МУНИЦИАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»
УРОК
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
2 КЛАСС
ТЕМА «РАСТЕНИЯ, КОТОРЫЕ МЫ ЕДИМ»
Составила: учитель начальных классов
Кузьмина Наталья Николаевна
Новомосковск
Информационная карта урока
Учебный предмет: окружающий мир
Тема: «Растения, которые мы едим».
Класс: 2 «В»
Учитель: Кузьмина Наталья Николаевна
Квалификация: учитель первой квалификационной категории
Цель урока:
- создать условия для расширения у учащихся знаний о растениях, которые мы едим.
Задачи урока.
Обучающие:
1. Содействовать осознанию ценности изученного материала.
2. Формирование навыков работы на интерактивной доске.
Воспитательные:
1. Формирование коммуникативных и ценностных компетенций.
2. Формирование умения рефлексировать.
Развивающие:
1. Развитие умения анализировать, обобщать, классифицировать.
2. Развитие речи, словарного запаса.
3. Развитие внимания, памяти, воображения, сообразительности.
4.Развитие зрительного и слухового анализатора для восприятия информации.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации деятельности на уроке: фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Используемые методы:
Наглядный.
Частично – поисковый.
Элементы проблемного метода.
Эвристический.
Предполагаемые результаты:
Личностные:
содействовать
развитию интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях,
пониманию причин успеха в учебе
способствовать формированию умений оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования интереса к познанию окружающего мира; самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; чувства сопричастности и гордости за свою Родину
Предметные:
характеризовать внешнее строение плодов и корнеплодов;
различать понятия «плод», «корнеплод», «фрукт», «овощ»;
распознавать съедобные части культурных растений;
подводить растения со съедобными корнями под понятие «корнеплод»;
классифицировать растения по самостоятельно выделенным критериям;
извлекать необходимую информацию из текста учебника
Метапредметные:
содействовать развитию умений работать с информацией, сравнивать объекты природы, устанавливать причинно-следственные связи; пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебнике; находить в тексте ответ на вопрос; строить сообщения в устной форме (познавательные);
создать условия для учебного взаимодействия учащихся; развития умений формулировать собственные мнение и позицию (коммуникативные);
развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами; принимать роль в учебном сотрудничестве (регулятивные).
Оборудование:
учебник Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир», 2 класс, 2 часть
карточки с изображениями видов капусты
карточки с заданиями для групп
компьютер, проектор, экран
Ход урока
Слайд 1
Организационный момент
Учитель. Поговорим?
Дети. О чём?
Учитель. О разном и о прочем.
О том, что хорошо и что не очень.
Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.
Поговорим?
Дети. Поговорим. Нам будет интересно.
II. Актуализация знаний.
Учитель. Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие,
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют,
И лакомством бывают,
И чаем нас напоят,
И даже дом построят.
Земли они творения,
Зовём мы их …
Дети (хором). Растения. Слайд 2 (изображены растения)
Учитель. Посмотрите на доску. Какое нас встречает многообразие растений! Скажите, пожалуйста, какое задание вы бы предложили с картинками. (На классной доске картинки с изображением различных растений)
Учащиеся:
1 группа - дикорастущие | 2 группа - культурные |
-рябина -одуванчик -лесная земляника -крапива | - капуста - роза - клубника - яблоня |
Учитель. Какие растения называются культурными? Какие дикорастущими?
Учащиеся:
- Дикорастущие растения растут в дикой природе без вмешательства человека. Они самостоятельно приспосабливаются к изменениям окружающей среды.
- Культурные растения - это растения, которые выращиваются человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств и др. целей. Они получены в результате селекции.
Учитель. Я предлагаю вам прослушать аудиозапись русской народной сказки. Слайд 4.
Учитель. Вы узнали сказку? Что можете сказать?
Дети:
- Это русская народная сказка « Мужик и медведь».
III. Определение темы урока.
Учитель:
- О каких растениях шла речь в сказке? (О репе и о пшенице)
- Какую часть репы мы употребляем в пищу? (нижнюю)
- Какую часть пшеницы мы употребляем в пищу? (верхнюю)
- Почему медведь обиделся на мужика? (мужик его обманул, не сказал, в каком растении, что употреблять в пищу)
- А вы знаете, что мы едим в растениях? (Да.Не совсем.)
Учитель. Так о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Учащиеся: Какие части растений можно употреблять в пищу. Слайд 5 (Тема)
IV. Целеполагание.
Учитель: Какие цели вы определите для себя сегодня на уроке?
Учащиеся:
- Определить, какие растения употребляются в пищу.
- Расширить свои знания о съедобных растениях.
- Узнать, у каких растений употребляют «вершки», а у каких - «корешки». Слайд 6
V. Формирование новых знаний. Работа с учебником.
Учитель: Предлагаю поиграть в игру «Какую часть растения мы употребляем в пищу?»
Слайды 7 - 12
Учитель: Какую часть растений, представленных в игре мы едим?
Учащиеся: Верхние.
Учитель: Посмотрите на следующий слайд. Слайд 13 с изображением - моркови, репы, свёклы, редиса, редьки, картофеля.
Учитель. Что объединяет эти растения?
Учащиеся:
- Съедобная часть этих растений растёт в земле.
- Это полезные растения.
- Они растут на огороде.
- Это культурные растения.
- Это овощи.
На доске появляется слово – корнеплод. (по щелчку)
Учитель. Что такое корнеплод? Найдите определение данного слова на с. 64 нашего учебника.
Учащиеся находят и зачитывают определение.
Учитель. А как образовалось это слово?
Дети. В этом слове два слова - корень и плод.
Учитель. Какая разница между корнем и плодом?
Дети. Плод употребляют в пищу, а корень нет.
Учитель. Перед нами сложное слово. (щелчок) Оно получилось от слияния двух основ при помощи соединительной гласной.
VI. Физкультминутка
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны, пошире, - это, кажется, четыре,
Сильно их к плечам прижать - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
Учитель. Отгадайте загадки.
Комбайн спешит на косовицу
Собрать созревшую …
Дети. Пшеницу Слайд 15
Поле золотое – в день не обойдёшь,
В поле, словно море, колосится …
Дети. Рожь. (щелчок)
Любит кости грызть наш пёс,
Любит лошадь есть …
Дети. Овёс. (щелчок)
Поле в воде всё, вот так сюрприз!
В поле для плова вырастет …
Дети. Рис. (щелчок)
Учитель. Что можете сказать об этих растениях?
Учащиеся
- Из них делают хлеб, варят каши.
- Они полезны для здоровья.
- Человек выводит разные сорта этих культурных растений.
- Их название произошло от слова « зерно».
- Их называют зерновые. (щелчок)
Учитель. Отгадайте загадку. Слайд 16. (щелчок)
Учитель. Какой хлеб едят в вашей семье?
Учитель. Почему он бывает белым и тёмным?
Дети. Из пшеницы получают белый хлеб, а изо ржи – тёмный.
Учитель. Вы так много знаете о хлебе. А знаете ли вы как появился первый хлеб?
Сегодня обед не обходится без хлеба. Хлебные злаки люди начали использовать очень давно. Сначала их зёрна варили; печь хлеб научились гораздо позже.
Сначала хлеб пекли из растёртых желудей. Прошло время, и люди научились выращивать зерновые культуры – пшеницу, рожь, ячмень. Свежие зёрна можно было есть, а твёрдые сухие – растирали в муку, размешивали в воде и варили кашу или пекли тонкие сухие лепёшки.
Таким был хлеб, пока в тесто не попали мельчайшие грибки – дрожжи. Представьте, какой ужас испытывали древние люди, когда увидели, как тесто стало подниматься, словно живое. В ужасе горшок бросили в огонь, чтобы избавиться от наваждения. Тесто испеклось, и получилась мягкая, пышная, вкусная лепёшка. Это было великое открытие!
VII. Работа в парах. Собери пословицу.
Хлеб - Хлеб – батюшка, Без хлеба и мёда Хлеб да соль - | сыт не будешь. всему голова. это труд да любовь. вода – матушка. |
Учитель (Проблемный вопрос): Подсчитано, что если за один день каждый человек не доест всего 50 граммов хлеба, то это составит 200 кг. 200 буханок хлеба окажутся выброшенными! А как можно употребить чёрствый хлеб? Как решить данную проблему? Посовещайтесь друг с другом, и дайте ответ. (-Чёрствый хлеб можно кушать с тёплым чаем или молоком. - Из чёрного хлеба можно пожарить сухарики. -Можно пожарить гренки, обмакнув его в смесь молока, яйца и сахара. -Подсушенные сухарики можно добавлять в салаты. - Размочить в воде и покормить птиц.)
VIII. Работа в группах. Проект.
Учитель: Ребята, изучая тему «Растения», мы с вами учились выращивать и ухаживать за ними. У нас в классе присутствуют выращенные вами растения. Есть ли среди них съедобные? Назовите их. (Ученики называют растения) У вас к сегодняшнему уроку было ДЗ: подготовить рецепты, в которых присутствуют растения, употребляемые в пищу. Рецептов оказалось немало. Я предлагаю систематизировать их по разделам: «Рецепты из корнеплодов», «Рецепты из зерновых» и «Рецепты из плодов». Помогите мне это сделать. Я раздаю рецепты по группам, у каждой свой раздел. Рецепты можно передавать из группы в группу. (Дети выполняют задание) Молодцы! Хорошо справились с работой! Сложите разделы с рецептами в папку, нам осталось добавить обложку, и у нас получилась полезная книга.
IX. Закрепление изученного. Слайд 18.
Учитель: Соедините названия растений с подходящим понятием.
Помидор Груша Пшеница Петрушка Морковь Свёкла Дуб | дерево овощи плод корнеплод зерновые фрукты листья |
X. Итог урока. Рефлексия.
Учитель. Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
Слайд 19
Я – узнал
- удивился
- вспомнил
Учащиеся:
-Я узнал, чем отличается корень от плода.
- Теперь я буду знать, что такое корнеплод.
- Я удивился тому, что люди могут выбрасывать так много хлеба.
- Я вспомнил части растений.
- Я обратил внимание на то, что у разных растений можно кушать разные части.
- А я хочу узнать, у каких ещё растений можно есть стебель.
Учитель: Как вы оцените свою работу?
Учащиеся: Я сегодня работал отлично, хорошо, не очень…
Учитель: Как вы оцените своих одноклассников? Кто, по вашему мнению, работал на уроке лучше всех?
Учитель: Я предлагаю в заключении разгадать кроссворд. Разгадав его, вы узнаете, как на уроке сегодня работал каждый из вас. (Приложение1)
- с.62-66, читать
- РТ с. 36 №79
- найти и оформить рецепты из растений, которые мы едим, для пополнения «Книги рецептов», созданной на уроке (по желанию)
Учитель: Ребята на ваших партах лежит листочек, на котором изображен помидор. Если вам понравился урок и вы довольны своей работой, раскрасьте помидорчик красным цветом; если вам было немного скучно - зеленым цветом, если вам не понравился урок и вы недовольны своей работой - синим цветом. Покажите свои помидорчики.
Спасибо за урок! Слайд 21.
Приложение 1
Кроссворд
Из этого злакового растения пекут вкусный белый хлеб.
Красными ягодами этого дерева очень любят лакомиться птицы зимой.
Это растение получило свое название из-за плотного прилегания желтых ягод к стволу.
Ее красные сочные ягоды, похожие на клубни, созревают в июне.
От этой лекарственной ягоды язык становится черным.
Ягода. Любимое лакомство детей и медведей.
В этом названии растения спряталось слово «Родина».
В этой вкусной ягодке спряталось слово «Земля».
А эта полезная ягодка голубого цвета, поэтому носит название…
Прочтите слово из выделенных букв. Как вы работали на уроке? (ПРЕКРАСНО)