СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Природные зоны. Зона арктических пустынь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью урока является создание условий для  формирования знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике;  осознания роли человека в негативных изменениях окружающего мира через решение экологических  задач. На   этапе   изучения нового материала   была организована работа в группах. Данная форма позволила рационально распределить время на изучение большого объёма изучаемого материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Природные зоны. Зона арктических пустынь"»

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Учитель: Панова Альбина Викторовна

Дата проведения: 19.10.2022

Класс: 4 «Б»

УМК : «Школа России»

Тема: Природные зоны. Зона арктических пустынь

Цель: создать условия для формирования знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике; осознанию роли человека в негативных изменениях окружающего мира через решение экологических задач.

Планируемые результаты:

  • предметные – находить и показывать на физической карте России основные природные зоны; объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране; приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России; оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения;

  • метапредметные:

    • познавательные – соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах;

    • регулятивные - планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение); контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

    • коммуникативные – соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; конструировать обобщения и выводы на основе работы с текстом, подкреплять их доказательствами;

    • личностные – осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Тип урока: открытие нового знания

Основные понятия: зона арктических пустынь, климат, экология.

Оборудование: проектор, компьютер; карта «Природные зоны России»; раздаточный материал(карточки).



  1. Организационный этап. Психологический настрой на урок.

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!


  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала.


- Сегодня на уроке мы побываем в природной зоне, название которой переводится « медведь», и часто это место называют «пустыней». Что это за удивительное место? («Арктос» - в переводе с греческого – медведь).

– Послушайте описание чертогов одной сказочной героини.

- В какой природной зоне жила героиня этого произведения?

«Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями – буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!

Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро».
(Г.-Х. Андерсен. Снежная королева.)

Чертог (устаревшее слово) – великолепное здание, дворец, помещение, палата во дворце, замке.

– вернемся к вопросу о том, где жила Снежная королева. (Снежная королева жила в ледяной зоне.)

– Попробуйте сами сформулировать тему урока.

- В учебнике найдите План изучения природных зон и сформулируйте задачи сегодняшнего урока с помощью плана.


III. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания


1) Почему природа нашей страны изменяется с севера на юг?

2) Прочитайте на карточках объяснения и выберите правильное высказывание (Работа в парах):

Солнечные лучи хорошо нагревают земную поверхность в северных районах, а в южных районах тепла меньше, следовательно, там холоднее.


Солнечные лучи в северных районах как бы скользят по поверхности, поэтому слабо нагревают ее; чем южнее, тем лучи падают более отвесно и сильнее нагревают земную поверхность.



3)Под каким номером изображено солнце, которое нагревает поверхность меньше всего, потому что его лучи только скользят по поверхности земли? (Под номером 1.) Рассмотрите схему и сделайте вывод.



Вывод: В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг.


IV. Изучение нового материала.

1) Работа по карте природных зон.

– Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь.

– Каким цветом она обозначена?

– В каком поясе Земли находится? (Полярный пояс.)

– Что вы можете рассказать по географической карте об этой зоне? (Географическое положение: Северный Ледовитый океан, северные моря и острова. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом, плавучие льдины.)

– Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне. (Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.)

– Назовите и покажите на карте северные моря. (Моря: Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море.)

– Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана. (Реки: Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.)

– К северу или к югу от нашего края расположена ледяная зона?


2) Работа в группах с текстом учебника и дополнительной информацией на карточках

я предлагаю познакомиться с материалом учебника, чтобы продолжить работу и получить больше информации об этой зоне.

- Вы сейчас будете работать в группах «Ботаники», «Зоологи» «Географы» «Краеведы»- ваша задача изучить материал в учебнике с. 78 – 82 по вашему направлению и выполнить задание на карточке.

- Каждая группа должна выполнить задание и приготовить презентацию своей работы.


1 группа «Ботаники»- проблемный вопрос «Способны ли растения жить в арктической пустыне?

Название растений

Особенности приспособлений

Выводы





2группа «Зоологи» - проблемный вопрос «Способны ли животные обитать в арктической пустыне?»

Название животных

Особенности приспособлений

Выводы





3 группа «Географы - проблемный вопрос «Каковы климатические условия в Арктике? Как это можно объяснить?

А)Времена года, особенности.

Б) Температура.

В) Ветер, осадки.

Вывод__________________________________

4 группа –«Краеведы» проблемный вопрос «Почему люди с давних времён стремятся освоить Арктику?


5 группа «Исследователи» - какие интересные факты, связанные с Арктикой? (дополнительная информация на карточках) ПРИЛОЖЕНИЕ 1


3) Выступление групп(отвечать чётко на поставленный вопрос)


4) - Сделайте вывод по итогам выступлений.

- Какой это край? Подберите эпитеты, характеризующие Арктику:

Холодный, непредсказуемый удивительный богатый, притягательный, красивый ….

V. Практическая деятельность. Решение экологических задач.

- Из-за освоения Арктики человеком в ледяной зоне возникли сложные экологические проблемы. Долгие годы люди охотились на белых медведей и моржей. В результате эти звери стали редки, и их занесли в Красную книгу России. От рук браконьеров страдают и тюлени, особенно их детёныши. Необходимо защищать животных от истребления!

- Предлагаю вам выступить в роли экологов и решить экологические задачи.

Группа 1


Каким образом ядовитые отходы предприятий, расположенных на побережье Баренцева моря, попали в тела тюленей, обитающих около Новой Земли?

Группа 2


Что будет, если в Арктике резко сократится численность белых медведей?


Группа 3


В результате интенсивного лова в Баренцевом море почти полностью уничтожены некоторые промысловые виды рыб. Как это может отразиться на природе Арктики?

Группа 4


При уменьшении численности белых медведей увеличивается число больных тюленей. ПОЧЕМУ?



- Каждая группа решает задачу( 4 группы) и представляет решение.

Вывод:

-Какой вывод вы можете сделать как экологи? (Природа Арктики нуждается в охране)


VI. Контроль знаний. Работа с карточками.


Уважаемые ботаники, географы, зоологи, исследователи, краеведы, на сколько хорошо вы изучили это суровый край?

- Прочитайте текст на карточке, выставьте пропущенные слова (при необходимости обратитесь к учебнику)


Вставить пропущенные слова в карточке:

Арктика – это огромное пространство… (Северного Ледовитого океана), с… (морями) и… (островами). Солнце направляет на это пространство…(косые) лучи. Оно… (светит), но не греет. Зимой в Арктике… (полярная ночь). Дуют… (ветры), бушует… (пурга). Температура опускается до… (–60) градусов. Летом в Арктике… (полярный день), но… (тепла) тоже нет. Это зависит от географического… (положения) арктической зоны.



VII. Итог урока. - Прочитайте вывод в учебнике. Что бы вы дополнили к этим выводам? Выставление оценок.

VIII . Рефлексия – Какой вид работы на уроке был самым интересным? А какой самым сложным?

IX. Домашнее задание.

По выбору:

1)Учебник, с. 78–86 Составить экологические пищевые цепочки(рисунки, схемы)

2) Рассказ «Экологические проблемы Арктики. Заповедники Арктики»



















Приложение 1

- Прочитайте интересные факты об Арктике. Постарайтесь кратко(одним предложением !) сформулировать каждый факт .

- Распределите, кто какие факты сообщает.

Интересные факты об Арктике.

  1. Единых границ у Арктики не существует, проводят их по разному. Согласно самому распространённому определению, ее площадь составляет 26 миллионов квадратных километров, согласно другому - 22 миллиона квадратных километров. Это больше по площади чем Россия, а Россия самая крупная страна в мире.

  2. Территория Арктики охватывает 3 океана: частично Атлантический, частично Тихий и Северный Ледовитый почти полностью.

  3. Название Арктика происходит от древнегреческого «арктос», в переводе «медведица». Такое название дали потому что для человека стоящего на земле Арктики кажется, что он стоит прямо под созвездием Большой Медведицы.

  4. Из за глобального потепления климат Арктики тоже меняется в сторону потепления и льды начинают таять. Так за последние 50 лет площадь ледников уже уменьшилась на 70%.

  5. Северный полюс не относится к какому либо часовом поясу. Полярный день как и полярная ночь здесь длятся по полгода.

  6. В Арктике проживает около 400000 человек. Это северные народы России, США и Канады.

  7. В Арктике растут мхи, лишайники, полярный мак, кустарники. Из животных водятся овцебык, белый медведь, росомаха, суслик, северный олень, снежный баран, горностай, волк, песец, лемминг, заяц-беляк, моржи, тюлени и киты. Множество перелётных птиц. Пресмыкающихся нет.

  8. В Арктике огромные запасы полезных ископаемых, одной только нефти хватит человечеству на 150 лет. Причём большая часть этих ископаемых пока даже не разрабатывается.

  9. Северный морской путь соединяет европейскую часть России с Дальним Востоком ( от Мурманска до Чукотки) и проходит через моря Северного Ледовитого океана. Длина Северного морского пути 5600 километров, он обслуживает порты рек Сибири и Арктики.

  10. Поскольку Арктика является труднодоступным для изучения областью из за сурового климата и долгой зимы, изучением Арктики занимаются из космоса. Специальные спутники с установленными на них сенсорами (специальными фотоаппаратами) фиксируют различные параметры: температуру на поверхности, влажность почвы, радиационный фон, растительные ресурсы.













Приложение 2

Группа 1


Каким образом ядовитые отходы предприятий, расположенных на побережье Баренцева моря, попали в тела тюленей, обитающих около Новой Земли?


Группа 2


Что будет, если в Арктике резко сократится численность белых медведей?



Группа 3


В результате интенсивного лова в Баренцевом море почти полностью уничтожены некоторые промысловые виды рыб. Как это может отразиться на природе Арктики?


Группа 4


При уменьшении численности белых медведей увеличивается число больных тюленей. ПОЧЕМУ?






Приложение 3



Вставить пропущенные слова в карточке:


Арктика – это огромное пространство… ………………………………, с… ……………и… …………… . Солнце направляет на это пространство……………… лучи. Оно… ………………….., но не греет. Зимой в Арктике…………………... Дуют… ………….,

бушует… ………………… . Температура опускается до… …… градусов.

Летом в Арктике… ……………………….., но… ………. тоже нет. Это зависит от географического… ………………………… арктической зоны.


Вставить пропущенные слова в карточке:


Арктика – это огромное пространство… ………………………………, с… ……………и… …………… . Солнце направляет на это пространство……………… лучи. Оно… ………………….., но не греет. Зимой в Арктике…………………... Дуют… ………….,

бушует… ………………… . Температура опускается до… …… градусов.

Летом в Арктике… ……………………….., но… ………. тоже нет. Это зависит от географического… ………………………… арктической зоны.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!