УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Учитель: Панова Альбина Викторовна
Дата проведения: 19.10.2022
Класс: 4 «Б»
УМК : «Школа России»
Тема: Природные зоны. Зона арктических пустынь
Цель: создать условия для формирования знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике; осознанию роли человека в негативных изменениях окружающего мира через решение экологических задач.
Планируемые результаты:
предметные – находить и показывать на физической карте России основные природные зоны; объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране; приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России; оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения;
метапредметные:
познавательные – соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах;
регулятивные - планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение); контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
коммуникативные – соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; конструировать обобщения и выводы на основе работы с текстом, подкреплять их доказательствами;
личностные – осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Тип урока: открытие нового знания
Основные понятия: зона арктических пустынь, климат, экология.
Оборудование: проектор, компьютер; карта «Природные зоны России»; раздаточный материал(карточки).
Организационный этап. Психологический настрой на урок.
Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала.
- Сегодня на уроке мы побываем в природной зоне, название которой переводится « медведь», и часто это место называют «пустыней». Что это за удивительное место? («Арктос» - в переводе с греческого – медведь).
– Послушайте описание чертогов одной сказочной героини.
- В какой природной зоне жила героиня этого произведения?
«Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями – буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!
Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро».
(Г.-Х. Андерсен. Снежная королева.)
Чертог (устаревшее слово) – великолепное здание, дворец, помещение, палата во дворце, замке.
– вернемся к вопросу о том, где жила Снежная королева. (Снежная королева жила в ледяной зоне.)
– Попробуйте сами сформулировать тему урока.
- В учебнике найдите План изучения природных зон и сформулируйте задачи сегодняшнего урока с помощью плана.
III. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания
1) Почему природа нашей страны изменяется с севера на юг?
2) Прочитайте на карточках объяснения и выберите правильное высказывание (Работа в парах):
Солнечные лучи хорошо нагревают земную поверхность в северных районах, а в южных районах тепла меньше, следовательно, там холоднее. | Солнечные лучи в северных районах как бы скользят по поверхности, поэтому слабо нагревают ее; чем южнее, тем лучи падают более отвесно и сильнее нагревают земную поверхность. |
3)Под каким номером изображено солнце, которое нагревает поверхность меньше всего, потому что его лучи только скользят по поверхности земли? (Под номером 1.) Рассмотрите схему и сделайте вывод.
Вывод: В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг.
IV. Изучение нового материала.
1) Работа по карте природных зон.
– Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь.
– Каким цветом она обозначена?
– В каком поясе Земли находится? (Полярный пояс.)
– Что вы можете рассказать по географической карте об этой зоне? (Географическое положение: Северный Ледовитый океан, северные моря и острова. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом, плавучие льдины.)
– Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне. (Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.)
– Назовите и покажите на карте северные моря. (Моря: Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море.)
– Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана. (Реки: Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.)
– К северу или к югу от нашего края расположена ледяная зона?
2) Работа в группах с текстом учебника и дополнительной информацией на карточках
я предлагаю познакомиться с материалом учебника, чтобы продолжить работу и получить больше информации об этой зоне.
- Вы сейчас будете работать в группах «Ботаники», «Зоологи» «Географы» «Краеведы»- ваша задача изучить материал в учебнике с. 78 – 82 по вашему направлению и выполнить задание на карточке.
- Каждая группа должна выполнить задание и приготовить презентацию своей работы.
1 группа «Ботаники»- проблемный вопрос «Способны ли растения жить в арктической пустыне?
Название растений | Особенности приспособлений | Выводы |
| | |
2группа «Зоологи» - проблемный вопрос «Способны ли животные обитать в арктической пустыне?»
Название животных | Особенности приспособлений | Выводы |
| | |
3 группа «Географы - проблемный вопрос «Каковы климатические условия в Арктике? Как это можно объяснить?
А)Времена года, особенности.
Б) Температура.
В) Ветер, осадки.
Вывод__________________________________
4 группа –«Краеведы» проблемный вопрос «Почему люди с давних времён стремятся освоить Арктику?
5 группа «Исследователи» - какие интересные факты, связанные с Арктикой? (дополнительная информация на карточках) ПРИЛОЖЕНИЕ 1
3) Выступление групп(отвечать чётко на поставленный вопрос)
4) - Сделайте вывод по итогам выступлений.
- Какой это край? Подберите эпитеты, характеризующие Арктику:
Холодный, непредсказуемый удивительный богатый, притягательный, красивый ….
V. Практическая деятельность. Решение экологических задач.
- Из-за освоения Арктики человеком в ледяной зоне возникли сложные экологические проблемы. Долгие годы люди охотились на белых медведей и моржей. В результате эти звери стали редки, и их занесли в Красную книгу России. От рук браконьеров страдают и тюлени, особенно их детёныши. Необходимо защищать животных от истребления!
- Предлагаю вам выступить в роли экологов и решить экологические задачи.
Группа 1 Каким образом ядовитые отходы предприятий, расположенных на побережье Баренцева моря, попали в тела тюленей, обитающих около Новой Земли? | Группа 2 Что будет, если в Арктике резко сократится численность белых медведей? |
Группа 3 В результате интенсивного лова в Баренцевом море почти полностью уничтожены некоторые промысловые виды рыб. Как это может отразиться на природе Арктики? | Группа 4 При уменьшении численности белых медведей увеличивается число больных тюленей. ПОЧЕМУ? |
- Каждая группа решает задачу( 4 группы) и представляет решение.
Вывод:
-Какой вывод вы можете сделать как экологи? (Природа Арктики нуждается в охране)
VI. Контроль знаний. Работа с карточками.
Уважаемые ботаники, географы, зоологи, исследователи, краеведы, на сколько хорошо вы изучили это суровый край?
- Прочитайте текст на карточке, выставьте пропущенные слова (при необходимости обратитесь к учебнику)
Вставить пропущенные слова в карточке:
Арктика – это огромное пространство… (Северного Ледовитого океана), с… (морями) и… (островами). Солнце направляет на это пространство…(косые) лучи. Оно… (светит), но не греет. Зимой в Арктике… (полярная ночь). Дуют… (ветры), бушует… (пурга). Температура опускается до… (–60) градусов. Летом в Арктике… (полярный день), но… (тепла) тоже нет. Это зависит от географического… (положения) арктической зоны.
VII. Итог урока. - Прочитайте вывод в учебнике. Что бы вы дополнили к этим выводам? Выставление оценок.
VIII . Рефлексия – Какой вид работы на уроке был самым интересным? А какой самым сложным?
IX. Домашнее задание.
По выбору:
1)Учебник, с. 78–86 Составить экологические пищевые цепочки(рисунки, схемы)
2) Рассказ «Экологические проблемы Арктики. Заповедники Арктики»
Приложение 1
- Прочитайте интересные факты об Арктике. Постарайтесь кратко(одним предложением !) сформулировать каждый факт .
- Распределите, кто какие факты сообщает.
Интересные факты об Арктике.
Единых границ у Арктики не существует, проводят их по разному. Согласно самому распространённому определению, ее площадь составляет 26 миллионов квадратных километров, согласно другому - 22 миллиона квадратных километров. Это больше по площади чем Россия, а Россия самая крупная страна в мире.
Территория Арктики охватывает 3 океана: частично Атлантический, частично Тихий и Северный Ледовитый почти полностью.
Название Арктика происходит от древнегреческого «арктос», в переводе «медведица». Такое название дали потому что для человека стоящего на земле Арктики кажется, что он стоит прямо под созвездием Большой Медведицы.
Из за глобального потепления климат Арктики тоже меняется в сторону потепления и льды начинают таять. Так за последние 50 лет площадь ледников уже уменьшилась на 70%.
Северный полюс не относится к какому либо часовом поясу. Полярный день как и полярная ночь здесь длятся по полгода.
В Арктике проживает около 400000 человек. Это северные народы России, США и Канады.
В Арктике растут мхи, лишайники, полярный мак, кустарники. Из животных водятся овцебык, белый медведь, росомаха, суслик, северный олень, снежный баран, горностай, волк, песец, лемминг, заяц-беляк, моржи, тюлени и киты. Множество перелётных птиц. Пресмыкающихся нет.
В Арктике огромные запасы полезных ископаемых, одной только нефти хватит человечеству на 150 лет. Причём большая часть этих ископаемых пока даже не разрабатывается.
Северный морской путь соединяет европейскую часть России с Дальним Востоком ( от Мурманска до Чукотки) и проходит через моря Северного Ледовитого океана. Длина Северного морского пути 5600 километров, он обслуживает порты рек Сибири и Арктики.
Поскольку Арктика является труднодоступным для изучения областью из за сурового климата и долгой зимы, изучением Арктики занимаются из космоса. Специальные спутники с установленными на них сенсорами (специальными фотоаппаратами) фиксируют различные параметры: температуру на поверхности, влажность почвы, радиационный фон, растительные ресурсы.
Приложение 2
Группа 1 Каким образом ядовитые отходы предприятий, расположенных на побережье Баренцева моря, попали в тела тюленей, обитающих около Новой Земли? | Группа 2 Что будет, если в Арктике резко сократится численность белых медведей? |
Группа 3 В результате интенсивного лова в Баренцевом море почти полностью уничтожены некоторые промысловые виды рыб. Как это может отразиться на природе Арктики? | Группа 4 При уменьшении численности белых медведей увеличивается число больных тюленей. ПОЧЕМУ? |
Приложение 3
Вставить пропущенные слова в карточке: Арктика – это огромное пространство… ………………………………, с… ……………и… …………… . Солнце направляет на это пространство……………… лучи. Оно… ………………….., но не греет. Зимой в Арктике…………………... Дуют… …………., бушует… ………………… . Температура опускается до… …… градусов. Летом в Арктике… ……………………….., но… ………. тоже нет. Это зависит от географического… ………………………… арктической зоны. | Вставить пропущенные слова в карточке: Арктика – это огромное пространство… ………………………………, с… ……………и… …………… . Солнце направляет на это пространство……………… лучи. Оно… ………………….., но не греет. Зимой в Арктике…………………... Дуют… …………., бушует… ………………… . Температура опускается до… …… градусов. Летом в Арктике… ……………………….., но… ………. тоже нет. Это зависит от географического… ………………………… арктической зоны. |