СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме: «В красном углу сесть-великая честь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке дети знакомятся с понятием красного угла, эстетическим оформлением красного угла в доме,

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме: «В красном углу сесть-великая честь»»

Окружающий мир 3 класс

Тема урока «В красном углу сесть-великая честь»

Учитель: Харламова Ольга Владимировна

Цель: познакомить с понятием красного угла, с эстетическим оформлением красного угла в доме, с его значением как центра духовной жизни семьи, с его ролью в благоустройстве внутреннего мира каждого члена семьи, прививать любовь к Родине


Оборудование: учебник «Окружающий мир», карточки с заданиями.

Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, групповая

Типурока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

1.Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивымлицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро длится до вечера.

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

-Отгадайте загадку: Стоит жилище

Деревянные бочища

Внутри печь да дрова

Это русская ….(изба)

-Почему я загадала загадку об избе?(потому что на прошлом уроке мы вели разговор о старинной избе, о том, что в ней находится).

-Давайте вспомним об этом.

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

-Какой строительный материал издавна любили в нашей стране?

-Почему жить в доме из дерева полезно для здоровья? (в деревянных домах сухо, тепло и дышится легко, дерево – натуральный продукт, поэтому жить в деревянных домах полезно для здоровья) (сообщение о деревянном доме)

- Как называли ласково печь в избе? Почему печь называли матушкой? (потому что печь несла в дом тепло, она согревала в длинные зимние вечера, на печи-лучшее место для стареньких бабушек и дедушек и малых ребятишек, в ней пекли пироги, варили щи да кашу.)

-Отгадайте загадку: Он видит каждого входящего и уходящего. Что это такое? (рассказ о пороге)

-Как называется центральная балка на потолке старинного дома? (рассказ о матице)

-Что такое полати и для кого предназначалось это место? (рассказ о полатях)

-Что общего и чем различаются старинный дом и современный дом?

-Какие углы есть в избе?

-Что вы знаете о женском угле? О мужском? (рассказ)

3. Выявление места и причины затруднения.

-Есть в избе ещё один угол. Это место считалось самым главным в избе. Оно хранило в себе любовь, веру, надежду, объединяло людей, оберегало мир семьи. Как вы думаете, как называется этот угол?

(предположения детей). Что могло здесь находиться?(предположения детей). -Кого можно было сюда посадить?

4. Постановка учебной задачи.

Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Для этого необходимо дополнить слова:

В _________ углу сесть – великая _________. ( на листочке )

Тема нашего урока:«В красном углу сесть - великая честь» (слайд 1)

-Что мы должны узнать на уроке, какие цели поставим перед собой?(слайд 2)

5. Принятие целей. Усвоение новых знаний.

-Где мы можем найти интересующую нас информацию?

-Откройте учебник стр. 12-13 и прочитайте 1-ый и 2-ой абзацы текста.

-Скажите, что было центром общей жизни в старину?

-Почему люди ходили в храм?

-Центром жизни на селе была церковь. Если её не было, ходили в ближайшие сёла. Церкви объединяли людей. В церковь надевали лучшие наряды, под колокольный звон чинно шли всей семьёй. К церкви шли в дни всеобщей радости и в горестные дни. Родился в семье ребёнок-его крестили в церкви, женились-пару венчали в церкви, умирали-отпевали в церкви. Вся жизнь человека была связана с церковью и верой в бога.

- В наших сёлах тоже есть храмы, в которые люди ходят, чтобы помолиться Богу, поблагодарить Его, покаиться в совершенных грехах. Ребята приготовили сообщения о сёлах и храмах.(сообщения ) (слайды 3-11 – Реп-Плата, слайды -12-18 Пузачи)

- О чём ещё напоминали иконы? (о том, что всем необходимо знать правила совместной жизни)

-Давайте и мы вспомним о них? (жить в мире, согласии, любви, уважении, относиться ко всем по доброму, помогать больным, обездоленным, делиться со всеми )

-Зайдём внутрь старинной крестьянской горницы.(слайд 19). Посмотрите и скажите, что же было самым главным в крестьянской избе? На что сразу же обращал внимание человек, вошедший в горницу? (это святой угол, где размещались иконы). Значит, что называют красным углом? В каком значении употреблено слово «красный»?

-Итак, красный угол в старинном доме – это святой, Божий угол, киот. Откройте учебник, рассмотрите рисунки на 12-13 стр. и скажите, что ещё помещалось в красном углу старинного дома помимо икон? Как украшался святой, красный угол? (полка-божница, на ней иконы, перед ними – лампадка, угол убран вышитыми полотенцами, здесь и фотографии родных) (В божнице хранились освящённые предметы: сосуд с богоявленской водой, веточки вербы и троицкой зелени, святые книги.)

-Как вы думаете, в каком углу размещался Божий угол? (предположения детей). Найдём ответ на этот вопрос в учебнике на 13 странице 2 –ой абзац.(Божница в крестьянской избе устраивалась в углу с восточной стороны. Это была самая освещённая часть дома. Иконы помещались в красный или передний угол комнаты. Икона –это семейная реликвия, она передавалась из поколения в поколение, это святыня, объединяющая всех членов семьи во время совместной молитвы.)

- Имена каких святых вы знаете? (Спаситель, Богородица, Николай Угодник, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, целитель Пантелеимон) -Каким угодникам и с какими молитвами люди обращались за помощью? (Святых Флора и Лавра народ просил о заступничестве за домашних животных, преподобного Сергия Радонежского просили помощь в учёбе, пророка Илию просили вовремя послать дождь и т. д.)

6.Физминутка.

Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!

Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны-1, 2, 3, 4, 5!

Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять.

Начинаем приседать – 1, 2, 3, 4, 5!

А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем, руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно! Не лениться!



7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Работа в парах. Задание: на столе лежат листочки, на которых записаны предложения. Их нужно завершить. Сверяем по образцу (обмениваются работами) Оцените себя.(оценивают)



Старинная изба.

Дом в старину возводили из ___________, жилище было устроено разумно и по–доброму.

Порог являлся __________дома, поэтому, по мнению наших предков, на нём нельзя было _________ и ________.

Центральная балка потолка –_________ -не только придавала ________ дому, но и делила _____________ его жилую часть.

Важным местом в доме была _________.

Её _________ мелом. Печь называли _________ и считали: кто на печи сидит, тот ______, ________.

Самое главное и __________ место в доме был ________________, который находился на_____________ стороне дома.

 Это была самая ____________часть дома.

8. Продолжение работы по теме урока

-Продолжаем работу. Рассмотрите (слайд 20). Что вы видите перед иконами? Как будет называться лавка вдоль передней стены? (тоже красной). Как вы думаете, какое это было место? Почему? А кого сажали на это место? Кого бы посадили вы? Зачитаем об этом на стр. 13 3–ий абзац.

-Как называется место на лавке? Кто мог сидеть в красном углу? ( В красном углу сажали самых дорогих, почётных гостей)

- А кого можно назвать «дорогой, почётный гость»?

-Кого сажали во время свадьбы? А кто сидел в обычные дни в красном углу за столом? Чем нужно было заслужить эту честь – сидеть перед иконами? Какую пословицу знаете? (по заслугам и честь)

(сообщение:Божий угол)

-Простая, очень скромная старинная горница в будни была убрана скромно. А вот в праздники всё преображалось. Давайте посмотрим стр.14 учебника на фотографии и расскажем, как же хозяйки украшали в праздники своё жилище, какие чувства они при этом выражали?

-Вышивка, ткачество, вязание – всё, чем могла гордиться хозяйка, украшало окна, стены избы, кровать, святой угол.(слайды 21-23, образцов народного творчества взятые из историко-краеведческого музея школы)

-Некоторые образцы творчества народов нашего края вы видите здесь в классе (рассказ о народном творчестве, слайд 24- народные умельцы-жители села Пузачи со своими изделиями )

-А сейчас украшают так свои дома, квартиры? Есть ли в наших домах красные, святые углы? (слайды25-27 святого угла в наши дни)

-Посмотрите интервью жительницы села Реп-Плата, которое взял Никита и узнайте, как пожилые люди относятся к русским традициям – украшать свой дом и иметь святые углы. (интервью).

9. Закрепление полученных знаний.

Работа по тетради: упр. 3 стр. 9. (работа в группе) Что из устройства старинного дома вам бы хотелось взять в свой дом? (резные украшения на домах, ставнях, как кружева, вышитые белоснежные полотенца, кружева, русскую печь).

10. Подведение итога урока.

Времена сейчас другие, но желание сохранить святость дома так же важно для нас, как и для наших предков. Подтверждение тому – вывод учебника. Прочитайте его и дополните своими размышлениями.

- О чём говорили на уроке?

-Что нового узнали?

-Что важное возьмёте для себя с этого урока?

-О чём расскажете родителям?

11. Рефлексия.

Соотносят цели, которые ставили и результаты своей деятельности

-Давайте с вами организуем почетное место, где разместятся фотографии самых уважаемых членов ваших семей. (работа в группе).

Синквейн: Угол

Красный, светлый, святой, Божий

Украшать, молиться, сидеть

Составьте каждый по предложению: В красном углу мог сидеть тот, кто заслужил это право умом, честью, трудолюбием, справедливостью.

Зачитывается стихотворение:

Похлёбкой, кашей, пирогами
Красна ты, русская изба,
Да ткаными половиками
Гостей встречаешь ты всегда.
 Пройдя крылечко расписное,
Мы входим в сени... Здесь темно,
И пахнет медом и травою!
Светёлка слева - тут тепло.
Вот печь! Полдома занимает!
Такую где теперь найдёшь?
Чугун со щами вынимают -
За уши впрямь не оторвёшь!
 А на печи ещё лежанка:
Болеешь - вот, погрей бока.
Полати, лавка и чуланчик -
Зимой держали здесь телка.
Окно, ещё одно и третье...
Стоит большой широкий стол,
Нехитрый скарб в простом буфете,
Кровать и кружевной подзор.
Вот красный угол... Здесь в киоте
Святые образа в венцах
И  ризы в стёртой позолоте,
Лампады огонёк в глазах...

Наше занятие подходит к концу. Помните, что лики святых, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности. Глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничество, мы должны помнить о нашем Творце и Спасителе, его призыве к покаянию, к самосовершенствованию. Будьте милосердны, добры, честно отвечайте за свои поступки.
Оцените себя. Отметки за урок.

Д/з: чит. стр. 12-15, упр. 2, 4 стр. 8-9 (р. т.) подг. сообщение о святом угле вашего дома









































«Он видит каждого входящего и уходящего» - это загадка о пороге.

Порог –граница дома. Вход в дом и выход из него осуществляются тогда, когда перейдён порог. Функция порога – контролировать вход и выход (именно об этой особенности порога говорится в загадке). Делали порог высоким, чтобы меньше дуло. Переступали его с молитвой и крестным знамением.

В повседневной жизни с порогом как с пограничным и потому опасным местом связывалось множество запретов: не разрешалось садиться или наступать на порог, здороваться или разговаривать через него, передавать друг другу что – либо через порог, особенно детей. Порог как границу дома защищали с помощью оберегов.

Полати – представляют собой широкий деревянный настил под потолком, где спала вся семья. Полати были самым любимым местом детворы, так как с их высоты можно было наблюдать за всем, что происходит в избе, особенно во время праздников: свадеб, посиделок, гуляний. А старики и больные устраивались на печке – самом тёплом месте.

Кроме печи, полатей в избе ещё стояли стол, лавка и скамья. Лавка и скамья имеют различия. Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы и чаще всего была лишена стоек, а скамья была снабжена ножками, её передвигали. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье. На лавках даже спали.

Женский угол или бабий кут (кут – старинное название угла).всё здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояли кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом - ступа с пестом и ручная мельница, кадка – квашня для закваски теста. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом хозяйка цепляла пузатые глиняные горшки и отправляла их в печь. В ступе она толкла зерно, очищая его от шелухи, а с помощью мельницы перемалывала в муку. Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба: помелом подметали под печи, а лопатой сажали на него будущий каравай. Рядом с печью висели полотенце и рукомойник. Неподалёку стояла деревянная лохань для грязной воды. В бабьем углу на полках размещалась нехитрая посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их сам хозяин дома.

А угол справа или слева от двери был рабочим местом хозяина дома. Здесь стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. В свободное время крестьянин в своём углу занимался разными поделками и мелким ремонтом: плёл лапти, лукошки, вырезал ложки, чинил сети.



Матица – это главная несущая балка, поддерживающая потолочный настил в деревянных постройках. Матица является основой конструкции верха жилища, поэтому считалось, что худая матка всему дому смятка.

Осыпание матицы зерном и хмелем приносило, по поверью, в дом богатство и плодородие. Матица располагалась поперёк дома, потому, что она была границей между передней и задней частями дома. Гость, входящий в избу без приглашения хозяев не должен был переходить границу матицы.

А для того, чтобы дорога была счастливой, нужно было перед уходом подержаться за матицу.

Деревянная изба была домом для многих поколений деревенских жителей. Её постройке придавался огромный смысл, каждое бревно укладывалось строго по определённым правилам, жильё освящалось и благословлялось священниками. Изба строилась не только будущим хозяином, но и всем миром. Считалось нормой помочь соседу в таком благом деле и потому стройку завершали очень быстро. В местности богатой лесом строилась изба, а в южных и степных районах, в том числе и в нашем селе возводились мазанные хаты, крытые соломой. Размер и благоустроенность жилья зависело от зажиточности семьи. В простой крестьянской семьи основной мебелью были лавки, на которых сидели, на них же и спали, обеденный стол и несколько сундуков- вот и всё внутреннее убранство дома. Центром дома выступала печь, в которой даже мылись. Большинство домов топилось «по-чёрному». Посуда была тоже деревянной.

























Село Репецкая Плата расположено на востоке Курской области в 25 км от районного центра Мантурово и 110 км от областного центра. Село входит в состав Останинского сельсовета. Оно насчитывает более 330-летнюю историю. Её основателем были потомки «боярских людей», то есть служилых людей, которые несли дозорную и сторожевую службу на Белгородской черте- оборонительной линии на южных рубежах России с 16 века. Село расположено в бассейне реки Репецкая Плота (современное название река Камышенка), которая является правым притоком реки Оскол. Название села как раз и происходит по одноимённому названию реки. В основе названия села, как и самой реки лежит характер местности, по которой она протекает. Репецкая (Репенская)-от слов репей, репейник, репьяк – преобладающая на местности растительность, Плота (Плата – «лог, балка, раздол». Произношение названия населённого пункта за всю историю менялось: сначалоРепейская Плота, затем Репенская Плота, Репенская Плата, и с 1834 года – Репецкая Плата.

На территории села находится Центрально – Черноземный заповедник имени профессора В. В. Алёхина, где произрастают растения – свидетели оледенения.

В селе в 1714 году была построена деревянная церковь во имя Архистратига Михаила. В 1887 году на месте деревянной была построена каменная Архангельская церковь. В 1939 году по решению президиума Курского облисполкома церковь была закрыта и передана на строительство кинотеатра. Затем её разрушили. Недалеко от места разрушенной церкви был возведён новый храм во имя Архангела Михаила. Освещение нового храма состоялось 21 сентябре 1997 года.

Ежегодно 21 ноября, когда заканчиваются все полевые работы, когда собран урожай, убран хлеб, вспаханы поля и огороды ,в селе Репецкая Плата все жители отмечают престольный праздник – Михайлов день. На него приходили жители окрестных сёл и деревень. Праздник начинался с богослужения, затем организовывались ярмарка и народные гулянья с песнями, танцами.

Моё село – России совесть

Ты год от года всё родней

Да будет мир и хлебосолье

Под каждой крышею твоей.



Село Пузачи – 1623 год образования – входит в состав Куськинского сельского совета. Пузачи расположены в верховьях оврага Оскольский. Название связано с рекой и урочищем Пузатый Сейм. Местность, занимаемая в настоящее время селом Пузачи, в 17 столетии входила в состав южных пограничных земель Московского государства. Земли эти, носившие название «Дикого поля», сослужили в своё время великую службу нашему Отечеству и имеют свою, полную тяжёлых бедствий, историю. Будучи ровным и совсем незащищённым природой, пространство это не представляло собою никаких препятствий к постоянным набегам татар. Дороги, по которым татары чаще всего делали набеги, пролегали недалеко от реки Оскол, верстах в 20-25 по обе стороны и назывались «шляхами». Крымские татары разоряли земли «без остатка». «На гумнах, в скирдах и на полях хлеб и сено пожгли, потравили и потоптали…» - отмечает летописец. Наблюдение за врагами производилось с помощью бдительных дозоров.

В середине 70-х годов 17 века в нашем селе была построена деревянная церковь святой великомученицы Параскевы, наречённой Пятница. В 1832 году была выстроена каменная церковь-Знаменская. Церковь имела три входа. Главный располагался со стороны звонницы, а другие по бокам. Звонница была очень высокая – «….в 4 пролёта для подвески колоколов..». Из вестибюля можно было попасть в огромный центральный зал, а из него и в колокольню. Общая высота шести этажей со шпилеобразным многогранным куполом с крестом приближалась к 30 метрам. Церковь имела прочную ограду из кованых прутьев. Церковный хор состоял из 60 человек. В 1947 году церковь разрушили.

В 2003 году по инициативе жителей и председателя колхоза Жилина Н. И. было принято решение о передаче недостроенного здания, которое принадлежало колхозу, русской православной церкви. За счёт средств сельского совета, спонсорской помощи жителей села здание достроили и провели газовое отопление. Силами прихожан была проведена внутренняя отделка. Местный умелец Александр Михайлович Музалевский сделал из дерева резной алтарь. 22 июня 2005 года состоялось освещение храма в честь иконы Божьей Матери «Знамение». С тех пор каждое воскресенье и праздничные дни двери храма открыты для всех жителей села. Настоятелем является священник отец Василий Яковенко









Похлёбкой, кашей, пирогами
Красна ты, русская изба,
Да ткаными половиками
Гостей встречаешь ты всегда.
 Пройдя крылечко расписное,
Мы входим в сени... Здесь темно,
И пахнет медом и травою!
Светёлка слева - тут тепло.


 Вот печь! Полдома занимает!
Такую где теперь найдёшь?
Чугун со щами вынимают -
За Уши впрямь не оторвёшь!
 А на печи ещё лежанка:
Болеешь - вот, погрей бока.
Полати, лавка и чуланчик -
Зимой держали здесь телка.


 Окно, ещё одно и третье...
Стоит большой широкий стол,
Нехитрый скарб в простом буфете,
Кровать и кружевной подзор.


 Вот красный угол... Здесь в киоте
Святые образа в венцах
И  ризы в стёртой позолоте,
Лампады огонёк в глазах...


Ольга Серегина

Центром общей жизни в старину был _________________________ .

_______ - граница дома.

Какой материал использовали для строительства дома __________ .

Центральная балка на потолке старинного дома __________________ .

Передний угол в доме называли _____________, что значит ___________ .

В какую сторону был направлен красный угол ____________

Красный угол- самое _____________ место.

Под иконами стоял ________ , а на стене висели ________ родных.

Как в старину называли печь - _____________



Центром общей жизни в старину был храм .

Порог - граница дома.

Какой материал использовали для строительства дома - дерево.

Центральная балка на потолке старинного дома матица .

Передний угол в доме называли красный, что значит красивый .

В какую сторону был направлен красный угол восточную.

Красный угол- самое почётное место.

Под иконами стоял стол , а на стене висели портреты родных.

Как в старину называли печь - матушка .











Старинный дом.

Дом в старину возводили из дерева, жилище было устроено разумно и по–доброму.

Порог являлся границейдома, поэтому, по мнению наших предков, на нём нельзя было стоятьи сидеть.

Центральная балка потолка –матица- не только придавала прочностьдому, но и делила пополамего жилую часть.

Важным местом в доме была печь.

Её белилимелом. Печь называли матушкойи считали: кто на печи сидит, тот свой,родной.

Самое главное и красивоеместо в доме был красныйугол, который находился на восточной стороне дома. Это была самая освещённая часть дома. Центром общей жизни в старину был храм. Иконы напоминают всем о том, что необходимо знать правила совместной жизни.







Старинный дом.

Дом в старину возводили из ___________, жилище было устроено разумно и по–доброму.

Порог являлся __________дома, поэтому, по мнению наших предков, на нём нельзя было _________ и ________.

Центральная балка потолка –_________ -не только придавала ________ дому, но и делила _____________ его жилую часть.

Важным местом в доме была _________.

Её _________ мелом. Печь называли _________ и считали: кто на печи сидит, тот ______, ________.

Самое главное и __________ место в доме был ________________, который находился на_____________ стороне дома.

 Это была самая ____________часть дома.









Физминутки:

Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!

Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны-1, 2, 3, 4, 5!

Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять.

Начинаем приседать – 1, 2, 3, 4, 5!

А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем, руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно! Не лениться!



Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг!

Мы плечами чик-чик!

Раз-сюда, два-туда,

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали,

Руки кверху все подняли!

Сели –встали, сели –встали

Ванькой –встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали.

А потом пустились вскачь, будто упругий мяч

Раз –два, раз –два

Заниматься нам пора!









В _______ углу сесть -

великая ___________













В красном углу сесть - великая честь

































Старинный дом.

Дом в старину возводили из ___________, жилище было устроено разумно и по–доброму.

Порог являлся __________дома, поэтому, по мнению наших предков, на нём нельзя было _________ и ________.

Центральная балка потолка –_________ -не только придавала ________ дому, но и делила _____________ его жилую часть.

Важным местом в доме была _________.

Её _________ мелом. Печь называли _________ и считали: кто на печи сидит, тот ______, ________.

Самое главное и __________ место в доме был ________________, который находился на_____________ стороне дома.

 Это была самая ____________часть дома.









Старинный дом.

Дом в старину возводили из ___________, жилище было устроено разумно и по–доброму.

Порог являлся __________дома, поэтому, по мнению наших предков, на нём нельзя было _________ и ________.

Центральная балка потолка –_________ -не только придавала ________ дому, но и делила _____________ его жилую часть.

Важным местом в доме была _________.

Её _________ мелом. Печь называли _________ и считали: кто на печи сидит, тот ______, ________.

Самое главное и __________ место в доме был ________________, который находился на_____________ стороне дома.

 Это была самая ____________часть дома.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!