СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Первые русские князья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира 3 класс, образовательная система "Начальная школа 21 века". Тема "Первые русские князья". Цель: дать представление о первых русских князьях, способствовать формированию представлений о деятельности русских князей и обучению школьников умению характеризовать исторические личности. Урок сопровождается презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Первые русские князья"»

Конспект урока по окружающему миру

« Первые русские князья»

Цели урока:

  • дать представление о первых русских князья

  • способствовать формированию представлений о деятельности русских князей

  • способствовать обучению школьников умению характеризовать исторические личности

  • формировать чувство патриотизма и гордости за свою Родину

Тип урока: изучение нового материала

Основные методы: частично-поисковый и проблемный

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая

Средства обучения: учебник, технологические карты, эталоны технологических карты, толковый словарь Ожегова, толковый словарь Даля, тексты исторических документов презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

У. Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.

II. Проверка домашнего задания.

У. Вспомните, что изучает история?

Д. История изучает прошлое

У. История России - объясняет, что происходило в нашей стране давно и недавно, как жили люди в разные времена, как менялась их жизнь.

У. Кто занимается изучением истории?

Д. Ученые-историки
У. Как люди узнают о прошлом?

СЛАЙД 2

Как люди узнают о прошлом?


Раскопки древних городов

Рассказы очевидцев



Изучение старинных книг

Изучение берестяных грамот


Изучение предметов быта, монет, драгоценностей определенного исторического периода







У. Когда возникло Древнерусское государство?

Д. Конец IX (9) века

У. Назовите город, который стал столицей Древнерусского государства

Д. Киев

У. Молодцы!

III.Мотивация и целеполагание.

У. Сегодня мы продолжим наше путешествие по Древней Руси. Чтобы догадаться, о чем пойдет речь сегодня на уроке, вам надо будет выполнить одно задание. Перед вами зашифрованное слово. Переставьте буквы и догадайтесь, что здесь написано.

н з ь я к

СЛАЙД 3,4




Д. Получается слово князь

У. Как вы понимаете значение слова князь?

Д. Глава племени, рода, вождь военной дружины.

У.Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

СЛАЙД 5

У.Тема нашего урока «Первые русские князья»

СЛАЙД 6

Проблемные вопросы:

  • Какие первые князья способствовали становлению и развитию Руси?

  • Что сделали первые князья для могущества государства и приумножения его богатств?

IV.Изучение нового материала.

  1. Рассказ учителя.

- Славянские племена постоянно боялись, что на них нападут враги, разорят поселения, заберут всё, что накоплено трудом людей. Страх заставлял славян объединяться, чтобы вместе защищать свои земли. Во главе такого объединения стоял старейшина, вождь (называли его князем). Но князья никак не могли жить дружно, в мире: не хотели делить богатство и власть. Эти раздоры продолжались долго. И тогда славянский народ решил: «Поищем себе князя, который бы навёл порядок на нашей земле, был бы справедливым и умным». Так рассказывает летопись.

СЛАЙД 7

Первым русским князем стал Рюрик .Он привёл своё войско (дружину) в Новгород и стал там княжить. С этого времени Русью начали называть земли, на которых правил Рюрик и после него — другие варяжские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

У. Что сделали эти князья для Руси, я предлагаю вам узнать, работая в группах.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

  1. Работа в группах с самопроверкой по эталону.

Технологическая карта.


Имя князя


Время правления


Качества характера


Дела на благо страны


  1. Рассказ учителя (продолжение) и презентация работ по группам.

У. Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности. Таким был и князь Рюрик. Но в одном из походов в чужие земли Рюрик погиб. Вместо него стал княжить его родственник – князь Олег.

СЛАЙД 8(Презентация 1 группы)

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

У. Существует легенда о смерти князя Олега. Рассказывают, будто нагадал ему кудесник (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. С тех пор не садился Олег на этого коня. Как-то раз через много лет вспомнил князь о своём любимце, но узнал, что он мёртв. Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь наступил на череп коня и засмеялся: «Не от этой ли кости умереть мне?» Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер.

Олег был храбрый князь, в народе любили его и жалели, когда он погиб.

Работа с картинами

Картины о первых русских князьях писали многие художники. В их числе был В.М.Васнецов.

СЛАЙД 11 Репродукция картины В.М. Васнецова «Встреча Олега с волхвом»

СЛАЙД 12 Репродукция картины В.М.Васнецова «Прощание Олега с конём».

-Каким на ней изображён князь Олег? Почему?

-Кто изображён под ногой Олега? Что должно произойти в следующий миг?

-Прав ли был кудесник, напророчивший Олегу смерть от коня?

-Эти картины Васнецов написал к произведению Пушкина А.С. «Песнь о вещем Олеге»

(показ книги и чтение отрывка из произведения)

СЛАЙД 13 (Презентация 2 группы)

У. После Олега стал княжить Игорь, сын Рюрика.

СЛАЙД 14 (Презентация 3 группы)

У. После смерти князя Игоря править славянами стала его жена Ольга.

СЛАЙД 15

У. Как только Святослав, сын княгини Ольги достиг совершеннолетия, он стал править государством.

СЛАЙД 16,17 (Презентация 4 группы)

У.Великий князь Владимир был внуком княгини Ольги, сыном князя Святослава.

V. Закрепление изученного.

У. Чтобы проверить, насколько внимательны вы были сегодня на уроке, я предлагаю вам игру «Домино»

VI. Подведение итогов.

СЛАЙД 19

У. Пришло время ответить на вопрос, которые были заданы в начале урока.

Д.Расширяли и укрепляли границы, воевали с недругами, обкладывали данью соседние племена

VII.Рефлексия

VIII. Домашнее задание. Задание по выбору

Провести исследование по выбору (князь Владимир Мономах, князь Ярослав Мудрый)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!