с изображением животных. Назовите следующую группу животных. (Птицы.)

– По какому признаку вы их определили? (Варианты ответов: тело покрыто перьями, летают.)

– Все ли птицы летают? (Нет.)

– Назовите птицу, которая не летает, но быстро бегает. (Страус.)

– Назовите птицу, у которой вместо крыльев – лапы-ласты, и они хорошо плавают. (Пингвины.)

• Рыбы.

– Я перечислю основные признаки животных следующей группы, а вы догадайтесь, как эта группа называется: живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами. (Рыбы.)

– Назовите, каких рыб вы знаете. (Ответы учащихся.)

• Земноводные.

– Назовите следующих животных. (Лягушки, жабы, тритоны.)

– Эти животные могут жить на земле и в воде. Как можно назвать эту группу? (Земноводные.)

• Пресмыкающиеся.

– Следующая группа, о которой пойдет речь, обитает на суше, но и в воде чувствует себя прекрасно. К ним относятся змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи. Кожа у них покрыта сухими чешуйками или панцирем, что защищает организм от высыхания. Эти животные ползают – пресмыкаются, поэтому их называют «пресмыкающиеся».

– Следующую группу животных составляют насекомые, ракообразные, паукообразные(дети находят на схеме – тип членистоногие, чтение по учебнику, заполнение таблицы в рабочей тетради). Рассмотрим их более подробно.

• Насекомые.

– Назовите группу животных, изображенных на иллюстрации. (Насекомые.)

– Перечислите их признаки. (Три пары ног, одна пара усов, одна-две пары крыльев.)

• Ракообразные.

– Следующую группу животных называют «ракообразные». К ним относятся раки, крабы, креветки, омары. Они питаются водорослями, водными животными, бактериями. Тело состоит из головы, груди, брюшка, на голове две пары усиков. Это органы чувств, иногда помогают при передвижении. Глаза расположены на голове или на стебельках. Органы дыхания – жабры. Некоторые из них дышат через кожу.

• Паукообразные.

– К этой группе относятся: пауки, скорпионы, сенокосцы, клещи, тарантулы. Все они имеют восемь ног (четыре пары). Голова и грудь слиты воедино, брюшко покрыто щитком, сзади расположены паутинные бородавки. (Выходящее вещество, застывая в воздухе, превращается в шелковую паутинную нить, она гибкая и прочная. В XVIII веке во Франции из нее изготовляли перчатки.)

• Моллюски.

– Следующая группа животных – моллюски((дети находят на схеме – тип моллюски, чтение по учебнику, заполнение таблицы в рабочей тетради на схему –). Моллюски обитают в морях и океанах. Хорошо плавают. К ним относятся улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы. Это беспозвоночные животные, тело которых состоит из головы, туловища и одной ноги, преобразованной в плавник. У многих из них тело защищено раковиной.

• Черви.

– Еще одна группа животных – черви(учитель указывает на схему – тип черви). Эту группу составляют беспозвоночные животные с вытянутым телом, к ним относят плоских, кольчатых и круглых червей.

• Иглокожие.

– Есть еще одна группа животных – это иглокожие(учитель указывает на схему – тип иглокожие). К ним относятся: морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы. Они малоподвижны. Одни питаются растительной пищей, другие – хищники. Могут отбрасывать части тела и даже внутренние органы, которые впоследствии восстанавливаются.

– И еще есть одна группа животных – это кишечнополостные, но мы с вами о них узнаем в старших классах на уроках биологии.


Стратегия послетекстовой деятельности

Цель данных стратегий - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.



ІV. Первичное закрепление изученного.


– Разгадайте загадки о животных:

Мчится, воды рассекая,

Злая хищница морская.

Улыбнулась, подмигнула

Нам зубастая… (акула).


• Он на веточке сидит

И без дела не жужжит.

У него усища есть,

Крылья. Ножек – ровно шесть.

«Ж-ж» – вокруг разлился звук – 

В синем небе кружит…

(жук).


• Ходит барыня пешком,

Землю роет пятачком.

До чего ж толста она –

Шея просто не видна!

У ней песенка своя:

«Хрю-хрю-хрю!» – 

Поет… (свинья).

• Та зеленая певица

Красивей поет, чем птица.

Попоет в родном болоте – 

И отводит час охоте.

Берегись, комар и мушка!

Открывает рот… (лягушка).


• Под водой усач живет,

Носик-ножницы в руках,

Ходит задом наперед

На восьми кривых ногах.

Там, где тишь да полумрак,

Не спеша гуляет… (рак).


• По земле старушка бродит,

А из дома не выходит.
Надо ль ей переживать,
Где придется ночевать?
Нет, она не знает страха:
Всегда дома… (черепаха).

Учащиеся отгадывают загадки и говорят, к каким группам относятся животные.

VI. Закрепление изученного материала.


– Работа в карточках .Зачеркните «лишнее» название в каждом ряду и объясните свое решение.

Осьминог – моллюск.

Паук – паукообразный.

Лягушка – земноводная.

Пиявка – группа червей.

Работа по учебнику.

– посчитайте виды птиц на рисунке в учебнике ().

VII. Итог урока.

– Наш урок подходит к концу. Спасибо вам за активную работу.

– Что нового вы узнали на уроке? Что такое зоология?

VIII.Рефлексия

– Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Дети сами себя оценивают по количеству смайликов, которые они получали за правильные ответы)

Хоровое чтение стихотворения:

Любите родную природу – На ней мы с тобою родились,

Озера, леса и поля. Живем мы с тобою на ней.

Ведь это же наша с тобою Так будем же, люди, все вместе

На веки родная земля. Мы к ней относиться добрей.

Домашнее задание: учебник, с. 93 (читать); (подготовить сообщение об одном из видов животных любой группы своей группы).






На данном уроке формируются


Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;
- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.


Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом;
конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование   -   предвосхищение   результата и   уровня   усвоения   знаний,   его временных характеристик;


Познавательные универсальные действия

общеучебные, логическиепостановка и решение проблемы.


Общеучебные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и    результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
- знаково-символические действия  составляют особую группу общеучебных универсальных действий:

- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.


Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;  

 - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствия;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждении;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.


Постановка и решение проблемы:

- постановка и формулирование проблемы;

- самостоятельное создание   алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность. К коммуникативным действиям относятся:

- умение слушать и вступать в диалог;

учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-   определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!